А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Машнева Надежда Григорьевна

урок литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_po_lit_chteniyu.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии, отметить выразительность поэтических образов и красоту языка поэта

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством
А. С. Пушкина и содержанием «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;

научатся: толковать значение слов литературной сказки, называть черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народными и авторскими сказками, в которых есть сходные линии; отмечать выразительность поэтических образов и красоту языка поэта

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной литературе; выполнять самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе алфавитного и тематического каталогов; осуществлять поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); наблюдать за словом в художественном тексте.

Регулятивные: организовать работу по составлению плана урока (определить тему, цели и задачи урока); планировать действия по выполнению задач урока; оценивать выполненные действия, корректировать их.

Коммуникативные: понимать правила взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные: проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Сегодня на уроке у нас присутствуют будущие учителя, давайте порадуем их  и себя и меня своей работой на уроке.

— Прочитайте самостоятельно.

Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.

Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку!

-  Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).

_Давайте с вами вспомним с творчеством какого поэта мы с вами познакомились? . Какие стихи Пушкина вы выучили  наизусть?

-Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению?

- Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

 А. С. Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы и познакомимся на уроках литературного чтения.

Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы?

Д. Это сказка.

У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку.

Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть вы даже  видели мультфильм.

-  В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах.

-А какая сказка называется народной?

 

-Можно сказку написанную А.С. Пушкиным отнести к народным?

– Какие виды сказок знаете?

– Скажите, какая общая задача всех сказок?

– К какой группе относится сказка, которую мы будем читать сегодня на уроке?

– Что делает любую народную сказку поэтичной, похожей на поэтическое произведение?

– А теперь поработаем над текстом авторской сказки и найдем ответ на такой вопрос: «В сказке А. С. Пушкина есть та поэтичность, которая идет из народного творчества, из народной сказки?»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

– Сказки делятся на волшебные, о животных, бытовые. – Задача сказок – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека.

– Это авторская, волшебная сказка.

– В народной сказке есть рифма, ритм, сюжет, особые речевые обороты, композиция, образные средства, волшебство превращения обычного в необычное, повторы.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

III. Чтение сказки по частям

Беседа по прочитанному

Физкультминутка

Прогнозирование содержания сказки.

Самостоятельное чтение учащимися.  С. 71 – 74

Работа в парах

Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Лексическая работа.

 – Объясните значения устаревших слов.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

- Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы

Учитель проводит беседу по прочитанному произведению. 

- С какими героями сказки вы познакомились? Кто добрая героиня? Кто злая? 

– Как народная сказка представляет положительных и отрицательных героев?

-  Какое время года описывается в данной части?

-  Сколько месяцев ждала царица своего царя?

-  Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

Вы, наверное, устали?
НУ, тогда все дружно встали. 
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся, (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись. 
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем. 
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
 

- Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

– Можем мы вместе представить главных героинь сказки А. С. Пушкина?

– Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

– Что можно сказать о царице-мачехе?

– На карточках слова, значения которых мы сейчас повторим, они понадобятся нам для дальнейшей работы.

– Ограничивается ли характеристика героинь только описанием их внешности? Говорит ли что-нибудь А. С. Пушкин об их характерах?

– Пушкин представляет героинь одинаково красивыми, чтобы обратить наше внимание на их внутреннюю противоположность.

– К какому типу народной сказки ближе эта сказка?

– Прочитайте, что пишет А. С. Пушкин о волшебном зеркальце.

– Здесь мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций. Найдите в тексте композиционный повтор.

– Кто отвел в лес молодую царевну?

– Как Пушкин написал это слово? Почему, разве это имя?

– Какую работу поручила выполнить царица Чернавке?

– Какой бы краской вы обозначили это поручение?

– Получается, что царица поручила Чернавке выполнить черную работу. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло?

– Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны?

– Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у А. С. Пушкина ответ на этот вопрос?

– Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей?

– Дает ли А. С. Пушкин характеристику Чер-навке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны?

Читают текст произведения. Отвечают
на вопросы.

Объясняют значения новых слов:

– Главные герои сказки – царица-мачеха и царевна.

– В народной сказке положительные качества героя сочетаются с его красивой внешностью. Отрицательные качества сочетаются с безобразной.

Зима

9 месяцев

Родилась у царя дочь

Рано утром

Умерла

Через год

– Мы может представить героинь сказки. А. С. Пушкин описывает своих главных героинь: мачеха – высока, бела, царевна – белолица, черноброва. Обеих героинь поэт рисует одинаково красивыми.

– Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

– Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

– Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

Объясняют значения слов:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова «ломаться», то есть кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

– Сказка относится к волшебным. Волшебный предмет – зеркальце.

– «И царица хохотать… глядясь».

Читают диалог царицы и зеркальца.

– Чернавка – это служанка. Чернавка делает черную работу.

– Слово «Чернавка» написано с большой буквы. Называя ее с большой буквы, А. С. Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки.

– Черной краской.

– Царевна догадалась и «до смерти испугалась».

– «Та в душе ее любя…»

– Сила – любящая душа Чернавки помогла Царевне.

– Внешнее описание – это работа Чернавки, внутренние – ее душа

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

IV. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать, сохранять учебные
задачи

V. Итог урока. Рефлексия

С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?

– В поэтической сказке Пушкина есть ли та поэтичность, которая идет из народного творчества, народной сказки? Какой же вывод мы сделаем с вами? Какова главная мысль сказки?

– Каких же героев – положительных или отрицательных – больше в сказке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– В сказке А. С. Пушкина есть рифма, ритм, характер, повтор речевых конструкций, композиционный повтор.

– В сказке есть главные герои: царица и царевна; герои бывают положительные (добрые) и отрицательные (недобрые); в сказке добро борется со злом; добро всегда побеждает

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Этот урок литературного чтения я проводила во втором классе на городском уровне и получила много лестных отзывов. Данный урок сопровожден интерактивной мультимедийной презентацией. Итог подводитс...

Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....

Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Цель урока:   Проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне  и о семи ...

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Конспект по модулю "Слушание". 3 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Конспект уроока по модулю "Слушание",так же можно использовать на литературное чтение. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях". УМК "Начальная школа 21...

«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Цели урока:1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую  речь, воображение;2) накапливать читательский опыт;3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, ...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....