Технологическая карта урока литературное чтение А.К.Толстой "Золотой ключик,или Приключения Буратино"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения построена на основе системно-деятельностного подхода и СТИМ технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_klyuchik.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: 

А.Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

Педагогическая цель: 

Формирование умения выражать свое отношение к героям сказки А.Н Толстого «Приключения Буратино».

Задачи урока:

  1. Учить анализировать поступки героев произведения, обобщить знания по произведению.
  2. Развивать у учащихся умение высказывать свое мнение, совершенствовать навыки чтения.
  3. Воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты: 

Предметные У УД:  

  1. Продолжать разрабатывать умение анализировать литературное произведение;
  2. Определить характеры героев через исследование их поступков и действий;
  3. Совершенствовать навык выразительного чтения.
  4. Воспитывать у учащихся ценностное отношение к литературному чтению.

 

Личностные УУД: 

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 
  2. Управлять своей познавательной деятельностью.  
  3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

 

 

Метапредметные УУД:

* Регулятивные: 

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность.  
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач.  
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

 

* Коммуникативные: 

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.  
  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.  
  3. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

*Познавательные:         

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.  
  2. Устанавливать причинно-следственные связи.  

Тип урока 

 Урок обобщения и систематизации знаний.

Организация пространства 

Групповая работа, индивидуальная работа.

Действия обучающихся 

  1. Учащиеся выдвигают задачи занятия, формулируют общую цель и задачи.  
  2. Поиск и обработка ресурсов.  
  3. Участие в обсуждении проблемы.  

Диагностика результатов урока (итог урока)

Осуществление рефлексии посредством фронтального опроса.

Домашнее задание: 

Прочитать отрывок по ролям.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональный

настрой

Здравствуйте, меня зовут Эльвира Сергеевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Мы пришли сюда учиться ,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Всех рада видеть. Садитесь!

Приветствуют учителя.

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ...
                               
(Буратино)

Ребята, совсем недавно вы познакомились со сказкой А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино». Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам этой замечательной книги. Вы узнаете об истории создания сказки, еще раз вспомните ее героев, покажете свои знания.

Знаете ли вы, какая книга послужила для русского писателя А.Толстого толчком к созданию сказки «Золотой ключик…»? (Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы»)

Детская повесть, которая называлась “Приключения Пиноккио, история марионетки”, совершенно неожиданно для её автора – Карло Коллоди, получила всемирную известность.

В 1908 году произведение впервые было переведено на русский язык. Примерно в это же время, на другом конце земного шара жил русский мальчик – Алёша Толстой. Он очень любил читать книги, а одним из его любимейших произведений стала книга о Пиноккио. Прошли годы, мальчик стал известным писателем, автором прекрасных, талантливых произведений. Много произведений он написал и для детей, среди которых есть замечательная сказка о Буратино…

Почему автор назвал своего героя Буратино?

Выходит, что Пиноккио – старший брат Буратино. Вот как об этом пишет сам Алексей Толстой: (читают дети) “Когда я был маленький, – очень, очень давно, – я читал одну книжку:  она  называлась  “Пиноккио,  или Похождения деревянной куклы” (деревянная кукла по-итальянски – Буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения о Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем не было.

Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка”.

Детям и взрослым очень полюбился этот проказник. Создаются театральные постановки, мультфильмы, кинофильмы о Буратино. Благодарные читатели поставили памятники Пиноккио во Флоренции, Буратино в Киеве, Кишиневе, Воронеже…

Отгадывают загадку.

Первичное закрепление

Кто-нибудь уже читал эту книгу? Давайте вспомним героев этой сказки.

- Кто главный герой сказки? ( Буратино)

 Карточка на парте, поможет нам разобраться, какой характер у Буратино.

Поработайте в парах, обсудите, посоветуйтесь друг с другом

Подчеркните отрицательные черты характера

Буратино

весёлый

жизнерадостный

добрый

невоспитанный

настоящий друг

не хочет учиться

смелый

решительный

оптимист

неряшливый

непослушный

- Назовите отрицательные качества. (Невоспитанный, неряшливый, не хочет учиться, непослушный)

- Назовите положительные черты Буратино. Какое главное положительное качество героя?  (Он – настоящий друг.)

- Каких качеств у Буратино больше? Какой вывод можно сделать? (Буратино бывает, груб, но в целом он добрый, жизнерадостный, решительный в опасных ситуациях. Он – настоящий друг.)

- Хотелось ли вам иметь такого друга?

- Поэтому Буратино – любимый герой многих поколений.  Достоин он места в мире добра? (Да.)

Поможет ли нам разбор качеств Буратино  при чтении по ролям?Почему?

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

  1. Шарманщик Карло
  2. Буратино
  3. Говорящий сверчок
  4. Карабас Барабас
  5. Мальвина

Выполняют физминутку.

Творческое применение знаний

Вспомним  героев сказки по описанию автора

  1. «В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб».

(Шарманщик Карло.)

  1. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери, через порог и на улицу».

(Буратино.)

  1. «Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало:  «Крри-кри», глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками».

Откроем учебник на 30-31 страницах.  Прочитаем отрывок. Тогда попробуем прочитать его по ролям.

Кто хочет читать слова автора?

Слова Сверчка?

И слова Буратино?

Положительная оценка выступлению. Беседа после выступления ребят: 

- Каким предстает перед нами Буратино из этого отрывка?

Угадывают по описанию героя.

  1. Шарманщик Карло
  2. Буратино
  3. Говорящий сверчок

Читают по ролям отрывок.

Подведение итогов, рефлексия

Подведем итоги нашего урока по такой схеме

  • Узнал…
  • Понравилось…
  • Вызвало затруднение…

Прослушивание песни «Буратино!» из кинофильма «Приключение Буратино», слова Ю.Энтина, музыка А. Рыбникова. (1  куплет и 1 припев)

Думаю, что после этого урока у вас появилось желание прочитать эту сказку полностью.(Слайд 12) Спасибо за урок! Вы большие молодцы!

Анализируют свою работу на уроке.

Слушают песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: Е.С. Велтистов «Приключение Электроника». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание  условий для знакомства с понятием научно-фантастической литературы; знакомство учащихся с писателем Е. С. Велтистовым.Планируемые результаты:Предметные:знать:...

Технологическая карта урока: Внеклассное чтение. А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 2 класс

Лексическая тема: А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»Цель урока учителя: работа с текстом.Задачи: совершенствование понимания прочитанного.Цель урока логопеда: развитие...

Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся 4 класса (ОВЗ) по теме "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""

Технологическая карта урока Учитель: Коробова Виктория ВладимировнаПредмет: Литературное чтениеКласс: 4 класс. Обучающиеся с ОВЗТема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Тип урок...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" по теме "Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа."...

Технологическая карта урока литературного чтения «Марк Твен «Приключения Тома Сойера»» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над повестью Марк Твен «Приключения Тома Сойера»Задачи урокаДидактич...

Технологическая карта урока литературного чтения "Приключения электроника" Е. С. Велтистов, 4 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»Тип урока: рефлексия;Цель урока: создание условий для формирования на...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме М. Твен "Приключения Тома Сойера", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для углубления знаний о произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера», а также проведения вторичного анали...