урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Балданова Дулма Дашидоржиевна

 урок по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_chtenie_s_mihalkov_v_lesu_stoyala_elochka.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литературное чтение

Программа

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема

С.Михалков «В снегу стояла ёлочка»

Тип урока: 

комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с произведением С. Михалкова «В снегу стояла елочка»; способствовать
формированию навыков сознательного выразительного чтения, развитию творческого воображения и эмоциональной сферы, пополнению и активизации словарного запаса; содействовать воспитанию гуманной личности, бережно относящейся к богатствам и красоте
природы

Планируемые результаты

Предметные: выразительно читают стихотворение (выбирают интонацию, передающую настроение героя, определяют тон и темп чтения)

Метапредметные:

познавательные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения;

регулятивные: проговаривают вслух последовательность действий; оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;

коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Образовательные ресурсы: снежинки из бумаги со стихами русских поэтов, карточки с заданиями для работы в группах и парах, шаблон елочки и украшения для нее, иллюстрации, портрет С. Михалкова

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала
урока

Прозвенел опять звонок!

Можно начинать урок?

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели!

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите своему соседу вместе с улыбкой хорошее настроение

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация опорных знаний.

Литературный диктант

– Какой раздел мы закончили изучать?

– Произведения каких авторов вы изучили? Напишем литературный диктант. Я буду зачитывать отрывки из произведений, а вы – записывать фамилию автора
(см. Ресурсный материал).

Взаимопроверка.

– Подчеркните фамилии поэтов.

– Назовите написанные ими произведения.

– Чем они похожи?

– Каких поэтов вы еще знаете?

– Для чего важно знать авторов, названия произведений, их содержание?

– «Снежок порхает, кружится…».

– Суриков, Некрасов.

– «Детство», «Саша».

– Темой (дети, зима).

– Чтобы быть грамотным, а значит, культурным человеком, общаться
с другими людьми, участвовать и побеждать в конкурсах и т. д.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Постановка учебной задачи

– Какой большой праздник мы ждем зимой?

– Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что является символом Нового года.

Новый год встречаем с ней

В свете праздничных огней.

Любим мы ее иголки –

Украшаем нашу …

– Символом этого праздника является ель.

– Определите тему урока. О чем будем говорить?

– О чем мы будем читать в новом разделе?

– Один из самых любимых праздников и взрослых, и детей, несомненно, Новый год. Это праздник семейный, государственный или международный?

– Вспомните, кто ввел в России празднование Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января?

– Новый год.

– Елку.

Высказывают свои предположения.

– Петр I.

2. Рассказ
учителя

Рассказывает о праздновании Нового года во времена Петра I(см. Ресурсный материал).

– Много песен, стихов, загадок сложено о елке. Мы познакомимся с произведением С. Михалкова.

– Подумайте, к какому жанру оно относится? Почему?

– Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

Слушают рассказ учителя.

– Стихотворение, так как С. Михалков пишет стихи о детях.

– Познакомиться с содержанием стихотворения С. Михалкова; научиться читать его выразительно или наизусть; выполнить модель обложки

3. Первичное восприятие

– Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Читает стихотворение

Внимательно слушают

4. Беседа по содержанию прочитанного

– Где происходят события?

– Кто герои стихотворения?

– Зачем они пришли в лес?

– О чем говорится в стихотворении?

– Что еще можете сказать о елке?

– Елка здесь показана как живая?

Отвечают на вопросы.

– О елке.

– С. Михалков показал здесь живую елку, ее переживания, страдания, радость и счастье

5. Словарная работа

– Какие слова непонятны?

Челочка – прядь волос на лбу.

Полутораметровая – высотой один метр с половиной.

Пришла в себя – очнулась

Повторяют новые слова

Физкультминутка

Снежинки спускаются с неба

Все ниже, все ниже...

Сугробы пушистого снега

Все выше, все выше...

Шаги уходящего года

Все тише, все тише...

А песенка Нового года

Все ближе, все ближе...

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

6. Анализ стихотворения

– Прочитайте стихотворение про себя.

– Похоже ли оно на сказку? Выскажите свое мнение.

– Сколько в этом стихотворении строф?

– Какие чувства испытали в процессе чтения данного стихотворения?

– Рассмотрите иллюстрации и найдите подходящие
к ним слова из текста.

– Какие средства выразительности использует автор?

– Что такое эпитет?

– Найдите эпитеты.

– Как называется художественный прием, когда автор оживляет неживое?

– Найдите в стихотворении повторы.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

– Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное.

– Олицетворение

7. Составле-ние модели обложки

– Составьте модель обложки к произведению С. Михалкова «В снегу стояла елочка». Работаем в парах

Составляют модель обложки к произведению

8. Самостоя-тельная работа

Открыли рабочую тетрадь на стр 74 задание 3.

Читаем задания и выполняем самостоятельно. У кого возникнут вопросы, можете спросить у меня.

Выполняют задание в рабочей
тетради

IV. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением познакомились на уроке?

– Как автор относится к елочке?

– Рассмотрите портрет С. Михалкова. Что можно сказать о нем?

С. В. Михалков – красивый человек высокого роста, похожий на своего героя дядю Стёпу, добродушного, сильного, заботливого. Много лет назад, придумав дядю Стёпу, Михалков написал о нем прекрасные стихи. За долгую литературную жизнь писатель выпустил множество ярких, талантливых книг для детей и взрослых.

– Чем запомнился этот урок?

– Какое задание показалось легким?

– Были моменты, когда вы нуждались в помощи?

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Домашнее

задание

Читать стихотворение выразительно; нарисовать елочку (учебник, с. 73, задание 4); выучить стихотворение наизусть (по желанию)

Записывают задание на дом, задают вопросы

Ресурсный материал

Литературный диктант

1) Самый первый снег робок и тих.

    Ложится на черную октябрьскую землю:

    «Ой, извините!».

2) Вот моя деревня,

    Вот мой дом родной,

    Вот качусь я в санках

    По горе крутой.

3) Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь дом заставили.

4) В зимние сумерки нянины сказки

    Саша любила. Поутру в салазки

    Саша садилась, летела стрелой,

    Полная счастья, с горы ледяной.

5) Шел Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле еще осенние лужи были, в болотах воды полно, а лесные озера от ливней даже из берегов вышли.

Рассказ учителя о праздновании Нового года во времена Петра I

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XXI века. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Самоанализ урока:     При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей.

    Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения.

     Технология, поэтапного анализа по абзацам нового произведения, способствует развитию умения детей анализировать произведение, выражать своѐ отношение к прочитанному, развитию речи обучающихся.

    Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своѐ отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы.

     Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

     Материал урока носил литературно-художественный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим. Дети испытывали небольшие трудности в выполнении групповых заданий.

     Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.

План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока. Рефлексия, проведенная в конце урока, показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Анализ учителя: ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...