Конспект урока по литературному чтению. А. Гайдар "Тимур и его команда".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Белова Ольга Викторовна

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса представлен в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока.41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 «г» классе

Учитель

Белова Ольга Викторовна

Школа

МБОУ СОШ № 5 г. Пыть-Ях

Класс

4 «г»

Предмет

Литературное чтение.

Тема урока

Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда»

Программа

Школа 2100

Место и роль урока в изучаемой теме.

Применение новых знаний

Формы работы уч-ся

Групповая

Цель урока

Образовательные:

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. П. Гайдара

продолжить работу над умением  анализировать текст произведения, давать характеристику главным героям

Развивающие:

 Способствовать развитию  грамматически правильной диалогической и монологической речи  детей, точности, эмоциональности, последовательности и содержательности  в ответах.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству писателя А. П Гайдара

воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе  в группах, привитие навыков этикета речи

Планируемые результаты:

Личностные

1) развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Метапредметные

Познавательные УУД:

1)формировать умение извлекать информацию из  текста;

2) формировать умение выявлять сущность, особенности главных героев произведения;

3)формировать умение на основе анализа поступков  делать выводы;

Регулятивные УУД:

1) развивать умение высказывать своё отношение к поступкам героев произведения;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) работать по плану;

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развивать умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать точку зрения других.

Предметные

Анализировать самостоятельно  прочитанный текст (рассказ, стихотворение) находить ответы на поставленные вопросы в содержании прочитанного, развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного произведения

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1 воспитание гражданско-патриотического чувства на основе литературных произведений писателей-фронтовиков

2 воспитывать гражданско-патриотическую позицию на положительных примерах литературных героев

Оборудование:

персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, текст А. П Гайдар «Тимур и его команда» , карточки с заданиями, листы самооценки

Структура и ход урока

Этап урока

Содержание этапа

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формирование УУД    ТОУУ

(Технология оценивания учебных успехов)

Ι. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Вместе не трудно,

                    вместе не тесно.

                    Вместе легко

   и всегда интересно!

1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Методы стимули-рования учебной деятельности: созда ние атмосферы эмоционального комфорта

Личностные УУД:

1)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

 умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

.

умение оформлять свои мысли в устной форме

 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом литературного текста

умение находить ответы на вопросы

 умение оформлять свои мысли в устной форме

 умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

1) умение выявлять сущность, особенности объектов;

2) умение на основе анализа объектов делать выводы;

3)умение обобщать и классифицировать по признакам;

 умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 умение слушать и понимать других

ΙΙ. Актуализация знаний.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к занятию; организация осознания обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий

-О чём  идёт речь? Когда легко и интересно работать, чем-то заниматься вместе? (О КО-МАНДЕ)

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.

Здесь все по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Команда нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый своё дело знает,

Работает на результат.

Распределение на команды

- Мы распределились на 4 команды: «Биог-рафы», «Библиографы», «Пресс-центр» и «Знатоки».

-Что значит быть  командой?

-Что может людей объединить в команду?

-Кто может управлять командой?

-Каким должен быть командир?

- Определите  тему  урока? О каком произведе-нии мы сегодня будем говорить?

- СЕГОДНЯ  У  НАС ОБОБЩАЮЩИЙ  УРОК   ПО  ПОВЕСТИ  АРКАДИЯ  ГАЙДАРА «ТИМУР  И  ЕГО  КОМАНДА» 

 - Вам эта книга понравилась?

О Тимуре, без сомненья,

Вы читали с увлеченьем,

                   Слово дав себе потом,

                   Подражать ему во всем

- Как раньше называли объединение детей в школе?

- Какие отличительные признаки пионеров вы знаете?

1) Формулируют тему урока

2) Обосновывают выбор правильного ответа.

3)Отвечают на вопросы учителя.

6)Высказывают свои предположения.

На парте лежат звездочки на луче звезды написать своё имя и фамилию командир выбирает звезду, команда садится за один стол

Фронт.форма

фронтальная беседа

ΙΙΙ. Открытие нового знания

Цель: знакомство обучающихся с жиз-нью и творчеством А. П Гайдара. Воспита-ние интереса к твор-честву писателя. Раз витие диалогической речи.

Физминутка

- Каждая команда-группа детей готовила своё домашнее задание.

- 1 команда – группа  Биографы познако мит  нас с биографией Аркадия Гайдара.

- 2 команда - группа Библиографов  подготовила обзор по произведениям А. Гайдара.

- С 3 командой – группой  Пресс-центр мы  выполним  погружение в историческое время.

Физминутка  «Сад Добра»

 Представьте, что вы - деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые соверша-ют ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево раду-ется. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается.

- поздороваться при встрече

- уступить место в автобусе пожилому чел-ку

-жаловаться на всех подряд

- забрать у одноклассника ручку

- смастерить скворечник

- перебивать взрослых,которые разговаривают

- приготовить маме подарок на 8 Марта

- помочь полить летом грядку на огороде

- сорить в классе и в других общественных местах

- помочь товарищу решить задачу

- А сейчас  ребята 4 группы Знатоки

приготовили для всех команд БЛИЦ ТУРНИР.

