Урок литературного чтения "Я и Вовка" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Кузнецова Галина Михайловна

Цель урока: воспитывать дружеские отношения в общении и поведении детей.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с автором и его произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению стихотворного текста;                                                                                               

развивающие: формировать и развивать умения и навыки младшего школьника сознательно читать, пользоваться различными видами чтения (выборочное, по ролям, про себя, вслух), создать условия для формирования выразительного чтения, ясного, четкого произношения слов, соблюдению пауз и логического ударения, соблюдению интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски;

воспитывающие: содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки взаимовыручки, совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter.chteniya_ya_i_vovka.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области

          Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

    «Общение и поведение детей. Виктор Владимирович Лунин

                                           «Я и Вовка»

Подготовила

учитель начальных классов высшей категории

Кузнецова Галина Михайловна

2015г.

Цель урока: воспитывать дружеские отношения в общении и поведении детей.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с автором и его произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению стихотворного текста;                                                                                                

развивающие: формировать и развивать умения и навыки младшего школьника сознательно читать, пользоваться различными видами чтения (выборочное, по ролям, про себя, вслух), создать условия для формирования выразительного чтения, ясного, четкого произношения слов, соблюдению пауз и логического ударения, соблюдению интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски;

воспитывающие: содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки взаимовыручки, совместной деятельности.

Ресурсы:

 Информационный материал: учебник «Литературное чтение»

 Интерактивный материал: аудиосопровождение к  стихотворению «Я и Вовка»,      презентация, документ-камера, музыка к физминутке.

 Раздаточный материал:  языки пламени сделанные из бумаги, лепестки цветов                

 сделанные из цветной бумаги, словарь С.И. Ожегова, карточки с заданиями.

Ход урока:

          I.Организационный момент. 

Учитель.    Проверь, дружок,

                   Готов ли ты начать урок?

                   Все ли на месте, все ли в порядке?

                   Книжка, ручка и тетрадка?

                   Проверили? Садитесь.

                   С усердием трудитесь.

-Ребята, я вам предлагаю сегодня разделиться на пять групп и выступить в роли:

1 группа – судьи

2 группа – прокуроры

3 группа – адвокаты

4 группа – истцы

5 группа обвиняемые

-Но прежде чем попробовать себя в новых ролях, давайте встанем, возьмемся за руки и проговорим слова вслух записанные на доске: «Пусть тепло наших рук искрой обойдет весь круг.

- Что вы почувствовали от руки товарища? (тепло)

-Откуда идет это тепло?  ( от сердца, от души)

-А  как вы думаете, от каждого человека может исходить такое тепло? (нет, только от доброго человека, который умеет дружить)

- Можете вы предположить о чем будет сегодняшний урок? (о дружбе)

-Да, ребята, сегодня мы с вами порассуждаем о дружбе между вами, детьми. И в этом нам поможет писатель Виктор Владимирович Лунин. Мы познакомимся с его стихотворением «Я и Вовка».

II. Знакомство с автором и его произведением.

1.Краткую биографию В.В.Лунина рассказывают ученики (Презентация, слайды 1-8)              

-Как вы думаете, о ком пойдет речь, если обратить внимание на название стихотворения и на иллюстрацию? (о мальчиках, друзьях)

 2.Прослушивание  аудиозаписи стихотворения «Я и Вовка».(дети следят по тексту учебника, карандашами подчеркивают непонятные слова)

 3.Словарная работа.(Работа в группах по словарям Ожегова)

-Вам повстречались новые, непонятные слова в тексте стихотворения. Посмотрите на экран (документ-камера). Это слова: мольба, нынче, трын-трава, счастливый. Найдем значение этих слов в словаре Ожегова .

Проверка на экране: мольба - горячая просьба, нынче - сегодня, трын – трава - все безразлично, все нипочем, счастливый – такой, которому благоприятствует  удача, успех, выражающий успех.

 4. Проверка первичного восприятия по вопросам (фронтальное).

-Как звали мальчиков? ( Вовка и Витька)

-Они друзья?  (да)

-Кто из них положительный герой, а кто отрицательный? Почему?

 5.Задания по группам (на листочках)

- А сейчас давайте попробуем себя в новых ролях:

I группа - Прокуроры (обвинители)

- В чем и почему вы обвиняете Вовку?

