Урок литературного чтения во 2-м классе: "Т. Янсон "Шляпа волшебника"
видеоурок по чтению (2 класс)

Хамлюк Светлана Ивановна

Урок литературного чтения во 2-м классе:

"Т. Янсон "Шляпа волшебника"


Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.

Задачи:

  • обобщить краткое знакомство с авторской финской сказкой;
  • увидеть отличие героев финских сказок от героев русских народных сказок;
  • вызвать желание прочитать произведение полностью;
  • вызвать интерес к содержанию сказки и её героям;
  • учить детей анализировать произведение;
  • формировать навык чтения;
  • совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
  • развивать умение работать в парах;
  • развивать фантазию ребенка, творческие способности;
  • развивать устную связную речь детей;
  • развивать умение высказывать своё мнение;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • выставка книг;
  • рисунки героев с буквами;
  • карточки с буквами;
  • кроссворд, тест, заготовка для цифрового диктанта;
  • запись песни “Облака” (Автор стихов Козлов, музыка Шаинского).

Методическая литература:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
  2. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. - М.: “Баласс”, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc139 КБ
Microsoft Office document icon naglyadnyy_material.doc130.5 КБ
Office spreadsheet icon krossovrd_dlya_detey.xls98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе:

"Т. Янсон "Шляпа волшебника"

Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.

Задачи: 

  • обобщить краткое знакомство с авторской финской сказкой;
  • увидеть отличие героев финских сказок от героев русских народных сказок;
  • вызвать желание прочитать произведение полностью;
  • вызвать интерес к содержанию сказки и её героям;
  • учить детей анализировать произведение;
  • формировать навык чтения;
  • совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
  • развивать умение работать в парах;
  • развивать фантазию ребенка, творческие способности;
  • развивать устную связную речь детей;
  • развивать умение высказывать своё мнение;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: 

  • портрет писателя;
  • выставка книг;
  • рисунки героев с буквами;
  • карточки с буквами;
  • кроссворд, тест, заготовка для цифрового диктанта;
  • запись песни “Облака” (Автор стихов Козлов, музыка Шаинского).

Методическая литература: 

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по книге “Маленькая дверь в большой мир”, 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
  2. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-м классе в 2-х ч. Часть 1. - М.: “Баласс”, 2011.

I. Организационный момент. 

Здравствуйте.

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь.

Почувствовали, как от ваших улыбок стало в классе светлей и теплей.

II. Актуализация знаний.

С произведением какой писательницы вы познакомились?

(Туве Янссон)

- Как называется это произведение?

(“Шляпа волшебника”)

- На предыдущих уроках мы определили жанр прочитанного отрывка как сказка? Так ли это, докажите?

(волшебные герои, волшебные предметы, явления)

- Из какой страны пришла к нам эта сказка?

(Из Финляндии)

 - Докажите, что сказка написана финской писательницей?

(герои – тролли родом из финского фольклора, только в скандинавских сказках они, как, правило, злые, а Туве Янссон сделала их другими)

- Вы почувствовали, что здесь переплелись реальность и вымысел? Найдите подтверждение в тексте или скажите своими словами

 (зимняя спячка, как у обычных животных; пью кофе, как люди, описание местности соответствует географическому описанию Финляндии)

III. Рассказ ученицы о писательнице. (Тихомирова Александра)

IV. Давайте послушаем вступление к повести – сказке Туве Янсон «Шляпа волшебника» и прочитаем вместе с автором.

V. Практическая работа. 

Я желаю вам хорошей работы. Если вы выполните верно, все задания, то из полученных слов соберёте пословицу.

- Перед вами лежат пункты плана (разрезаны), но они перепутались. Ваша задача - восстановить последовательность, если выполните верно, то у вас получится слово.

Превращение яичных скорлупок.

С

Наши герои исследуют тучки.

Д

Тучками можно управлять!

Е

Муми-папа потрясен!

Л

Новая игра.

