Конспект урока по литературному чтению И. Бунин. Листопад.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Свинаренко Светлана Александровна

Материал содержит подробный конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 классе по теме:"И. Бунин. "Листопад"    /Программа "Школа России"/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения Иван Бунин "Листопад".

Цели:

формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.

Ход урока

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

(Слайд 2)

Учитель: 

Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

2. Постановка цели урока   (Слайд 3) 

У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

3. Артикуляционная гимнастика (Слайд 4) 

 У.:   На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!  

            УПРАЖНЕНИЯ:

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

             Упражнение: На развитие интонационной выразительности речи   (Слайд 5)

У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Мы когда отправляемся на экскурсию

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Что мы делаем сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Куда мы отправляемся сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.

Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию.

Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Введение в тему урока. (Слайд 6)

- Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

( на фоне музыки П И. Чайковский «Времена года. Октябрь»  учитель читает стихотворение)

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).

- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи.

  Стихи эти красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы.

- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?

- Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?

- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы).

5. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

6. Знакомство с биографией поэта. (Слайд 7 )

Сообщение ученицы:

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.

Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.

7. Работа над стихотворением.

а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал.

Слушание стихотворения в грамзаписи.  (Слайд 8)

 - Что вы почувствовали, слушая стихотворение? ( изумление, радость, восторг, грусть, сожаление)

-Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки? 

- Какое явление природы описывает И. Бунин в своем стихотворении?

б). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.

 в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. (Слайд 9, 10)

Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками

Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый  

Багряный – красный, густого, тёмного оттенка

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Вдова - печальная  женщина, у которой умер муж. 

8. Физкультминутка "В лесу".  

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

  Ветер тихо клён качает

    И листочки обрывает.

    Листья жёлтые летят, в нашем классе листопад. 

г) Выборочное чтение.

Анализ стихотворения. 

1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса.

- Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.

- На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.

2. Анализ первой части отрывка. (Слайд 12-17) 

- Кто же является главным героем стихотворения?

- Кто наблюдает за всем происходящим в лесу и заворожён красотой увиденного и его тишиной?

- Верно, лес.

- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.

- Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса.

-Что напомнил осенний лес Бунину?

-Что же особенно его удивило?

- Почему он сравнивает лес с расписным теремом?

- Что общего между ними?

- Кто в природной тишине является одушевлённым?  (Бунин наделил свой лес и осень, и мотылька человеческими качествами для того, чтобы мы могли им сопереживать им, как живым людям.)

-Как называется этот приём в художественной литературе?

- Что называется олицетворением? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).

- Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). 

Работа в группах. Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину).

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.

- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный).

--Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья).

-Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.

- Что автор пишет о ёлочках?

-Почему автор использует такое сравнение?

- На что похожи ёлочки? (на башни терема)

--Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон).

-Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение).

-Почему появились эти оконца?

 -Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

- Как называет автор окна? (оконца)

- О каком качестве поэта это говорит?

-Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки).

-Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью).

 - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

-Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

- Какое настроение вызывает у автора эта картина?

9. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?

10. Физкультминутка для глаз. Слайд 18

11. Анализ 2 части отрывка. Слайд 19

- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.

-Какова здесь осень? (грустная)

- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой).

- О чём грустит осень?

-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.

-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится).  - Случайно ли это? 

- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток). 

- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их. 

- Как вы понимаете выражение «воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра»?

- Как люди называют этот период осени? (бабье лето)

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит). 

- Как он пишет о тишине?

-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье). 

- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое).

-Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает). 

- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье). 

- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.

- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).

-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.) 

- Как же будете читать эти строчки? Почему? 

- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании?

(Я представляю :) 

- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

- В каком образе выступает осень в этой части?

12. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.  Слайд 20

- Что изобразил художник? О чём эта картина?

- Какие деревья здесь занимают центральное место?

- Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?

- Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?

- Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?

- Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.

- Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?

  Чтение сочинения Ивановой Марии по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень».

13. Работа над выразительностью.  Слайд

 - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

  1.    Читай медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины.
  1.     После каждой строчки надо обязательно делать паузу, независимо от того, есть ли в конце знак препинания.
  2. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.

14. Итог урока.

 - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? 

- О чем это стихотворение?

-Что вы запомнили о И.Бунине?

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

- Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу?

-Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

- Какие чувства пробуждает в вашей душе это стихотворение?

Вывод: Бунин заканчивал свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение?

-А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

-Что можете сказать о поэте, как о человеке?

-Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?

Вывод: Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину, умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней).

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).

15 . Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке:

-У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.   Поднимите красный листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"

Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через  рассматр...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»

Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...

План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"

Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:И.А.Бунин "Листопад"

Технологическая карта урока с УУД и СОТ. презентация....

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина

Цель: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина; учить чувствовать поэтический мир; пополнять словарный запас; развивать речь, память, мышление, воображение....