Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Часовских Татьяна Петровна

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные  звуки [д], [д’]. Буквы д, Д». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с целью активизации познавательного интереса учащихся на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_bukva_dd_chasovskih_t.p.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Литературное чтение (обучение грамоте).

УМК: Перспективная начальная школа

Учитель: Часовских Татьяна Петровна, МБОУ «СОШ 17», г.Бийск

Тема:  «Согласные  звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

Место урока в теме: 1-й урок  в теме «Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:   научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д ».

Задачи урока:

  • научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков;
  • упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;
  • продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения на примере сравнения минимальных пар слов (дом-дым),  формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые  результаты:

  • личностные: сохранять учебно-познавательный интерес к учебному материалу, ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию новых знаний.
  • предметные:   знание особенностей звуков [д], [д’],  умение обозначать их буквами Д, д.
  • метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

познавательные: осуществлять поиск нужной информации, проводить сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой,  классификацию по разным критериям, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности

Цель: формирование и развитие ценностного отношения  к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

У: Ребята, сейчас урок обучения грамоте. Проверьте готовность к уроку. Кто считает, что он готов?

Д: Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Высказываются о своей готовности

  1. Постановка учебной задачи

Цель: формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

У: Откройте учебник на странице, где мы сегодня будем работать.  На какой странице открыли?    

  Почему? Рассмотрите страницу, определите, тему нашего урока? (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением)

Работа с учебником. Дети  самостоятельно отыскивают урок в учебнике (разворот на с. 46-47).

Д: Звуки  [ д],  [д’]  и буква, которая их обозначает.

У: С какими звуками мы сегодня будем работать?

Д: Это согласные звуки, или ртосмыкатели.  Они оба обозначают звонкий, один твёрдый, другой – мягкий согласные звуки.

У: Как вы это определили?

Д:  Нам   помогли квадратики в верхнем левом углу страницы

У: Определите цель  нашего урока.

 Д:  Мы познакомимся с   новыми звуками и буквой, обозначающей их.

У: А нужны ли  нам эти знания? Для чего?

 Д:   чтобы правильно, чётко говорить, читать новые слова…

У:  Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. Попробуйте составить  план действий.

Д:   Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый  ранее опыт

У:   Обобщаю  ответы детей и фиксирую на доске.

1.Работа со звуком.

2.Конструирование   букв  Д, д.

3.Звуковой анализ слов, чтение схем .

4.Чтение слогов.

5.Чтение слов и предложений.

У:  Предлагаю обсудить критерии. Что мы будем оценивать в течение урока? Поднимите руку, кто настроен только на успех. Ну, тогда за дело! Желаю всем удачи!

  1. Решение учебной задачи

Цель: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму выделения звуков

У:  С чего начнём работу для достижения нашей цели?

Д:   Читают первый пункт плана.

1.Работа со звуком.

У:  Какова цель этого пункта плана?

Д:   Познакомиться с   новыми звуками,  находить его место в слове.

У:  Рассмотрите  иллюстрации в учебнике. Назовите предмет, изображённый на рисунке слева.

 Д:   Дыня

У:  Расскажите, что вы знаете о дыне.

 Дыня растёт в огороде с другими овощами. Дыня может быть спелая, сладкая (по вкусу), зелёная, жёлтая (по цвету),  круглая (по форме).

У:  Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

Д:   Дети читают звуковую модель слова «дыня», называя каждый звук.

У:  Назовите 1 звук, 2,3,4. Какой новый звук услышали? Расскажите о нём.

Д:   [ д], - согласный, звонкий, твёрдый. (т.к. за ним стоит звук  ы)

У:  Поставьте фишку на модель этого звука. Назовите предмет, изображённый на рисунке справа.

Д:   Это девочка, её зовут Дина

У:  Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

Д:    Читают звуковую модель слова «Дина», называя каждый звук.

У:  Назовите 1 звук, 2,3,4. Какой новый звук услышали? Расскажите о нём.

 Д:   [д’] - согласный, звонкий, мягкий (т.к. за ним стоит звук  и).

У:  Поставьте фишку на модель этого звука.

Итог.  Какие новые звуки в словах дыня,  Дина?

У: Поставьте пальчик в левый верхний угол страницы. Проговорите ещё раз, с какими звуками мы сегодня  работаем?

Д:   Это согласные звуки  или ртосмыкатели. Они оба обозначают звонкий, один твёрдый, другой – мягкий согласный звук

У: Назовите эти звуки.