А

Страшный сон.

Л

VI. Закрепление изученного.

1. Назовите героев сказки.

(Муми – тролль, Муми – мама, Муми – папа, Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф)

Работа в парах

Перед вами лежит карточка. Соедините героя с его характеристикой.

Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества  уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны. (Снусмумрик)

Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет. (Фрекен - Снорк)

Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен. (Мумии - тролль)

Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии - мама)

Image1083.jpg (3902 bytes)

Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии - папа)

Муми – папа женат на Муми-маме, он же отец Муми-тролля. Был рожден при самом необычном расположении звезд. В молодости много путешествовал, сам построил Муми-дом. Так же, он самый известный писатель в Мумидоле и окрестностях.

Муми – мама, лучшая в мире мама! Всегда готова принять новую порцию друзей любимого сына, накормить, обласкать и положить спать всю ораву...

Муми – тролль, сын Муми-мамы и Муми-папы, ужасно трогательный, добрый и отзывчивый, в целом храбр, но иногда трусит... Легко заводит новые знакомства, чем доставляет некоторую головную боль своей маме...

Снифф, сын зверюшки Сос и Шнырька, немного жадный, любит поныть. Неравнодушен ко всему яркому и сладкому...

Снусмумрик, птица вольная. Неутомимый искатель приключений. Любит выкурить трубочку и поиграть на губной гармошке. Не любит запрещающих табличек. Дома и сторожа парка. Каждое лето проводит в Мумидоле, а осенью уходит в далекие края.

Фрекен Снорк, сестра Снорк, обладательница шелковистой челки и золотого ножного браслета. Любит украшения и крутиться перед зеркалом.

Снорк, внешне похож на Муми-тролля, но меняет цвет, в связи с настроением. Любит вести всякие собрания, очень серьезный тип...

- На доске изображены иллюстрации с героями сказки. (с обратной стороны буквы (смело)

(Учитель вызывает ребёнка к доске. Он читает характеристику кого–то из героев. Переворачивает и с обратной стороны появляется буква.)

На доске:

Image1079.gif (7869 bytes)

- Расскажите мне об их обычаях и нравах.

  1. Выборочное чтение. 

Кто же и где может осуществить свою мечту? Мы отметили, что основной чертой Муми-троллей, является любознательность. Найдите и прочитайте, как они исследуют тучки.

Тучки оказались не просто тучками, но и управляемыми. Подтвердите это текстом.

Если бы вы увидели такую картину, как Мумми-тролли скачут на тучках, как бы вы отреагировали? Прочитайте, а что сказал Муми-папа?

Какую новую игру изобрели герои? С чем хочется сравнить тучки? (с маленькими лошадками)

3. Прослушивание песни “Облака” ( Автор стихов Козлов, музыка Шаинского)

Мысли Туве Янссон оказались созвучны с мыслями поэта С. Козлова и композитора В. Шаинского и они написали замечательную детскую песню «Белогривые лошадки» (прослушивание 1-2 куплетов).

Можно ли этой песней озвучить прочитанные отрывки?

Кто знает песню, подпевайте.

Созвучны ли мысли Туве Янссон, написавшей сказку 60 лет назад, и нашего современника?

С чем сравниваются облака в песне?

Какое желание возникает при виде облаков?

4. Работа в парах (тест).

А сейчас мы вспомним предыдущие части.

Для этого мы с вами разобьёмся на пары и проведём небольшой тест.

Из букв правильных ответов, сложите слово (гуляй)

1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?

а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.

2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?

а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.

3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?

л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.

4. На чём любил играть Снусмумрик?

а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.

5.Что лежало на вершине горы?

а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.

Г

У

Л

Я

Й

VII. Физминутка

VIII. Пришло время узнать четвёртое слово. Отгадайте кроссворд.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД

  1. Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
  2. Сколько раз прокуковала кукушка.
  3. Что нашли Муми-тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
  4. В каком месяце Муми-троли погружаются в спячку.