1)рассказывают о биографии писателя А. П Гайдара с использованием презентации

Фронт.

форма. Объяснительно-иллюстративная форма

Продуктивные методы

Мини исследование

Опрос родителей

ΙV. Применение  знания

Цель: формирование умения находить отве ты на вопросы;

Умение строить рече-вое высказывание на поставленный воп-рос; умение оформ-лять свои мысли в устной форме.

БЛИЦ ТУРНИР по содержанию повести:

1.  Какой экзамен должна была сдавать Ольга сестра Жени? ( математику)

2.  Что запустила, находясь на чердаке, в небо Женя из рогатки? ( бумажного парашютиста)

3.  Что помогал делать дедушке Коля Колокольчиков?

4.  Где находился штаб команды Тимура?

5.  Какая кличка была у пропавшей козы?

6.  Кто обтряс яблоню по Кривому переулку дом 34, сломал ветки и помял клумбу? ( Мишка Квакин)

7.  Что значит красная звезда на воротах дома?

8.  А красная звезда, обведённая черной кай-мой?(служит в Красной армии; погиб)

- А теперь я предлагаю каждой коман-де выполнить следующее задание. Для каждой команды я приготовила иллю-страцию. Посмотрите на иллюстрации и найдите в тексте повести строки, соответствующие этим иллюстрациям

Обсуждение прочитанного.

- Где и когда происходит действие повести? (зачитывают ответ, как подтверждение)

- Почему это важно знать?

- Назовите главных героев.

- Почему им было интересно вместе? Что их объединяло?

- Какой мальчик противопоставляется в повести  Тимуру?

Работа в группах (заполнить таблицу).

- Давайте проанализируем повесть. Для этого заполним таблицу.

   1.  Выберите слова, характеризующие героя.  

        Заполните первую строку таблицы

        (используйте  слова-помощники на доске).

   2.   Как называлась группа Тимура, как

         называлась группа Квакина?

   3.  Чем занималась команда Тимура?

   4.  Чем занималась шайка Квакина?

   5.   Как вели себя ребята из команды Тимура?

   6.   Как вели себя ребята из шайки Квакина?

имя

Тимур

Квакин

Благородный решительный смелый отзывчивый

Хулиган трусливый грубый безответственный

Название группы

команда

Шайка

Занятия

Помощь семьям красноармейцев

Обворовывание садов

Поведение во время переговоров

Мужество и благородство

Хамство

Подготовка к бою

Ультиматум

Арест послов. Грубое ругательство

Во время боя

Честное ведение боя

Отсутствие выдержки

Давайте сравним этих двух героев

- Что у них общего?

- Почему за ними шли ребята?

- Сделайте вывод: Что такое команда и чем она отличается от шайки?

Дискуссия

-О чем эта  повесть?(О дружбе, о доброте, чести и любви, о взаимопонимании, скромности, до-стоинстве, одним словом  о нравственности.)

Когда повесть напечатали в 1940 году в газете «Пионерская правда». Тимуровское движение стало массовым. Тимур стал образцом, по кото-рому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят.

-Как вы думаете,  почему Тимуровское движение стало массовым, а не Квакинское?

1) отвечают на вопрос

2)Производят

самоконтроль.

Дети выбирают слова и заполняют таблицу

Вопросы на карточках. Дети отвечают устно, предварительно обсудив в группе

Фронт.

.групповая

VΙ. Итог.

Рефлексия.

Цель: организация фиксации нового содержания, изученного на уроке, проведение самооценки учениками работы на уроке

-Нужна ли кому-нибудь  помощь тимуровцев в наше время?

- А какие тимуровские дела можете выполнять вы –ребята 21века? Кому помочь? Детский дом, госпиталь для ветеранов, помощь и поддержка детей-инвалидов, волонтеры, благотворитель-ность, уступить место в транспорте, донести тяжелую сумку, собрать мусор, макулатуру и так далее. Даже просто сказать доброе слово человеку, поддержать его, покормить бездом-ное животное, провести субботник и убрать территорию.

- Напишите на звездочке одно хорошее дело, которое мог бы совершить каждый из вас. Прочитайте.

- Оцените работу своей команды на уроке, поставьте отметку себе на звездочке.

-Представьте, как гордо мчится по бескрайним просторам нашей Родины сильный и мужественный всадник сквозь время и пространство. А из-под копыт его коня улетают прочь из нашей жизни подлость и трусость, хулиганство и предательство, лень и жадность. Аркадий Гайдар так мечтал об этом в своём ХХ веке и очень надеялся, что мы сделаем это в наше время – веке XXI.

1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

3) Оценивают свою работу на уроке.

Фронт.

Индивид.

 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»

Класс: 3УМК: «Начальная школа ХХI века»Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда» Тип урока: урок открытия нового знания....

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...