Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Клочан Елена Николаевна

Конспект урока по литературному чтению      2 класс   Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию авторов, содержание стихотворений о весне;уметь прогнозировать содержание произведения.

Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности;проявлять ценностное отношение к природному миру.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2 класс,  2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация;  раздаточный материал;

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности.

.

1 мин.

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

 

Готовят рабочее место.Настраиваются на работу.

 

 

 

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация.

 

3 мин.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

Ребята, вам нравится весна?

- Какие эмоции вызывает у вас приход весны?

- Весна – это время когда все расцветает, зеленеет, начинает светит солнышка ярче, на лицах появляются улыбки. Я желаю, чтобы у вас весеннее настроение оставалось надолго.

Ответы детей.

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи.

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

- Ребята, сейчас ваша задача отгадать загадки. Будьте внимательны.

-  Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

- Молодцы. Скажите, пожалуйста, что вы изучали ранее на уроках литературного чтения?

-  Верно. С каким автором вы познакомились на прошлом уроке?

- Отлично. Кто назовет стихотворения, которые вы изучили?

- Верно. Кто хочет прочитать эти два стихотворения выразительно?

- Замечательно. Спасибо.

- Как вы думаете, какая сегодняшняя тема урока?

- Верно. Какие цели мы можем поставить на урок?

 

Слушать учителя.

Ответ весна.

 

Мы изучали стихотворения о весне.

- С Алексеем Плещеевым.

 

- Стихотворения «Весна» и «Сельская песенка».

Двое учащихся читают стихотворения.

 

- Продолжать изучать стихотворение о весне.

- Познакомиться с авторами и их стихотворениями, выразительно прочитать и проанализировать их.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

 

 

 

 

 

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

IV. «Открытие» нового знания.

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

 

 

 

8 мин.

- С первым автором, с которым мы познакомимся сегодня, будет Александр Блок. Ребят, вы что-нибудь слышали о таком авторе, о его жизни?

- Александр Александрович Блок (16 ноября 1880 - 7 августа 1921) - русский поэт, писатель.Родился  в городе Петербурге в дворянской семье. Родители Блока расстались вскоре после рождения ребенка, и он воспитывался в семье матери.

  Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в 13 лет стал вместе с двоюродными братьями издать рукописный журнал.он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

   В старших классах гимназии Александр Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом поступил  на юридический факультет. Однако любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет. Его стихи были поистине увлекательными и прекрасными.

- Кто из вас запомнил в какой семье он родился?

Кем Александр блок хотел стать в подростковом возрасте?

- Молодцы. Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 114.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о чем это стихотворение? Сейчас я прочитаю вам это стихотворение.

- Какие незнакомые слова вы услышали?

- Как вы думаете, что такое пашня?

- Пашня (по Ожегову) – вспаханное поле.

- Сейчас прочитаем стихотворение по цепочки.

- Ребята, кто хочет прочитать стихотворение

Слушать учителя.

 

Ответы детей.

 

Слушать учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Блок родился в дворянской семье.

- Александр Блок хотел стать актером.

Открыть учебник. Прочитать название стихотворения.

 

- В этом стихотворении автор описывает природу на лугу.

Слушать стихотворение.

 Слово пашня.

- Ответы детейОтветы детей.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

 

 

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

 

 

 

 

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

 

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Словесный: беседа.

Наглядный:учебник, учебная презентация.

5 мин.

- Присаживайтесь, пожалуйста. Что вы знаете о Самуиле Яковлевиче? 

- Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг.

Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке под Воронежем.В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом.

В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты.

В 1922 году Маршак переехал в Петроград, а в 1923 году выпустил свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).

- Какие еще вы знаете произведения Самуила Маршака?

- Под каким городом Самуил провел свое детство?

- Но сегодня мы познакомимся со стихотворением «Снег уже теперь не тот…».

- Посмотрите внимательно на страницу 115.

- О каком месяце идет речь в этом стихотворении?

- Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении? Приведите примеры из текста.  Какие звуки весны услышали?

Верно. Объясните, как вы понимаете выражение серебром светятся сережки?

Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно?

Ответы детей.

 

Слушать учителя.

 

 

 

Ответы детей.

 

- Под Воронежем.

 

 

 

 

Читать стихотворение по цепочке. О месяце март.

 

- Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки

 

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Словесный: беседа.

Наглядный:учебная презентация.

Практический: викторина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин.

- Сейчас у нас с вами будет игра-викторина. Я вам буду читать вопрос, а ваша задача на него ответить, кто первый отвечает, тот получает жетон. Но самое главное, отвечать по поднятой руке. Кому не понятно задание?

- Тогда приступаем!

- Кто из этих авторов родился в дворянской семье?

А) А. Блок;

Б) С. Маршак.

- Кто является автором стихотворения «На лугу»?

А) А. Блок;

Б) С. Маршак.

