Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Коровкина Светлана Николаевна

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы для общеобразовательных учреждений по литературному чтению ( авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкого, М. В. Голованова, М.: «Просвещение», 2010) в 1 классе.

Программа рассчитана на 66 часов учебного времени (2 часа в неделю, 33 недели).

Курс литературного чтения  начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного),букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели изучения предмета:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к     отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Основные задачи:

  • знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества;
  • формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире;
  •  повышение уровня коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;
  • формирование читательской компетентности, помогающей младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить;

 пробуждение интереса учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. 

Актуальность данной программы заключается в формировании читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 6-8 стихотворений разных авторов по выбору ученика;
  • авторов и названия произведений, прочитанных в классе;
  • одно периодическое детское литературно-художественное издание.

Учащиеся должны уметь:

  • читать плавно, безотрывно по слогам и. целыми словами вслух и & себя; темп чтения 40 - 50 слов в минуту;
  • ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);
  • понимать содержание прочитанного;
  • эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
  • осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
  • находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка);
  • определять тональность и характер произведения (героический, юмористический);
  • находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, эпитет);
  • проговаривать ритм произведения;
  • находить рифмы;
  • рассказывать о событиях произведения от 1 и 3 лица;
  • подбирать слова-определения для характеристики героев;
  • подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
  • отличать монолог от диалога;
  • задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
  • сочинять устный отзыв о прочитанном, быть способными написать сочинение на свободную тему.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Количество часов

Контрольные мероприятия

1.

Добукварный период

9 ч

2.

Букварный период

15 ч

3.

Послебукварный период

5 ч

4.

Основной период чтения

20 ч

5.

Жили-были буквы

3 ч

6.

Сказки, загадки, небылицы

3 ч

Тест

7.

Апрель, апрель! Звенит капель

3 ч

Тест

8.

И в шутку и всерьез

4 ч

Тест

9.

Я и мои друзья

4 ч

Тест

10.

О братьях наших меньших

3 ч

Тест

11

Резервные уроки

2 ч

УМК:

Учебники:

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.: Азбука. 1 класс. Учебник. В 2-х частях (Москва «Просвещение», 2011)  
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. , Виноградская Л.А.,  Бойкина М.В. «Литературное чтение» 1 класс: В 2 ч. (Москва «Просвещение», 2011)

Рабочая тетрадь :

1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. «Литературное чтение» Рабочая тетрадь, 1 класс: В 2 ч. (Москва «Просвещение», 2011).

Пособия для учителя :

1.Авторская программа Л.Ф Климанова. М.: «Просвещение», 2010.

2.Поурочные разработки по обучению чтению.Т.В.Игнатьева. М.: « Экзамен» 2012.

3.Поурочные разработки по обучению чтению.1 класс. С.В.Кутявина «Вако» 2013.

Электронные пособия:

  1. Электронные пособия:
  • Грамота.ру-  справочно- информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru 
  • Крылатые слова и выражения – ресурс, посвященный крылатым словам и выражениям русского языка -  http://slova/ndo/ru 
  • Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке – http://puscorpora/ru 
  • Словари.ру – ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка – http://www.slovari.ru
  • Электронное пособие к учебнику Л. Ф. Климановой
  • Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru

Оборудование учебного кабинета:

  1. Посадочные места по количеству обучающихся (30 человек);
  2. Рабочее место преподавателя;
  3. Комплект учебно-наглядных пособий;
  4. Комплект обучающихся видеофильмов и программ .

Технические средства обучения:

  1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Русский язык» для индивидуального обучения на дому

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Русский язык» для индивидуального обучения на дому...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для слепых обучающихся 4 класса...

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для индивидуального обучения на дому, 4 класс

Рабочая программа учебного предмета  «Изобразительное искусство» составлена на основе составлена на основе требований Федерального государственного образовательногостандарта начальног...

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" для индивидуального обучения на дому, 1 класс

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана  на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению разработана на основе на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью   программно-методическим материалом « Обуч...