Дети называют: «[д], [д’]»

У: Проверьте, это действительно ртосмыкатели?

Д:    Произносят звуки и смотрят в зеркальце: зубы сомкнуты, язычок прикрывает щель между зубов. Делают вывод: «Да, ртосмыкатели».

У: Проверьте, действительно ли они звонкие?

Приём: дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звуки.

Д:    Вывод: «Да, звонкие, потому что слышим звон».

У: Произнесите оба звука. Чем они отличаются?

Д:    Дети произносят. Вывод: «[д’] – мягкий, а [д] – твёрдый.

У: Переходим ко второму пункту плана- конструирование   букв  Д,д.

Цель этого пункта плана?

Д:    Познакомиться с буквой и запомнить образ буквы

У: Какой буквой обозначим эти звуки?

Д:    Говорят название буквы.  

У:Для чего она необходима?

Д:    Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – большая и малая (Показывают её на странице 46 учебника). Нам нужно найти её в Алфавите, с.127 учебника.

Работа в парах.

У: Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт тебе буквы справа и слева от неё.  

Д:Дети рассматривают букву, затем находят её в Алфавите на с. 127 учебника, показывают соседу по парте.

У: Что обозначает марка «Конверт»?

Д: «Конструирование буквы».

У: Возьмите конверты с шаблонами печатных букв и сконструируйте букву Д, д – большую и малую. (В конверте – элементы буквы Д, д, а также лишние. Дети должны выбрать только нужные элементы.) Пусть сосед составит большую букву Д, а ты – малую.

Д:  Из полосок «целая» и «половинка» составляют большую и малую буквы.

У: Проверьте друг друга.

  1. Динамическая пауза

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

У: Предлагаю отдохнуть.

Д: Выполняют упражнения  под музыку  по  команде с  доски

  1. Решение учебной задачи

Цель: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму выделения звуков

У: Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?

Д:   3.Звуковой анализ слов, чтение схем.

У:  Цель этого пункта плана?

Д: Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках.

У: Так удобнее, вы согласны?

Д: Дети, проглядев страницу, говорят, что нужно прочитать слова в двухуровневых схемах.

У: Рассмотрите рисунки ниже. Назовите предмет, изображённый на первом рисунке слева.

Д: Называют: «Дом».

У: Назовите каждый звук, каждую букву.

Д: Называют все звуки: «[д], [о], [м], затем буквы

У: Назовите первый звук. Почему он читается твёрдым?

Д: Называют: «[д]». После него звук [о].

У: Прочитайте слово.

Д: «Дом» .

У: Сравните, сколько в нём звуков? А букв?

Д: Три звука и три буквы.

У: Сколько слогов? Почему? Назовите гласный звук.

Д: Один слог, потому что один гласный звук [о]. «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников» .

У: Назовите согласные звуки.

Д: [д], [м].

У: Почему нет знака ударения?

Д: В односложных словах знак ударения не ставится.

(Аналогичная работа – с моделями слов «дым», «Дима»).

У: Какое из трёх слов может быть лишним?

Например, «Дима», потому что из двух слогов. (Могут быть и другие признаки для сравнения).

У: Почему «Дима» нужно писать с большой буквы?

Д: Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!

VI. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Цель: формирование и развитие навыков самоконтроля в совместной познавательной деятельности

У:  Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?

Д:  4.Чтение слогов – следующий пункт нашего плана.

У:   Цель этого пункта плана?

Д:Учиться читать слова с новой буквой по слогам и орфоэпически.

У:  Организует работу по чтению открытых и закрытых слогов в парах.

Д:Читают в парах слоги по вариантам.

У:  Чем похожи слоги  в 1 столбике? Чем похожи слоги  в во 2-3  столбике?

Д:В 1 столбике слоги начинаются с гласного звука, а во втором и третьем- с согласных.

У:  Чем отличаются слоги во 2-3 столбиках?

Д:Во 2столбике слоги начинаются со звука  [д ], а в 3 столбике- со звука [д ,].

У:  Как правильно прочитать слоги?  Почему согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего – мягко?

Д: Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [д]. А если я, е, ю, и, ё, то – мягкий [д’].

У:  Прочитайте в парах столбик слогов и слов. Ты прочитай первую строчку, твой сосед – вторую и так далее по одной строчке.

Д: Дети читают в парах, применяя приёмы:

а) слогового;

 б) орфоэпического чтения.

