Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе по теме: «Мама - главное слово в каждой судьбе…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Проблема преемственности между начальной и основной школой актуальна всегда, так как осуществляется переход к новым условиям деятельности, к новым взаимоотношениям со сверстниками, с учителями. Часто  адаптация к новым учителям сопровождается конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг с другом.

   Во избежание этого нужно  практиковать взаимопосещение уроков 4 - 5 классов. Будущие учителя-предметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого ученика класса, а учитель 4- ого класса познакомится с методикой проведения уроков учителем среднего звена. При этом у  каждого будет возможность высказать своё мнение об уроке коллеги.    Когда  учитель средней школы проводит  уроки своего предмета в начальной школе или же учителя  четвертого   и пятого классов проводят интегрированные уроки, то  наблюдается успешная адаптация обучающихся  в пятом классе. Такая форма сотрудничества между учителями начальной и основной школы - залог лучшего способа познакомиться с детьми.

    

     Предлагаем технологическую карту интегрированного урока  литературного чтения  в четвертом классе и литературы в пятом классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и литературе  по теме:              

«Мама - главное слово в каждой судьбе…»

Цель деятельности учителя

 Углубление знаний о жизни и творчестве Л.Н.Толстого; формирование навыков эпизодического анализа произведения,  умений выделять главное и существенное (раскрыть тему и идею прочитанного текста), сравнивать и делать обобщения; развитие читательской грамотности; на примере героя отрывка из повести помочь обучающимся понять важность,  значимость образа матери в жизни каждого человека

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные:

Определять для себя перспективную цель чтения, понимать значимость произведений великих русских писателей; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и ценности эстетические; участвовать в дискуссиях на нравственные темы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному

Метапредметные:

Познавательные: понимание ключевых проблем изученного произведения; умение анализировать эпизод из литературного произведения; выявлять его основную мысль, формулировать ее на уровне сравнения и обобщения.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока коллективно; определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания

Коммуникативные:осмысленное чтение, умение пересказывать отрывок прозаического произведения; создание устного монологического высказывания разных типов (повествование и описание), участие в диалоге и полилоге; поиск  нужной  информации через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, Интернет-ресурсы        

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-творческой деятельности; формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы, применение технологии АМО(активные методы обучения).

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                 http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

http://www.zavuch.info                http://festival.1september.ru/subjects

Средства обучения

компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

 Презентация по теме урока

Основные понятия

Тема, идея, портрет, сравнение и обобщение, эпитет, авторская позиция

                                Организационная структура (сценарий) урока

Этапы

урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

                              Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

1. Мотивация

к учебной деятель-

ности

Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность(«хочу»).

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку…

(Дети хором – «пять».)

– Ребята,посмотрите своим партнерам по плечу, улыбнитесь друг другу, дайте воздушную пять. Я очень рада, что у вас хорошее настроение

Слушают учителя, участвуют в диалоге

с учителем. Демонстрируют готовность

к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

2. Актуализация знаний

и пробное учебное действие

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.

Применение приема «Посмотри. Подумай. Запиши»

- Внимательно посмотрите на экран.

- Кого вы видите на экране? Узнали ли вы кого-нибудь?

- Что вы думаете по поводу увиденного?

- О чем это вас заставляет задуматься? (на слайде изображены фотографии мам обучающихся.)

 - Запишите ответы и предложения на своих рабочих листках.

Смотрят презентацию, видят портреты своих матерей. Отвечают на вопросы, анализируя и обобщая увиденное.  Записывают свои предложения.

 воспринимают на слух

информацию.

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы на вопросы

- А теперь, ребята, свои предложения читают вслух члены 1-ой группы. Вниманию других групп: читаем свои предложения, не повторяя мысли других.

(Учитель исправляет ошибки в речи учащихся. Хвалит наиболее успешные ответы)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

4. Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя.

– Ребята, вы уже догадались,о  ком и о чем мы сегодня будем говорить на уроке литературы?

– Да, вы правы, мы будем говорить о мамах. Учитель на слайде открывает тему урока: «Мама - главное слово в каждой судьбе…» 

- Скажите, кто такая мама? Что вы можете сказать о ней? Какую роль они играют в жизни человека? Чтобы ответить на эти вопросы,  обратимся к отрывкам из повести Л.Н.Толстого «Детство». (Учитель рассказывает историю появления повести «Детство».

– Эта повесть родилась на Кавказе. Она состоит из трех частей: «Детство», «Отрочество», «Юность» . А четвертая часть –«Молодость» осталась ненаписанной. Произведение, состоящее из трех частей, называется трилогией.(На слайде: Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.) Особенность  этой повести заключена в том, что она основана на воспоминаниях Льва Толстого о своем детстве, о матери.

– Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания. Эта повесть автобиографическая. Л. Н. Толстой утверждал, что писал не о своем только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.

- Ребята, понятны ли вам значения слов: детство, отрочество, юность, автобиография?

- Что нам нужно делать,  чтобы понять содержание произведения писателя?

