Методическая разработка урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс)

Панченко Татьяна Владимировна
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Подарки - серьёзное дело» (Ю.Коринец "Подарки под подушкой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе по теме:

«Подарки - серьёзное дело»

(Ю.Коринец "Подарки под подушкой)

Выполнила:

Панченко Татьяна Владимировна
учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Гимназия №9»

Омск

УМК «Школа 2100»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема раздела: Мы с мамой и папой

Тема урока: Подарки - серьёзное дело (Ю.Коринец "Подарки под подушкой" (глава из повести «Там, вдали, за рекой»)

Цели урока: 

  • Формировать умение целостно воспринимать образ-персонаж в рассказе, как элемент, служащий для раскрытия идеи;
  • Развивать умение видеть авторскую позицию, отношение, оценку;
  • Вызвать интерес  к чтению через мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

Планируемые результаты деятельности:
Личностные результаты:
- понимание ценности семьи, чувства благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
- ориентация в нравственном содержании  и смысле поступков - своих и окружающих людей.
Метапредметные  результаты. 
Познавательные УУД:

 - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым;

- перерабатывать и преобразовывать информацию  из одной формы в другую (таблица);

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные результаты: 

- самостоятельно прогнозировать  содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации
Задачи урока: помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

Обеспечить «погружение» в текст вопросами подтекстового  характера:

- на выяснение причинно-следственных и других связей;

- на обоснование, аргументацию, доказательство;

- формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

Тип урока: предъявление (открытие) нового знания

Применяемые методы, педтехнологии:

педтехнология: формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогическое обучение с использованием стратегий смыслового чтения; личностно ориентированное развивающее обучение,

методы: метод сравнения, метод направленного чтения,

Используемые средства обучения: учебник 3 класса 2 часть «Литературное чтение» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева; презентация к уроку.  

Структура урока:

№ п/п

Название этапа

Время

Организационный момент

1 мин

I Работа с текстом до чтения

 Актуализация знаний, формулирование темы урока.

2 мин.

Антиципация чтения

2 мин.

Появление проблемы, постановка целей урока.

4 мин.

II Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение первой части.

7 мин.

Беседа по содержанию первой части в целом

4 мин

Первичное чтение второй части.

7 мин

Перечитывание и беседа по содержанию.

5 мин

III Работа с текстом после чтения

7 мин

IV Подведение итогов. Рефлексия

1 мин

Ход урока

Организационный момент

Приветствие детей.

Учитель незаметно для детей достаёт коробку с надписью «Подарки».

У. Что это? Откуда? Интересно ли вам узнать что там?

Д. Да, конечно.

I Работа с текстом до чтения

1. Актуализация знаний, формулирование темы урока.

Учитель достаёт из коробки портрет писателя Ю.Коринеца.

У. Узнаёте ли вы этого писателя? СЛАЙД 1

Д. Да, это Ю. Коринец. Мы читали его произведения.

У. С какими произведениями этого писателя вы знакомы?

Дети  называют знакомые произведения писателя («Ханг и Чанг»), действительно дети уже знакомились с главами из повести. СЛАЙД 2

У. Как вы думаете, почему портрет писателя оказался в коробке с надписью «Подарок»?

Дети высказывают предположения.

Учитель подтверждает основную версию детей о том, что, скорее всего в одном из произведений писателя говорится о подарках.

У. Давайте проверим это предположение. А как, не перелистывая страницы учебника найти название произведения, чтобы подтвердить наше предположение?

Д. Нужно обратиться к содержанию учебника.

Дети находят в содержании учебника название произведения «Подарки под подушкой» Ю.Коринец.

У. Сформулируйте тему нашего урока.

2.Антиципация чтения

У. Прочитайте заглавие. Рассмотрите иллюстрацию. СЛАЙД 3

Какие появляются предположения о содержании произведения?

Дети высказывают свои предположения.

3. Появление проблемы, целей урока.

У. Любите ли вы получать подарки? Кто их вам дарит?

Ответы детей.

У. Любите ли вы дарить подарки?

Мнения детей расходятся.

У. Какой спор у нас возник? Как сформулируем проблемный вопрос?

Дети высказывают свои предположения. Один из вопросов записывается учителем на доске: СЛАЙД 4

ЧТО ПРИЯТНЕЕ ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ?

                        ПОЛУЧАТЬ

                           ДАРИТЬ

Учитель предлагает детям сделать выбор и встать у доски к одной из надписей «получать» или «дарить»

Дети выходят, предварительно шепнув на ушко своё мнение соседу.

У. Мнения разошлись. Эту проблему поможет нам обсудить произведение Ю.Коринеца «Подарки под подушкой».

II Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение первой части.

 Чтение комбинированное (учитель и учащиеся).

2. Перечитывание текста.

У. Кто выступает в роли рассказчика?

Дети высказывают свои предположения, подтверждая словами текста, о том, что рассказчиком выступает взрослый мужчина, который вспоминает о своём детстве.

У. По каким праздникам герой-рассказчик получал подарки? За что?

Дети находят в тексте, названия праздников, по которым он получал подарки. СЛАЙД 5

ЧТО ПРИЯТНЕЕ ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ?