II группа –Истцы (пострадавшие)

-Попробуйте встать на место Витьки и ответьте на вопрос: почему Витька так сильно переживал?  

III группа- Адвокаты (защитники)

- Как вы можете оправдать Вовкино поведение?

IV группа – Обвиняемые (виновники)

-Почему Вовка не пошел гулять с Витькой, не пошел с ним в кино?

Vгруппа – Судьи (выносят приговор)

- Можно ли простить Вовку и почему?

-Давайте подведем итог:

- Какими качествами характера должен обладать друг?

-Какими качествами характера хотели бы обладать вы?

-А как вы думаете, Вовка хорошо поступал с Витькой? Почему?

-А как бы вы поступили на месте Витьки? Простили бы вы Вовке?

-Чему учит стихотворение?

III. Физминутка. (движения под музыку «Пяточка-носочек…»)

IV.Творческая работа (составление цветочков из лепестков)

- У вас на партах у каждой группы лежат лепестки на которых написаны качества характера. Соберите один цветок с положительными качествами, второй - с отрицательными .

Проверка на доске.

Положительные:            Отрицательные:

доброта                          зависть

честность                       упрямство

скромность                    злость

отзывчивость                обида

- Какими качествами характера вы хотели бы обладать?

V.Соберите пословицу (слайд 9)

Дал слово - держи его.

Нет друга, так ищи, а нашел, береги.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Старый друг лучше новых двух.

VI.Рефлексия.

-Я сейчас зажгу свечу. Это не простой огонек. Это огонек человеческой души. У кого в сердце горит такой огонек, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на партах лежит язычок пламени (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костер дружбы. Как  эти лучики, будьте всегда дружны! (Слайд 10)

VII.Домашнее задание.

Чтение стихотворения выразительно или наизусть.

Список использованной литературы:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 2 класс. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

  1. Подласый И.П.  Педагогика. Том 2. Принципы и правила обучения. Методы обучения. М.: Просвещение, 2009.- 150 – 187 с.

Той первой ночью http://zanimatika.narod.ru/Lenta.png


Ещё той ночью игры снились детям, 
Но грозным рёвом, не пустой игрой, 
Ночное небо взрезав на рассвете, 
Шли самолёты на восток. 
Их строй


Нёс, притаясь, начало новой ноты, 
Что, дирижёрским замыслам верна, 
Зловещим визгом первого полёта 
Начнёт запев по имени — война.


Но дирижер не знал, что в этом звуке, 
Где песнь Победы чудилась ему, 
Звучат народа собственного муки, 
Хрипит Берлин, поверженный в дыму.


Той первой ночью, в ранний час рассвета, 
Спала земля в колосьях и цветах, 
И столько было света, 
Столько цвета, 
Что снились разве только в детских снах.


Той ночью птицы еле начинали 
Сквозь дрёму трогать флейты и смычки, 
Не ведая, что клювы хищной стаи 
Идут, уже совсем недалеки.


Там где-то стон растоптанной Европы, 
А здесь заставы день и ночь не спят. 
Притих в лазурной дымке Севастополь. 
Притих под белой ночью Ленинград.


Штыки постов глядятся в воды Буга. 
Ещё России даль объята сном… 
Но первой бомбы вой коснулся слуха, 
И первый гром — и первый рухнул дом.

 
И первый вопль из детской колыбели, 
И материнский, первый, страшный крик, 
И стук сердец, что сразу очерствели 
И шли в огонь, на гибель, напрямик.


И встал в ту ночь великий щит народа 
И принял в грудь ударов первый шквал, 
Чтоб год за годом, все четыре года, 
Не утихал сплошной девятый вал…


… Всё отошло. Заволоклось туманом. 
И подняла Победа два крыла. 
Но эта ночь, как штыковая рана, 
Навек мне сердце болью обожгла.

(Н. Браун)
 

А. Суркову http://zanimatika.narod.ru/Lenta.png

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: – Господь вас спаси! –
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!» – говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» – говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

(К. Симонов, 1941 г.)

 

Классный час.

«Спасём живую планету»

Цель: Формирование ответственного отношения к природе родного края, создание условий для сохранения чистоты в доме и окружающей среды.

Задачи:

  1. Познакомить с решением проблемы утилизации бытовых отходов.
  2. Способствовать формированию знаний воспитанников по экологии.
  3. Способствовать воспитанию любви к родной природе и окружающей среде.


