Шутя, говорим о серьезном (на материале рассказа В.Ю. Драгунского «Куриный бульон)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дамбиева Аюна Цыденовна

Урок чтения 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_chteniya_4_klass_2018_g.docx38.03 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение  4класс (система Занкова Л.В.) учебник В.Ю.Свиридова.

Тема: Шутя,  говорим о серьезном (на материале рассказа В.Ю. Драгунского «Куриный бульон)

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

создать условия для формирования заинтересованного отношения к юмористическим произведениям на примере рассказа Драгунского «Куриный бульон»;

Планируемые результаты:

Предметные:  учить умению осознанно воспринимать содержание текста и оценивать его юмористический характер, выявлять законы «смешного»; формирование умения работы с текстом;  составлять рассказ от имени курицы про ее приключения, задавать вопросы по произведению; выразительно читать текст.

Личностные:  - умение сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Метапредметные УУД.                                                                                                                                                                                                                              

Регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:  умение взаимодействовать в коллективе; донести свою позицию до других; слушать и понимать речь других, умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;  высказывать свою точку зрения;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (в группе)

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; выявлять законы «смешного», делать обобщение.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, карточки с вопросами, ватман для групповой работы, светофоры, лист самоценивания

Материалы для учителя: презентация, проектор, учебник.

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Примечание

1.Оргэтап.

1мин

Приветствие

Приветствие.

Диагностика

Выявить уровень усвоения темы, актуализация необходимых для урока информаций

2 мин

А над чем мы будем работать на уроке, определите сами.

Послушайте  фразы.

«С боков больше снимай, а то получится под бокс!..»

«Она была вся в пыли..»

«Ну теперь, держись синяя птица..»

(Слайд 1)

Эти фразы из рассказа «Куриный бульон» В.Драгунского.

Мозгогвой штурм

Постановка цели задач урока

2 мин

-Какие эмоции вы испытали, читая этот рассказ.

Почему вам было смешно?

-Прочитайте высказывание писателя Драгунского.

-Сегодня на уроке мы попробуем раскрыть секреты  писателя Драгунского, как он смог писать смешно о несмешной ситуации.

Какую работу мы проведем, чтобы раскрыть этот секрет?

Слайд

Задачи:

  • узнать какие слова и выражения делают рассказ смешным;
  • узнать какие ситуации делают рассказ смешным;
  • узнать, чему учит рассказ;

Ответы детей

«..Я должен ежедневно доставлять детям радость. Смех-это радость. Я даю его двумя руками. Ни одного дня без работы для детей. Ни одного ребенка без радости.»

Разные предположения детей

Словарная работа

2 мин

В тексте встретились слова, которые надо вам объяснить, как вы их понимаете.  (Слайд)

(Бульон, шницель, проще пареной репы, хорошая наследственность, сажа.)

Бульон- жидкий навар из мяса, рыбы или овощей.

Шницель- тонкий пласт мяса ,обжаренный методом глубокого погружения в раскаленное масло.

Проще пареной репы- очень просто, легко.

Хорошая наследственность- природные качества, полученные от родителей.

Сажа- черный налет от сгорания топлива.

На слайде появляются слова по очереди, после объяснения открывается значение этого слова.

Работа по группам

2 мин

- Чтобы быстрее раскрыть секреты писателя, работать будете в группах. Выберите ответственного капитана в своей группе, кто будет распределять у вас работу в группе и взаимодействовать со мной.

- Капитаны команд, пожалуйста встаньте. У вас на столах сигнальные карточки, возьмите их себе. Зеленая все хорошо, команды готовы. Красная –требуется помощь!

- Прочитайте правила работы в группе. (слайд)

- Теперь капитаны подойдите к столу и выберете карточку с заданием.  

- На работу в группе отводится 10 минут.

Дети выбрали капитанов.

Дети вытягивают.

10 мин

1 группа.  Задание.

Найдите в тексте и запишите на листке слова и выражения  друг за другом из рассказа, которыми герои называют курицу, их не так много, будьте внимательны.

 Вам помогут подсказки:

на первое – бульон с хлебом, на второе –….  …  , ….., …….

Сейчас, сейчас! Ох и ……. курочка!    станет … и  …

становилась какая-то ……., …….

Ну-ка, дружок, возьми эту … курицу

. Курица была очень ….. и жутко ….

намыливать эту …..  курицу

Этот …. …. только размазывается от мыла.

Ну, теперь держись. ….  ….!

2 группа.

Задание:

Выберите самой смешной отрывок и подготовьте чтение по ролям. Читаете по ролям несколько раз, пока у вас не получится очень хорошо. Когда вы будете готовы, то поднимите зеленую карточку.

(Черным шрифтом выделены слова автора, определите ролевые слова.)

3 группа. Задание:

 Подумайте, если бы курица умела говорить, то что бы она могла рассказать о ее приключении в квартире. Составьте рассказ от ее имени.

  1. Рассказ можете начать так:

 «Висела я себе за окном, пока меня не отцепили от форточки. И вот здесь и закончилась моя спокойная жизнь. Решили из меня сварить …

  1. Запишите рассказ на листе бумаги.
  2. Надо так прочитать рассказ от имени курицы, чтобы было смешно.

4 группа. Задание.

Перед вами слова, выражения, фразы, действия, определите и соотнесите их к героям. Приготовьтесь рассказать о том, что вы узнали о героях рассказа «куриный бульон».

4.презентация

«Говорящая стена»

5 минут

После выступления команд, каждая группа оценивает выступающих, обсудив в команде, можете дополнить выступление. Капитан поднимает карточку .

Защита

Зеленый: задание выполнили

Отлично! Все понятно! 5 баллов

Желтый: Хорошо! 4 балла

Красный: Удовлетворительно! Есть более двух недочетов. 3 балла

Листы оценивания работы групп

Главная мысль текста

2 мин

Почему рассказ начинается и заканчивается с угадывания, что нарисовал Денис?