IX. Работа с пословицей.

Сложите из слов пословицу (“Сделал дело, гуляй смело”)

Как вы её понимаете?

X. Игра «Х -0».

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Х - 0».

Я говорю фразу. Если вы с ней согласны, то ставите “Х” , если не согласны, то “0”. 

  1. Муми-мама и мумии-папа принимали гостей с невозмутимым спокойствием. (Х)
  2. Тайная система общения: три простых свистка и два долгих (0)
  3. Снусмумрик всегда ходил в новом шарфе (0)
  4. В шляпе волшебника были варёные яйца. (0)
  5. Яичные скорлупки сохранили белый цвет, но стали мягкими и пухлыми. (Х)
  6. Из шляпы выпорхнули 3 белые тучки. (0)
  7. Тучка была по ощущениям фрекен Снорк похожа на вату. (Х)
  8. Муми – тролль крикнул “Кукареку!” перед окошком Муми–мамы. (0)
  9. Новую игру с тучками изобрели Снорк и Снусмумрик. (Х)
  10. Муми – троллю и фрекен Снорк приснились разные сны. (0)
  11. Друзья так и не догадались, что тучки – это яичные скорлупки. (Х)

Взаимопроверка:

Ответы: Х 0 0 0 Х 0 Х 0 Х 0 Х.

XI. Чтение по ролям. 

Самая волшебная часть - 4, где и начинают происходить необыкновенные превращения. Давайте прочитаем, что произошло с яичными скорлупками. Что же из этого эпизода мы узнаем о шляпе волшебника? (все, что в нее попадает, превращается в нечто иное)

XII. Подведение итогов и оценивание работы класса.

Какие впечатления остались у вас после сказки?

Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница? (Да. По именам героев, тролли - сказочные персонажи фольклора Запада)

А узнали ли вы, что-нибудь о волшебнике, про чью шляпу читали?

Почему он оставил шляпу?

Что случится дальше?  (а об этом мы узнаем, когда прочитаем всю книгу).

XIII. Домашнее задание

Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Дополнительно.

Восстановление деформированного текста. (Работа с учебником)

Вставь слова.

На вершине разгуливал ________(весенний) ветер и на все ________(четыре) стороны распахивался голубой _____(горизонт). На _______(западе) было море, на ______(востоке) река, петляя, _______(уползала) в глубь Пустынных гор, на севере простирались_________(дремучие) ________(леса), а на юге из трубы –________(Муми-дома) клубился дымок.

Где происходят действия сказки? (в Муми-доме).

В ходе чтения очень мало встречается описание Муми-дома, опираясь на иллюстрацию и собственное воображение опишите каким вы его видите. А вот таким его увидела Туве Янссон – ведь она сама не только написала сказку, но и проиллюстрировала книгу.

1.. Кто обитатели Муми-дома? (Муми-мама, Муми-папа, Муми – тролль; постоянные жители, а так же Снусмумрик, Снорк, Фрекен Снорк, Снифф).

2. Как выглядят эти сказочные герои? (вместе с рисунками учитель зачитывает описание героев).

3. Каковы обычаи и привычки жителей Муми-дома? Если можете подтверждайте текстом, словами автора (зимняя спячка, гостеприимство, терпеливость, доброжелательность, вежливость).

4. Какими чертами характера наделены Муми-тролли? (любознательны, фантазеры, любят путешествовать).



Предварительный просмотр:

Превращение яичных скорлупок.

С

Наши герои исследуют тучки.

Д

Тучками можно управлять!

Е

Мумии - папа потрясен!

Л

Новая игра.

А

Страшный сон.

Л

Превращение яичных скорлупок.

С

Наши герои исследуют тучки.

Д

Тучками можно управлять!

Е

Мумии - папа потрясен!

Л

Новая игра.

А

Страшный сон.