- С чем Маршак сравнил серёжки на вербах?

А) с серебром;

Б) с золотом.

- Что такое «пашня»?

А) трава;

Б) вспаханное поле.

- У какого автора стихотворение о весне?

А) А. Блок;

Б) С. Маршак;

В) у обоих.

- Молодцы. Все верно!

Слушать учителя.

Принимать участие в викторине.

 

 

 

 

- Александр Блок родился в дворянской семье.

 

 

- Александр Блок написал стихотворение «На лугу».

 

 

 

- Самуил Маршак сравнил сережки на вербах с серебром.

 

- Пашня – это вспаханное поле.

 

- У обоих авторов стихотворения о весне.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

VII. Включение в систему знаний.

Словесный: беседа.

7 мин.

- Что объединяет стихотворения А. Блока

и С. Маршака?

 

- Найдите в наших стихотворениях строки, которые понравились тебе большого всего?

- С какими авторами вы познакомились?

 

- С какими стихотворениями вы познакомились?

 

- Какое стихотворение вам понравилось больше?

 

- В этих стихотворениях одинаковая тема и настроения произведения.

Ответы детей.С Александром Блоком и Самуилом Маршаком.

- Стихотворения «На лугу» и «Снег уже теперь не тот».

Ответы детей.

- Продолжать изучать стихотворение о весне.

- Познакомиться с авторами и их стихотворениями, выразительно прочитать и проанализировать их.

- Да, реализовали.

Р:обобщение, контроль.

 

 

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности.

 

3 мин.

- Откройте, пожалуйста, ваши дневники. Запишите домашнее задание. Заполнить сравнительную таблицу«Характеристика стихотворений «На лугу и «Снег уже теперь не тот»». Письменно, заполняя таблицу, которая у вас лежит на парте. В конце сделать вывод. Сейчас закройте дневники и послушайте меня.

- На

 

Записать домашнее задание.

Провести рефлексию своей деятельности на уроке.

 

Слушать учителя.

 

 

 

Р: итоговый контроль.

 

 

 

 

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_konspkt_uroka.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению      2 класс   Тема: «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»»

Планируемые результаты:

Предметные: знать биографию авторов, содержание стихотворений о весне;уметь прогнозировать содержание произведения.

Личностные: проявлять интерес к учебной деятельности;проявлять ценностное отношение к природному миру.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2 класс,  2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация;  раздаточный материал;

Этапы урока, методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности.

.

1 мин.

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Владимировна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Готовят рабочее место.Настраиваются на работу.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация.

3 мин.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

Ребята, вам нравится весна?

- Какие эмоции вызывает у вас приход весны?

- Весна – это время когда все расцветает, зеленеет, начинает светит солнышка ярче, на лицах появляются улыбки. Я желаю, чтобы у вас весеннее настроение оставалось надолго.

Ответы детей.

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи.

5 мин.

- Ребята, сейчас ваша задача отгадать загадки. Будьте внимательны.

-  Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

- Молодцы. Скажите, пожалуйста, что вы изучали ранее на уроках литературного чтения?

-  Верно. С каким автором вы познакомились на прошлом уроке?

- Отлично. Кто назовет стихотворения, которые вы изучили?

- Верно. Кто хочет прочитать эти два стихотворения выразительно?

- Замечательно. Спасибо.

- Как вы думаете, какая сегодняшняя тема урока?

- Верно. Какие цели мы можем поставить на урок?

Слушать учителя.

Ответ весна.

Мы изучали стихотворения о весне.

- С Алексеем Плещеевым.

- Стихотворения «Весна» и «Сельская песенка».

Двое учащихся читают стихотворения.

- Продолжать изучать стихотворение о весне.

- Познакомиться с авторами и их стихотворениями, выразительно прочитать и проанализировать их.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

IV. «Открытие» нового знания.

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

8 мин.

- С первым автором, с которым мы познакомимся сегодня, будет Александр Блок. Ребят, вы что-нибудь слышали о таком авторе, о его жизни?

- Александр Александрович Блок (16 ноября 1880 - 7 августа 1921) - русский поэт, писатель.Родился  в городе Петербурге в дворянской семье. Родители Блока расстались вскоре после рождения ребенка, и он воспитывался в семье матери.

  Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею – первые стихи написал лет в пять. А в 13 лет стал вместе с двоюродными братьями издать рукописный журнал.он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором – помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

   В старших классах гимназии Александр Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом поступил  на юридический факультет. Однако любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет. Его стихи были поистине увлекательными и прекрасными.

- Кто из вас запомнил в какой семье он родился?

Кем Александр блок хотел стать в подростковом возрасте?

- Молодцы. Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 114.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о чем это стихотворение? Сейчас я прочитаю вам это стихотворение.

- Какие незнакомые слова вы услышали?

- Как вы думаете, что такое пашня?

