Урок обучения грамоте. 1-й класс. Согласный звук [й'] и буква Й, й
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гетьман Татьяна Владимировна

Методическая разработка урока позволяет познакомить с новым согласным звуком [й'] и буквой Й, й. Учит слышать новый звук в речи, выделяя его в словах. Развивает речь, фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnyy_y.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте. 1-й класс. Согласный звук [й'] и буква Й, й

Гетьман Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Цели:

  • Познакомить с новым согласным звуком [й'] и буквой Й, й.
  • Учить слышать новый звук в речи, выделяя его в словах.
  • Развивать речь, фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование:

Учебник по обучению грамоте. Тетрадь. Музыкальное оформление слайда. Запись с пением птиц. Звуковые схемы слов (у каждого ученика, учителя.). Наборное полотно. Текст на карточках (у каждого ученика). Лист-подарок от буквы Й (у каждого ученика). Буква Й на листе, алфавит (плакат) у учителя.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Слайд 2)

– Это что за птица к нам в гости прилетела? (Ответы детей)

Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится. 
(Чайка.)

(Слайд 3)

– Давайте покажем, как летают птицы. (Запись с пением птиц.)

III. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми  нового (15 мин.)

– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах. Кого пригласим на этот праздник? (ответы детей)
– Послушайте стихотворение. Читает подготовленный ученик.

Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.

(Слайд 4 – животные)

– Кто к нам придёт на праздник? (Джейран, кайман, чайка, лайка)
– Кто нам расскажет об этих животных?

Джейран – небольшой быстроногий козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.

– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто догадался? (В словах есть одинаковый звук [й'])
– Кто догадался, какова тема урока? 
(Звук [й'], буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке?
 (Искать в словах звук [й'], составлять звуковые схемы слов, читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы должны всё узнать о звуке [й'] и букве й.
– Составьте звуковые схемы слов по желанию. 4 ученика у доски, остальные – на местах.

Джейран          Чайка                 Кайман                        Лайка

IV. Игра «Узнайте звук»

– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й'] в словах:

Лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, май, чай.

А теперь наоборот. Игра «Кто больше?». По рядам. Придумайте слова со звуком [й'] в начале слова  (йод, йогурт, йог), в середине (майка, зайка, копейка), в конце (каравай, пой, сарай).

Результаты соревнования фиксируются на доске мелом.

(Слайд 5, скороговорка) Хоровое чтение.

– Что можете сказать о звуке [й']? (Он согласный)
– Какие бывают согласные звуки? 
(Твёрдые и мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо. Что заметили? 
(Этот звук никогда не бывает твёрдым, он всегда мягкий, независимо от того, какая буква после него стоит)
– Какой буквой обозначается на письме этот звук? 
(Буквой Й. Показ учителем этой буквы.)

 V. Физкультминутка для пальцев рук 

VI. Первичное закрепление изученного  материала 

Работа в рабочих тетрадях.

Дети печатают букву Йй в тетрадях.

Работа в тетради по чтению «Я читаю», 1 часть. Страница 23.

Задание. Дописать буквы.

Кроссворд.

(Ответы: 1) йод, 2) лейка 3) линейка 4) шайба)

– Какие слова по значению непонятны? (Ответы детей)
– Дописать буквы, чтобы получились слова.  
(Май, мой)
– Чем похожи слова? 
(Согласные буквы одинаковые)
– Чем отличаются? 
(Гласные буквы разные, значения слов тоже: май – это весенний месяц года, имя существительное; мой – это местоимение)

Работа в учебнике. Страница 34.

– Послушайте текст.                Чтение текста 1.

– Читаем «птичьим базаром» хором. Что заметили? (Надо вставить буквы)
– Читаем и дописываем буквы в словах. Какие буквы дописали? 
(Букву й)
– Дайте характеристику букве Й. 
(Буква Й обозначает согласный, мягкий, звонкий звук)
– А теперь попробуем прочитать текст по ролям.
 Текст 1. Текст 2.

Самостоятельная работа.

– Прочитайте слова.
– Прочитай слова. 
(Чайник, лейка, таз, воробей)
– Впиши буквы. Как называются их звуки? 
(Гласные и согласные)
– Какое слово здесь «лишнее»? 
(Таз)
– Какой предмет «лишний» на рисунке? Раскрась его.

Взаимопроверка.

VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе 

Чтение текста на карточках (у каждого ученика – карточка)

– Буква Й рада за вас. Вы очень быстро справляетесь с конкурсами. Поэтому она вас просит помочь ей выйти из-за затруднительного положения. Буква Й что обозначает? (Звук согласный, мягкий, звонкий)
– А вот буквы алфавита считают, что она не гласная и не согласная.

Заскучали буквы в алфавите.
– Споём? – сказала одна своей соседке.
– Я не умею, – грустно сказала та.
– А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и!..
– Й…й…й…
– И правда не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
– Я не гласная.
– Согласная, что ли?
– И не согласная.
– Кто же ты?
– Я…я – полугласная.
– А такие разве бывают?
– Одна я такая…
– Ну, и кому ж ты, полугласная, нужна?
– Всем нужна. Видишь, я тоже стою в алфавите.
– Стои – жалко, что ли.
– Не «стои», а «стой». Вот и пригодилась!
– Ну хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
– Сама догадайся…              
(А. Шибаев)

Кто же догадался о каком знаке идёт речь? (Ответы детей)
– На каком месте в алфавите живёт буква й' 
(Рассмотрев алфавит, на 11 месте. Соседи этой буквы: буква И и буква К.)

VIII. Итог урока

– Что было интересного?
– Что не интересного?
– Буква Й очень довольна праздником. (Слайд 6)
– Она вам дарит 
подарок на память на карточке – листе и просит раскрасить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отккрытый урок по обучению грамоте в 1 классе «Согласные звуки [к], [к’],буквы К, к" по УМК "Начальная школа 21 века"

Цели урока:·        познакомить детей с согласными звуками [к] и [к'],  буквами К, к;·        вырабатывать ...

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р."

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [ р] [р’]. Буквы Р р."  проведён по программе "Школы России" по ФГОС. Есть работа с интерактивной доской, с печатными тетрадями, просмотр мультфи...

конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "

конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...

Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

Создаётся мотивация к УД (чтение  стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение на...

Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м»

Урок обучения грамоте в 1 классе«Согласные звуки [м], [м\']. Буквы М, м»...