Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Балданова Дулма Дашидоржиевна

Урок в соответсвии с ФГОС . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie_s_marshak_dekabr.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литературное чтение

Программа

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема

С.Маршак «Декабрь». Книги Маршака

Тип урока

комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением С. Маршака, литературным приемом (олицетворение), формирования специальных читательских умений (правильно называть произведение, автора, жанр, тему); способствовать развитию творческих способностей обучающихся, самостоятельности, положительной мотивации к учению посредством литературы и декоративного труда

Планируемые результаты

Предметные: выразительно читают стихотворение (выбирают интонацию, передающую настроение героя, определяют тон и темп чтения)

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием художественного произведения; осуществляют синтез как составление целого рисунка из частей; самостоятельно создают способы решения творческой задачи;

регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану;

коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими

Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции

Образовательные ресурсы: модели обложек, аудиозапись композиции П. Чайковского «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока

Будьте собраны друзья,

Ведь без знаний нам нельзя!

Чтобы сказки узнавать,

Надо много книг читать!

Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

II. Проверка домашнего задания

– Кто главные герои этого рассказа?

– Найдите в тексте описание елки.

– Перескажите эпизод, в котором говорится о том, как работала «игрушечная фабрика» Чука и Гека.

– О чем догадались мальчики, услышав бой курантов?

– Что пожелали люди друг другу в Новый год?

– Мальчики Чук и Гек.

Зачитывают.

Пересказывают.

Отвечают на вопросы

III. Актуализация знаний

Снова к нам пришел сегодня

Этот праздник новогодний,

Праздник елки и зимы

С нетерпеньем ждали мы.

– Ребята, я неслучайно начала урок этими словами. Вспомните, как называется раздел, который мы с вами сейчас изучаем.

– Скоро-скоро уже постучится в наши дома Новый год. Когда это произойдет?

– Какой сейчас месяц?

– Что вы знаете об этом месяце?

– Какие пословицы о декабре вы знаете?

– Древнерусское название месяца – лютень, народное – студенец – за лютые морозы, длительную стужу. Вот как говорили о декабре в народе:

Леденье пришло,

Зиму в дом привело,

В сани коней запрягло,

В путь-дорожку вывело,

Снег заледенило,

Лед на речке вымело,

Ребят в санки усадило,

С горки покатило.

– Но не только словами можно описать этот месяц. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский в своем музыкальном альбоме «Времена года» посвятил декабрю вальс, который назвал «Декабрь. Святки»

– «Здравствуй, праздник новогодний!»

– В полночь 1 января.

– Декабрь – двенадцатый месяц года в календаре, которым мы пользуемся сейчас. А в давние времена год начинался с марта, и декабрь был десятым месяцем. Поэтому и получил название от латинского слова decem, что значит «десять». Календарь изменился, а название осталось.

– Декабрь – зиме начало, году –
конец.

Слушают вальс

IV. Изучение нового материала.

1. Чтение произведения

– Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением. Это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Декабрь».

– Откройте учебник на с. 168, послушайте стихотворение.

Читает стихотворение наизусть

Внимательно слушают

2. Вопросы после первичного чтения

– Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
Почему?

3. Словарная работа

– Какие незнакомые слова встретились?

Вымостил – выстлал поверхность (льдом).

Салазки – санки.

– Какие картины природы рисует автор?

– Что значит выражение «все деревья в серебре»? В прямом ли значении употреблено слово серебро?

– Такой литературно-художественный прием называется метафора, т. е. употребление слов и словосочетаний в переносном значении. В этом стихотворении есть еще один художественный прием. Догадайтесь какой и приведите примеры из текста.

– А как вы понимаете фразы: «речку вымостил мороз», «обновил коньки, салазки»?

– Подумайте, почему елка «плакала сначала». Что значит «задышала, ожила»?

– Прочитайте описание нарядной елки. Какое возникает настроение?

Объясняют значение слов.

– Олицетворение – перенесение свойств одушевленных предметов
на неодушевленные.

– Это природное явление: когда хвойное дерево заносишь в тепло, то оно начинает выделять смолу, и появляется резкий хвойный запах

Физкультминутка

У маленьких детишек елочка большая.

Огоньками, шариками елочка сверкает.

Ай да елочка, погляди, погляди.

(Хлопают в ладоши.)

Деткам, елочка, посвети, посвети.

Не коли́ нас, елочка,

Веточкой лохматой,

Убери иголочки

Дальше от ребяток.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

4. Первичное закрепление
с прогова-
риванием

– Давайте вспомним, что значит читать выразительно:

•  соблюдение знаков препинания;

•  интонация (восклицательная, повествовательная, вопросительная);

•  громкость;

•  темп чтения;

•  плавное чтение целыми словами;

•  соблюдение ударений в словах.

Внимательно читают.

5. Работа
в тетради
(с. 75, № 2, работа
в парах)

– Теперь поработайте в парах, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. Используйте слова-помощники:

•  Я думаю, что …

•  Я думаю иначе …

•  Я согласен и тоже считаю, что …

•  Я с тобой согласен, потому что …

– В учебнике найдите такое же четверостишие, отметьте его карандашом, вставьте пропущенные слова

Выполняют задание в тетради

V. Итог
урока. Рефлексия

– С каким стихотворением познакомились?

– Кто автор?

– Что запомнили?

– Кто хотел бы рассказать это стихотворение на новогоднем празднике?

– Какая работа понравилась больше?

– Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Домашнее

задание

Выучить наизусть стихотворение С. Маршака «Декабрь»

Записывают задание на дом, задают вопросы

Самоанализ урока:

     При планировании данного урока была учтена связь его с предыдущим уроком. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности в учебную деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы.

     Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Материал урока носил научный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим. Дети не испытывали больших трудностей в выполнении заданий.

      Содержание урока имело развивающий характер, поддерживалась познавательная активность учащихся, воспитывались коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

     Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведены физминутки, чередовались письменные и устные задания, учитывались возрастные и психологические особенности детей.

     Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

Анализ учителя:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...