Формулируют тему и  цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Работают в группах, индивидуально, осуществляют лексико-семантическую(словарную) работу. Слушают учителя с целью выхода из затруднений и дальнейшей организации своей учебной деятельности

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и других источников, высказываний одноклассников, систематизируют знания. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

в  группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5. Пра-ктическая деятельность

по реализации построенного проекта

Выборочное чтение нужных отрывков, выделение главного и существенного в эпизодах. Определение идеи, авторской позиции.

Осознанное восприятие художественного произведения в единстве формы и содержания

(Организация работы по содержанию отрывка из повести.)

- Ребята, что говорит автор о детстве?

- Какими словами он выражает свои чувства?

- Без кого не может быть счастливое детство?

-  Как Толстой изображает образ maman в своем произведении?

(Организация работы по портретной характеристике образа мамы)

– Какими чувствами переполнен этот отрывок?

– Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он ее называет.

– Как мама называет своего сына?

– О чем нам с вами, читателям, могут говорить эти выражения?

– Что испытывал мальчик, когда находился рядом с матерью?    

Что хотелось ему сделать в эти минуты для всех знакомых и незнакомых ему людей?

 -Что хочет этим сказать автор?(Учитель объясняет, что это и есть главная мысль, идея, авторская позиция)

- Ребята, сделайте вывод: какова роль матери в жизни каждого человека и обсудите свои мысли в паре.

Вывод: с мамы начинается жизнь. Именно она первая берет тебя на руки, кладет к себе на колени, говорит теплые слова, бережет от трудностей и опасностей и указывает тебе правильную дорогу в жизнь. Именно поэтому мама -главное слово, главный человек в каждой судьбе.

Работют по первому абзацу отрывка.

Отвечают на вопросы под руководством педагога, находят эпитеты, характеризующие детство и образ матери. Приводят примеры.

Обсуждают свои мысли в паре.

Определяют авторскую позицию в сотрудничестве с учителем.

Доказывают свои мысли  примерами из текста

Обсуждение в парах.

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные: приобретают новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6. Первичное закрепление.

Оценивание своей работы в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания

1) Игра «Путешествие по сюжету произведения «Детство»(работа в группах)

-А теперь определим, кто самый внимательный в чтении текста:

1. Это не человек был, а ангел небесный. (Наталья Николаевна - мать);

2. Для него главное -  удобство и наслаждение в жизни, живёт для себя, для своих удовольствий, хотя по-своему любит жену и детей. (Петр Александрович - отец)

3. Знал, что не хорош собой, каждый намек на наружность, больно оскорблял, умные глаза, приятная улыбка, воображал, что нет счастья на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, всё отдал бы за красивое лицо. (Николенька)

4. Это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам. (maman)

3). (Организация работы по составлению монологической речи.)

- Дорогие ребята, мы с вами увидели, как даже самые великие писатели любили своих мам, очень тепло писали о них и с большой любовью описывали их портреты. А сейчас я вас попрошу рассказать о том, как ваши мамы любят вас.

Работают в группах; составляют  монологическую  речь.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

7.Включение
в систему знаний

Обобщение полученных сведений, выполнение

 тестовых заданий

1)- Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые понятия нашего сегодняшнего урока, напишем терминологический диктант.

1. То, о чем говорится в художественном произведении…(тема);

2. То, что нам хочет сказать автор…(идея);

3. Основная мысль произведения, идея… (авторская позиция)

4. Произведение, в котором автор использует свои личные впечатления и переживания из своей жизни…(автобиографическое произведение)

5. Три произведения одного автора, связанные идейным содержанием…(трилогия)

6.  На чем основана повесть Л.Н. Толстого «Детство»? (на воспоминаниях)

7. Отношение Николеньки к своей маме…(любовь)

Принимают участие в работе, пишут терминологический диктант по теоретико-литературным понятиям; проверяют свои работы по эталону

Индивидуальная, групповая

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Заключительная беседа по вопросам

 1)Мыслительный приём «3-2-1»

- Назовите трёх понравившихся героев повести «Детство»;

- Назовите два добрых слова, которых вы сказали бы своей маме;

- Назовите один самый понравившийся эпизод из повести «Детство»

2) Учитель читает стихотворение Р. Гамзатова «Берегите матерей»

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу

9.

Объяснение домашнего задания

1 группа: Подробный пересказ понравившегося эпизода; 2 группа: Написать мини сочинение о маме с привлечением повести «Детство» Л. Н, Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению «Знакомство с Муми-семейством» (Т. Янссон «Шляпа Волшебника», 1-я часть)

Данный урок предназначен для первичного ознакомления с писательницей Туве Янссон и её героями из книги "Шляпа волшебника". Разработан по критериям ситемно-деятельностного подхода....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "В.Маторин "Дмитрий Донской"

Технологическая карта представляет собой обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.Обучение с использованием ...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....

Технологическая карта к уроку по литературному чтению. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Эта технологическая карта получила одобрение педагогов кафедры начального образования Академии постдипломного образования СПб в 2015 году....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского"

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению "Мудрые уроки учителя Ушинского" для 2 и 4 классов...