Легко ли было варить курицу? Почему?

-Какова же главная мысль рассказа? (Слайд)

-Чему он учит вас?

(слайд)

- какую пословицу вы бы взяли для себя

-Раскрыли ли  вы секреты смешного у писателя Драгунского.

Мы с вами все задачи выполнили, молодцы!

Нет, потому что папа не умел готовить.

Ответы детей

(приготовить курицу можно только в том случае, если знаешь рецепт приготовления курицы)(Прежде чем что-то делать, надо знать и уметь это делать)

Синквейн, если будет время

3 мин

Напишите  на первой строчке Куриный бульон

Подберите  только два прилагательных  относящихся к рассказу.

Подберите три глагола, можно словосочетания.

Придумайте 1 предложение о рассказе, в котором будет самое главное и чтобы предложение было интересным, распространенным.

Подберите одно существительное, которое будет звучать, как заключение или словосочетание. А теперь прочитайте, что у вас получилось.

Вот эта творческая работа, называется синквейн.

Кому понравилась эта работа, оцените смайликами.

Смайлики

Домашнее задание

На слайде по выбору

Приложение

1 группа

Ваш помощник – навигатор!

На первое –__________________________________                               , на второе _________________________

Сейчас, сейчас! Ох и ____________________курочка!    

Станет   _____________________ и  ___________________________

становилась какая-то _____________________________________

Ну-ка, дружок, возьми эту _________________________________

_______________________________________

Я стал намыливать эту ______________________________________

Этот _________________________ только размазывается от мыла.

Ну, теперь держись. ____________________________________

Денис

Из курицы можно приготовить не меньше сотни чудесных питательных блюд.

Свари что-нибудь простое, без утюгов.

Бульон – это проще пареной репы

Я не люблю бульон лохматый

я взял мамины ножницы и стал подстригать

С боков больше снимай, а то получится под бокс!

Кончай стрижку! Ее нужно опалить на огне!

Совершенно не отстирывается. Сажи очень много.

Крепче три! Ловчее! Держи за крылья!

Папа

1 отрывок

Когда пришел папа, я сказал:

– Угадай, папа, что я нарисовал?

Он посмотрел и задумался:

– Пожар?

– Ты что, папа? Ты посмотри хорошенько!

Тогда папа посмотрел как следует и сказал:

– Ах, извини, это, наверное, футбол…

Я сказал:

– Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?

А он: – Да нет, просто есть хочется. Не знаешь, что на обед?

Я сказал:  – Вон, за окном курица висит. Свари и съешь!

2 отрывок

Я сказал:– Ты, папа, свари что-нибудь простое, без утюгов. Что-нибудь, понимаешь, самое быстрое!

Папа сразу согласился:

– Верно, сынок! Нам что важно? Поесть побыстрей! Это ты ухватил самую суть. Что же можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон!

Папа даже руки потер.

Я спросил:  – А ты бульон умеешь?

Но папа только засмеялся.

– А чего тут уметь? – У него даже заблестели глаза. – Бульон – это проще пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится, вот и вся премудрость. Решено! Мы варим бульон, и очень скоро у нас будет обед из двух блюд: на первое – бульон с хлебом, на второе – курица вареная, горячая, дымящаяся.

3 отрывок

В это время пришла мама. Она сказала: – Что тут у вас за разгром?

А папа вздохнул и сказал:  – Курицу варим.

Мама сказала: – Давно?

– Только сейчас окунули, – сказал папа.

Мама сняла с кастрюльки крышку.

– Солили? – спросила она.

– Потом, – сказал папа, – когда сварится.

Но мама понюхала кастрюльку.

– Потрошили? – сказала она.

– Потом, – сказал папа, – когда сварится. Мама вздохнула и вынула курицу из кастрюльки.

3 отрывок

В это время пришла мама. Она сказала: – Что тут у вас за разгром?

А папа вздохнул и сказал:  – Курицу варим.

Мама сказала: – Давно?

– Только сейчас окунули, – сказал папа.

Мама сняла с кастрюльки крышку.

– Солили? – спросила она.

– Потом, – сказал папа, – когда сварится.

Но мама понюхала кастрюльку.

– Потрошили? – сказала она.

– Потом, – сказал папа, – когда сварится. Мама вздохнула и вынула курицу из кастрюльки.

Оцените на сколько сложными показались вам задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Оцените на сколько дружно работала ваша группа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Хотел бы ты работать в этой группе еще? Обведи.

ДА   НЕТ

Почему?

Я теперь знаю секреты «смешного» в рассказе Драгунского «Куриный бульон», хотел бы прочитать еще его книги.

Да           Наверное               Не знаю

Всегда

Иногда

Никогда

Я прислушивался к мнению других членов группы

Я сотрудничал с членами группы

Я предлагал свои идеи

Я соблюдал правила общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения на основе технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения по программе Марии Павловны Воюшиной, разработан на основе  технологии развития критического мышления по теме: «Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Тайное стано...

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка" .Образовательная программа "Школа  2100 "...

Первый закон смешного на примере рассказа В.Ю. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!»

Используя технологию продуктивного чтения расследовать, почему рассказ Виктора Драгунского получился таким смешным....

Викторина "Читайте и любите живое и новое" (По рассказам Житкова, Астафьева, Драгунского, Носова)

Викторина выполнена в форме презентации в системе мониторинга и качества знаний PROClass. Эта работа проверит осознанность и внимательность чтения учащихся 3 класса, занимающихся по УМК "Школа России"...

Урок литературного чтения В.Ю.Драгунский "Куриный бульон"

Цель: Развить и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к товарищам, приучать работать в группе....