Л

______________________________________________________________

Этот герой – хороший товарищ, он не отягощает свою жизнь вещами, но дух бродяжничества  уводит его от друзей. Он уходит на всю зиму в тёплые страны.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Этот герой меняет цвет в зависимости от настроения. Любит танцевать и навешивать на себя разные украшения. За ухом у этого героя всегда цветы, а на ноге маленький золотой браслет.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Этот герой похож на вставшего на задние лапы беленького бегемотика, любит справедливость и честность, очень дружелюбен.

______________________________________________________________

Этот герой волнуется, боясь не угадать, что захотят на сладкое ее новые гости в день своего рождения и “сколько подушек им надо под голову”. (Мумии - мама)

______________________________________________________________

Image1083.jpg (3902 bytes)

______________________________________________________________

Этот герой считает, что дом Мумии – троллей должен быть полон удивительных уголков и потайных комнат, лестниц, балкончиков и башен. (Мумии - папа)

______________________________________________________________

Тест

Из букв правильных ответов, сложите слово _____________________________________________________

1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?

а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.

2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?

а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.

3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?

л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.

4. На чём любил играть Снусмумрик?

а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.

5.Что лежало на вершине горы?

а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.

______________________________________________________________________________________________

Тест

Из букв правильных ответов, сложите слово _____________________________________________________

1.Из какой страны пришла к нам сказка “Шляпа волшебника”?

а.) Германия. в) Голландия. б) Франция. г) Финляндия.

2. Каким был последний ужин Муми – троллей перед спячкой?

а) осенние листья; у) хвойные иголки; я) снежные шапки; ю) сладости.

3. Сколько дней и ночей проспал Мумии – тролль?

л) 30 дней и 30 ночей; м) 60 дней и 30 ночей; н) 100 дней и 100 ночей; р) 7 дней 7 ночей.

4. На чём любил играть Снусмумрик?

а) на балалайке; в) на скрипке; б) на гитаре; я) на губной гармошке.

5.Что лежало на вершине горы?

а) жёлтая пирамида; к) красный куб; й) чёрный цилиндр; л) белый шар.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД

  1. Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
  2. Сколько раз прокуковала кукушка.
  3. Что нашли Муми-тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
  4. В каком месяце Муми-троли погружаются в спячку.

______________________________________________________________

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД

  1. Жилое помещение на чердаке под скатом крыши.
  2. Сколько раз прокуковала кукушка.
  3. Что нашли Муми-тролль, Снусмурик и Снифф после зимней спячки.
  4. В каком месяце Муми-троли погружаются в спячку.

           

              С

           М

Е

        

        

Л

        

О

Вставь слова.

На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________  __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.

______________________________________________________________________________________________

Вставь слова.

На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________  __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.

______________________________________________________________________________________________

Вставь слова.

На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________  __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.

______________________________________________________________________________________________

Вставь слова.

На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________  __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.

______________________________________________________________________________________________

Вставь слова.

На вершине разгуливал ___________ ветер и на все ______________ стороны распахивался голубой ______________. На __________ было море, на __________ река, петляя, ___________ в глубь Пустынных гор, на севере простирались____________  __________, а на юге из трубы –_______________ клубился дымок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Урок литературного чтения во 2-м классе: "Т. Янсон "Шляпа волшебника"

Урок литературного чтения во 2-м классе:"Т. Янсон "Шляпа волшебника"Цель: развитие навыков анализа и синтеза произведения, читательского кругозора и интереса к чтению.Задачи:обобщить краткое знакомств...

Урок литературного чтения во 2-м классе на тему «Туве Янссон. "Шляпа волшебника" (обобщающий урок)».

На уроке проходит обобщение содержания сказки, идёт анализ прочитанного произведения. Индивидуальная, групповая и работа в парах создают творческую обстановку, развивают фантазию и аналитические спосо...

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....

Урок литературного чтения, презентация в 1 классе КРО "Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш"

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса и презентация  для учащихся коррекционых школ,  детей с ОВЗ....