                        ПОЛУЧАТЬ

                           ДАРИТЬ

День рождения

По большим праздникам

1 Мая

7 Ноября

1 Сентября

Новый год

По маленьким праздникам

По бабушкиным праздникам

За хорошее поведение

За хорошие отметки

За выздоровление после болезни

Когда приходили гости

От дяди

В разные даты

У. Названия, каких праздников вам не совсем понятны? Какие это бабушкины праздники?

Дети аргументируют свои ответы строчками из текста.

 У. А сам герой, когда дарил подарки? СЛАЙД 6

 ЧТО ПРИЯТНЕЕ ПОЛУЧАТЬ ИЛИ ДАРИТЬ ПОДАРКИ?

                        ПОЛУЧАТЬ

                           ДАРИТЬ

День рождения

По большим праздникам

1 Мая

7 Ноября

1 Сентября

Новый год

По маленьким праздникам

По бабушкиным праздникам

За хорошее поведение

За хорошие отметки

За выздоровление после болезни

Когда приходили гости

От дяди

В разные даты

День рождения папы

День рождения мамы

День рождения бабушки

День рождения дяди

Дни рождения моих друзей

Учитель раздаёт листочки, на которых предлагает детям записать названия подарков, которые дарили герою.

Дети пытаются выполнить задание.

У. Перечислите названия подарков,  которые вы записали?

Дети не смогли справиться с заданием, так как в тексте не указано ни одного упоминания о конкретном  подарке.

У. Какими словами автор сообщает, сколько получал подарков герой? СЛАЙД 7

                        ПОЛУЧАТЬ

                           ДАРИТЬ

много

очень много

страшно много

купался в подарках

Учитель может предложить детям расположить выражения в порядке возрастания.

У. Как видим, наш герой получал очень много подарков. Ценит ли он эти подарки?

Ответы детей.

У. Когда много и часто – это приятно?

Ответы детей сходятся к тому, что герой не высказывает своего отношения, а только перечисляет события.

У. Посчитайте, сколько раз автор употребляет слово «подарок» в тексте I части.

Дети убеждаются, что много раз.

У. Почему автор так часто употребляет слово « подарок»?

Учитель просит детей произнести слово «подарок» с разной эмоциональной окрашенностью.

У. Герой получал удовольствие от получения подарков?

Д. Скорее всего, нет.

У. Что говорит нам герой о том, как он дарил подарки?

Дети находят из текста слова, подтверждающие ответ.  СЛАЙД 8               

                        ПОЛУЧАТЬ

                           ДАРИТЬ

много

очень много

страшно много

купался в подарках

приходилось                                                      

делать самому

чепуха

3. Беседа по содержанию первой части в целом.

У. Как вы думаете, что для него было приятнее: дарить или получать?

Мы смогли ответить на проблемный вопрос?

У. Давайте прочитаем II часть, может она нам что-то прояснит.

4. Первичное чтение второй части.

 Чтение комбинированное (учитель и учащиеся).

5. Перечитывание и беседа по содержанию.

У. О чём размышляет автор? Есть ли в тексте вопросы, которые волнуют автора?

Ответы детей учитель фиксирует на доске. СЛАЙД 9

  1. Подарки – это детское дело?

2. Что находят под подушкой взрослые, а что дети?

3. Почему, когда люди становятся взрослым, они получают меньше подарков?

Учитель дополняет список своим вопросом: Что предлагает рассказчик делать, чтобы все люди получали подарки? К чему призывает автор?

СЛАЙД 10

III Работа с текстом после чтения

Сформулируйте ответы на вопрос: «К чему призывает автор?» в форме  лозунга – призыва, выражающего позицию автора рассказа. 

Работа в группах.

Каждая группа хором декламирует свой лозунг. (При необходимости предложить детям сократить текст призыва, перефразировать так, чтобы легко было декламировать. Например, лозунг «Чтобы никто не остался без подарка» в ходе обсуждений был изменен) СЛАЙД 11

«Подарки украшают жизнь»

«Подарки – не пустяки»

«Не забывайте о подарках»

«Ходите друг к другу с подарками»

«Не оставляйте никого без подарка»

IV Подведение итогов. Рефлексия

У. Изменилось ли ваше мнение в ходе наших рассуждений?

Учитель предлагает детям сделать повторный выбор и выйти к табличкам «получать» или «дарить».

У. Вы действительно правы. Подарки получать приятно, но и дарить тоже не менее приятно. Мне хотелось бы вам сделать приятный сюрприз. Поднимите руку те, кто сегодня был активным читателем: читал текст, отвечал на вопросы, рассуждал, аргументировал своё мнение.

Учитель достаёт коробку с надписью «Подарки», в которой находятся разноцветные пятерки.

Дети выбирают понравившуюся по цвету пятёрку.

V Домашнее  задание

С учётом деятельности учащихся на уроке предложить нарисовать то, что они хотели бы найти под подушкой или написать кому они хотели бы сделать «тайный» подарок и почему.

Панченко Татьяна Владимировна

tanya-panchenko55@yandex.ru

89618828755

учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Гимназия №9»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...