- Пашня (по Ожегову) – вспаханное поле.

- Сейчас прочитаем стихотворение по цепочки.

- Ребята, кто хочет прочитать стихотворение

Слушать учителя.

Ответы детей.

Слушать учителя.

 Блок родился в дворянской семье.

- Александр Блок хотел стать актером.

Открыть учебник. Прочитать название стихотворения.

- В этом стихотворении автор описывает природу на лугу.

Слушать стихотворение.

 Слово пашня.

- Ответы детейОтветы детей.

П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Словесный: беседа.

Наглядный:учебник, учебная презентация.

5 мин.

- Присаживайтесь, пожалуйста. Что вы знаете о Самуиле Яковлевиче?  

- Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский поэт, драматург и переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг.

Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке под Воронежем.В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта и считал его вундеркиндом.

В годы Великой Отечественной войны писатель активно работал в жанре сатиры, публикуя стихи в «Правде» и создавая плакаты.

В 1922 году Маршак переехал в Петроград, а в 1923 году выпустил свои первые стихотворные детские книги («Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»).

- Какие еще вы знаете произведения Самуила Маршака?

- Под каким городом Самуил провел свое детство?

- Но сегодня мы познакомимся со стихотворением «Снег уже теперь не тот…».

- Посмотрите внимательно на страницу 115.

- О каком месяце идет речь в этом стихотворении?

- Какие краски весны вы увидели в этом стихотворении? Приведите примеры из текста.  Какие звуки весны услышали?

Верно. Объясните, как вы понимаете выражение серебром светятся сережки?

Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно?

Ответы детей.

Слушать учителя.

Ответы детей.

- Под Воронежем.

Читать стихотворение по цепочке. О месяце март.

- Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Словесный: беседа.

Наглядный:учебная презентация.

Практический: викторина.

7 мин.

- Сейчас у нас с вами будет игра-викторина. Я вам буду читать вопрос, а ваша задача на него ответить, кто первый отвечает, тот получает жетон. Но самое главное, отвечать по поднятой руке. Кому не понятно задание?

- Тогда приступаем!

- Кто из этих авторов родился в дворянской семье?

А) А. Блок;

Б) С. Маршак.

- Кто является автором стихотворения «На лугу»?

А) А. Блок;

Б) С. Маршак.

- С чем Маршак сравнил серёжки на вербах?

А) с серебром;

Б) с золотом.

- Что такое «пашня»?

А) трава;

Б) вспаханное поле.

- У какого автора стихотворение о весне?

А) А. Блок;

Б) С. Маршак;

В) у обоих.

- Молодцы. Все верно!

Слушать учителя.

Принимать участие в викторине.

- Александр Блок родился в дворянской семье.

- Александр Блок написал стихотворение «На лугу».

- Самуил Маршак сравнил сережки на вербах с серебром.

- Пашня – это вспаханное поле.

- У обоих авторов стихотворения о весне.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VII. Включение в систему знаний.

Словесный: беседа.

7 мин.

- Что объединяет стихотворения А. Блока

и С. Маршака?

- Найдите в наших стихотворениях строки, которые понравились тебе большого всего?

- С какими авторами вы познакомились?

- С какими стихотворениями вы познакомились?

- Какое стихотворение вам понравилось больше?

- В этих стихотворениях одинаковая тема и настроения произведения.

Ответы детей.С Александром Блоком и Самуилом Маршаком.

- Стихотворения «На лугу» и «Снег уже теперь не тот».

Ответы детей.

- Продолжать изучать стихотворение о весне.

- Познакомиться с авторами и их стихотворениями, выразительно прочитать и проанализировать их.

- Да, реализовали.

Р:обобщение, контроль.

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности.

 

3 мин.

- Откройте, пожалуйста, ваши дневники. Запишите домашнее задание. Заполнить сравнительную таблицу«Характеристика стихотворений «На лугу и «Снег уже теперь не тот»». Письменно, заполняя таблицу, которая у вас лежит на парте. В конце сделать вывод. Сейчас закройте дневники и послушайте меня.

- На

Записать домашнее задание.

Провести рефлексию своей деятельности на уроке.

Слушать учителя.

Р: итоговый контроль.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С. Маршак. Снег уже теперь не тот...

Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Школа России"...

ЛИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НА ЛУГУ», С. МАРШАКА «СНЕГ ТЕПЕРЬ УЖЕ НЕ ТОТ…»

Создать условия для ознакомления со стихотворениями о весне; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"

Цели:  знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....

Конспект урока литературного чтения на тему «А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот»» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со стихотворениями о весне; развитие навыков правильного, выразительного чтения.Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов, ...

Рабочий лист по литературному чтению А. Блок "На лугу" С. Маршак "Снег уж теперь не тот…"

Рабочий лист  по литературному чтению           А. Блок "На лугу" С. Маршак "Снег уж теперь не тот…"...