У:  Найдите и прочитайте слова из одного слога, двух, трёх слогов.

Д:Дети выборочно читают.

У:  Найдите слова-действия в четвёртой строчке. (Провокация).

Д:Дети читают слова четвёртой строки и говорят, что таких слов нет.

У:  Тогда найдите слова-действия в других строках.

Д: Дети находят их во 2, 3, 5, 6 строках и читают.

У:  Следуя плану урока, какая дальнейшая работа нам предстоит?

Д:  5.Чтение слов и предложений. 

У:  Цель этого пункта плана?

Д: Учиться  читать слова и предложения  с новой буквой. 

У:  Давайте рассмотрим рисунок к тексту и попробуем по рисунку определить, о чём говорится в тексте».

Д:Работают со значением слова «сноп».

У:  Какие из наших предположений оказались верными?

Д: Дети дают развёрнутые ответы на вопрос.

У:  Прочитайте текст «Данила» в парах по два предложения и задайте друг другу вопросы. Интересные вопросы задайте классу.

Д: Дети читают текст в парах, придумывают вопросы к нему.

У:  Возьми карандаш и отметь, где буква «д» обозначает [д], а сосед - [д’]. Проверьте друг друга.

Д: Перечитывают текст.

У:  Прочитайте текст цепочкой по одному предложению.

Д: Читают текст цепочкой.

У:  Расскажите, о чём этот текст.

Д: Рассказывают своими словами.

У:  Организует словарную работу над словом лодырь.

У:  Найди слово близкое по смыслу лодырь.

Д: Бездельник, лентяй, работящий , трудолюбивый.

У:  Составьте предложение о Даниле, соответствующее схеме.

Д: Данила работал на поле.

У:  Как вы думаете, какова главная мысль текста?

Д: Проговаривают сначала своими словами.

У:  Найдите предложение, в котором заключена главная мысль, и прочитайте его. Это народная пословица.

Д: Находят главную мысль в последнем предложении, читают его.

У:  Объясните, как вы её понимаете?

Д:  Значит, не ленился, а работал».

У:  Наконец, мы будем…

Д: …выполнять задания «Волшебной палочки».

У:  Прочитайте под маркой «Волшебная палочка» соседу по парте пару слов, объясните ему, как образовалось второе слово. Что значит каждое из слов? Затем послушайте его. Оцените его ответ.

Д: Читают слова и сравнивают их, например: «Они-дни», букву «о» заменили буквой «д», «они» - это множество предметов, «дни» - часть суток».

Вывод: «В русском языке звук (буква) могут изменять значение слова. В результате образуется новое слово с другим значением».

У:  А сейчас я  предлагаю  работу в парах: отобрать карточки с характеристиками звуков [д], [д’]. Пусть начнёт тот, кто хорошо запомнил (консультант), какие это звуки: гласные или согласные, если согласные, то… .

Д: Выбирают карточки с подходящими характеристиками звуков [д], [д’].

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. 

Цель: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

У:  Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Д: Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

У:  Ребята, назовите тему нашего урока?

Д: Тема урока  Звуки  [ д],  [д’]  и буквы Д, д

У:  Предлагает вернуться к цели урока. Назовите цель урока.

Д: Познакомиться с   новыми звуками и буквой, обозначающей их

У:  Все ли пункты плана мы выполнили?

Д: Дети проверяют. Да.

У:  Выберите для себя одно из утверждений:

1.Я знаю и могу рассказать другому.

2.Я сомневаюсь,  мне трудно

3.Я не знаю, нужны объяснения.

Д: Показывают №  утверждения.

У:  Какие умения  нам были необходимы для достижения цели?

Д: Высказывают своё мнение.

1.Умение характеризовать звук.

2.Умение воспроизвести образ буквы.

3.Умение моделировать слова с помощью схемы.

4.Умение плавно читать слоги.

5.Умение читать слова и предложения.

У:  Оцените каждое умение.   Обобщаю  результаты    самооценивания.

Список литературы:

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под редакцией М.Л. Каленчук. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.-128 с.
  2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.-208с.
  3. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник,  2012.-272 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п

Обучение грамоте. Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Звуки [с], [с’], буквы С, с»

Урок  по обучению  грамоте в системе Занкова предназначен  для изучения букв С, с  и знакомит учащихся с твёрдым и мягким звучанием звука с....

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."

Урок по обучению грамоте по УМК Школа России....