Ход урока.

Слайд 2.

Учитель. Я хочу привести слова из произведения «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери: «Тут есть такое твердое правило, - сказал позднее Маленький Принц, - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»

- Как вы понимаете эти слова?

- О чем хотел сказать Маленький принц?

Ученики. Ответы детей.

Учитель. Одно из острейших проблем в нашей стране является утилизация мусора. Города растут, количество отходов увеличивается, с каждым годом ухудшается экологическая обстановка, а отношение к мусорной проблеме практически не меняется.

Проблему можно сформулировать так: «Куда бы его девать, чтобы его не было (мусора), и ничего не стоило?»

При таком подходе к столь сложной проблеме, мусору еще долго уготована учесть – свалка.

-А как вы считаете, так ли это?

Ученики. Ответы детей.

Учитель. Опасны ли свалки?

Ученики. Ответы детей.

Учитель. Сегодня городские свалки занимают десятки и сотни гектаров, дымят, загрязняют воздух, землю, воду. На свалках образуется целый букет сильнейших ядов и токсинов.

Свалка – это самый дешевый метод утилизации. И таким образом, погоня за дешевизной оборачивается возникновением вблизи городов мощных термотехнических мин замедленного действия.

- Как вы думаете, как иначе можно решить эту проблему?

Ученики. Ответы детей.

Учитель. На западе давно поняли, что по «дешёвке» мусорную проблему не решить. Там выделяют большие средства и на государственном уровне интенсивно ведутся научно-исследовательские работы по созданию экологически чистых технологий переработки промышленной и бытового мусора.

Выделяется несколько причин увеличения количества мусора. Попробуйте сами их сформулировать. Когда вы покупаете товар в магазине.

Ученики. Ответы детей.

  1. Рост производства товара одноразового использования.
  2. Увеличение количества упаковки.
  3. Повышения уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменить новыми.

Учитель. Большая часть мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения.

- Можно ли дать мусору вторую жизнь?

Ученики. Ответы детей.

Учитель. Действительно. Многие ненужные вещи имеют вторую жизнь и их можно использовать во благо.

- А как можно использовать одежду, пригодную для ношения, игрушки, книги, пластиковые бутылки?

Ученики. Ответы детей.

Учитель.

  1. Одежду, пригодную для ношения, можно отдать нуждающим. На западе модная тенденция, из старой одежды делать интерьер, т.е. она является поделочным материалом.
  2. Игрушки, книги, одежду можно отдать в детские дома, интернаты, садики, библиотеки.
  3. Самый ходовой товар в быту – это пластиковая упаковка. Из неё можно сделать различные поделки. (спасательный круг, мостик, кормушки, подарки)

- Действительно, из пластмассовой упаковки, можно сделать много полезных вещей, которые принесут не только пользу, но и сэкономят бюджет, сохранят природу.

- В каждом доме скапливается много газет. Какие меры вы примите по утилизации этого материала?

Ученики. Ответы детей.

Учитель.

- Газеты можно сдать в макулатуру.

- Изготовить прекрасные поделки. Например: плести корзинки, вазы, в качестве подарка.

- Если сдать в макулатуру ненужные газеты и журналы, что можно получить взамен?

Ученики. Можно получить бумагу.

Учитель.

- Можно получить не только бумагу, но при этом сохранить лес, воду, энергию (которая идет на производства бумаги)

-А как поступить со старым железом?

Ученики. Сдать в приемный пункт.


Обобщение: Всему можно найти применение. Многие вещи можно модернизировать, улучшить и вернуть в строй, подарив им тем самым вторую жизнь.

Вывод: исходя из выше сказанного нами, мы видим, что самый приемлемый способ утилизации – это вторичное использование, которое помогает не только уменьшить количество мусора, но и сберечь ресурсы.

 

 

 

1ведущий: Дерево, трава, цветок и птицы Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. ( В.Берестов) 11ведущий: Эту истину, зная от роду И ее никогда не таю: «Кто не любит родную природу Тот не любит Отчизну свою». (М.Романова). 1 ведущий: Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм - С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. 11 ведущий: Пускай растет зеленый терем, Просторный, мирный дом зверей. Входи в него не диким зверем, А самым лучшим из друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК Начальная школа 21 века

Урок литературного чтения 1 класс«Литературные сказки и народные». УМК  Начальная школа 21 века...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....