Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.b._kedrin_babe_leto.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 10.04.19

                        ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

                           ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

       ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Д.В Кедрин «Бабье лето»

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2ч., стр.118-119), презентация, аудиоматериал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

Присаживайтесь.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический - дыхательная гимнастика)

(Практический – проверка домашнего задания)

7 минут

Прежде, чем приступить к уроку выполним несколько упражнений на дыхание.

«Подышим» Стоя, руки вдоль туловища(вдох носом и выдох ртом)

«Надуй шарик» Стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.

«Ежик» Ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.

Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением.

Давайте сейчас проверим ваше домашнее задание. Объединитесь в четверки и расскажите подготовленное наизусть стихотворение С.А. Клычков «Весна в лесу». Оцените каждого из группы по критериям:

-Выразительность
-Правильность чтения
-Отсутствие опоры (учебника)

 Выберите того, кто рассказал стихотворение лучше всех. Давайте послушаем их у доски и оценим по этим же критериям.

Вы большие молодцы, хорошо постарались!

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Ребята, вспомните, какой раздел мы начали изучать?

Ребята, скажите, пожалуйста, какое ваше любимое время года? Почему?

Ребята, а вам нравится погода осенью? Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

А какое время года любил великий поэт Александр Сергеевич Пушкин?

 Вот как он об этом говорил:

«… я не люблю весны;

Скучна мне оттепель;

Ох , лето красное!

Любил бы тебя,

Когда б ни зной, да пыль, да комары, да мухи.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно »

Как вы думаете, за что любил осень Пушкин?

Осень воспевают не только поэты, но и художники.

Ещё Исаак Ильич Левитан в своих картинах запечатлел осень для нас ещё в начале прошлого века. Что вы видите на картине?

А вот такой увидел осень Архип Иванович Куиджи.

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с

которым мы сегодня познакомимся?

Откройте,пожалуйста, учебник на стр. 118. Прочитайте название стихотворения.

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»?

Бабье лето - ясные теплые дни в ранней осени. Существует несколько версий происхождения этого сочетания.

1. Исходное значение сочетания - "пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины".

2.Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали.

3.По другой версии, сочетания бабье лето, бабьи дни, бабьи холода в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.

4.Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

Итак, ребята, скажите, какая тема нашего урока?

Какие цели вы поставите себе на урок?

-познакомиться…

-научиться…

-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей.

-Мы начали изучать раздел «Поэтическая тетрадь».

(высказывают мнение)

-Пушкин очень любил осень.

- Любил Пушкин осень за её красоту, буйство красок, свежесть и даже холодные проливные дожди.

-«Узенькая речка с ещё зелёной травкой по берегам, берёзки в ярко осеннем наряде, сине – голубое бездонное небо»

-«Будто модницы стоят деревья, споря, у кого наряд ярче»

-Об осени.

- «Бабье лето»

-Это самый теплый период в начале осени.

-Тема урока: Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

(ставят цели на урок)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Словесный - слово об авторе)

(Наглядный – работа с учебником)

(Практический – лексическая работа)

10 минут

Слово об авторе (читает подготовленный ученик)
Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс ) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища .Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава. Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии. Когда началась Великая Отечественная война, Кедрин , вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты « Сокол Родины» С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…«Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго»,-сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»:

Когда я уйду,
Я оставлю мой голос,
На черном кружке
Заведи патефон,
и вот под иголочкой,
тонкой, как волос,
От гибкой пластинки отделится он.
1939

Память о талантливом поэте, последнее время жившем рядом с нами, между Тарасовкой и Пушкино, и трагически погибшем на станции Черкизовская, живет не только в его произведениях, но и в сердцах благодарных читателей. На доме на ст. Черкизовская, где жил Д.Б.Кедрин, установлена мемориальная доска, его имя носит улица и библиотека, в музее Мытищ ему посвящена экспозиция.

Объединитесь в группы и расскажите друг другу, что вы узнали об авторе.

А теперь давайте сделаем паузу.

(слушают выступление)

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

П: поиск и выделение необходимой информации

(Практический –словесное рисование)

1 минута

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Крепко зажмурьте глаза. Представьте, что вы осенью идете по аллее парка.

Светит теплое солнышко, вы жмуритесь, подставляя лицо солнечным лучам. Вам тепло. Под ногами шуршит опавшая листва. Посмотрите на нее. Поднимите. Подкиньте вверх. В лучах солнца, посмотрите, она – как разноцветная радуга. А теперь пошуршите листвой.

(выполняют задания за учителем)

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Наглядный – словесное рисование)

(Наглядный – выразительное чтение

стихотворения)

(Практический – языковой анализ стихотворения)

10 минут

Чтение стихотворения учителем.

Что представляли, когда слушали стихотворение?

Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Чтобы лучше проникнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

 Что такое синонимы?

Подберите синонимы к словам:

-зябкий;

-быстрый.

Что такое антонимы?

Подберите антонимы к словам:

-зябкий;

-поздний.

Объясните значение слов:

Щёлка;

слаже ;

пряжа;  

Заслоня;

- Что такое эпитет?

Работа в парах.

Прочитайте стихотворение. Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

Как поэт говорит о паутинках? Почему?

О чём поэт просит бабье лето?

Какие чувства возникают у вас, при виде наступления зимы?

 

(слушают учителя)

(высказывают мнение)

-Солнце ярко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат.

(работают с учебником)

-Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению.

- Мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный.

-Стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный.

-Слова, противоположные по лексическому значению.

- Горячий, жаркий, знойный, тёплый.

-Ранний.

-Маленькая щель, отверстие.

- Слаще, приятнее, лучше

- Нити, полученные прядением.

-Закрыв, сделав невидимым, недоступным.

- Образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)

-Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце, зябкого денька, паутинок лёгких, дождик быстрый, зимней тьмы.

-Паутинки белого цвета. Блестят на солнце. Похожи на серебро.

- Поэт просит о свете; защитить от зимней тьмы. Дни прощального тепла; паутинкам серебристым; жить осталось два - три дня.

(делятся мнениями)

П: поиск и выделение необходимой информации

П: смысловое чтение.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Л: анализ, синтез. 

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический –фронтальная, групповая работа)

7 минут

Сейчас прочитайте это стихотворение выразительно самостоятельно вслух в паре.

Кто хочет прочитать его вслух всему классу?

Прочитайте нам это стихотворение.

Ребята, чье чтение достаточно близко передало настроение стихотворения? Выразительно ли было прочитано?

Согласны ли вы, что этим ребятам можно поставить оценку за выразительное чтение?

(читают стихотворение)

(оценивают других учащихся)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

5 минут

Ребята, вашим домашним заданием будет:

1. Выучить стихотворение наизусть

2.Творческое задание по выбору: написать сочинение или стихотворение об осени.

(записывают домашнее задание)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С каким автором мы познакомились сегодня?

Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их?

Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите незаконченные предложения. Дополните их:

Сегодня на уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

Я бы оставил себе отметку…потому что….

Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди.

Спасибо за урок, до свидания.

- Д.Б.Кедрин «Бабье лето.

(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применена технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает» Сергей Есенин «Берёза»

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Можно использовать в работе по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению Д.Б.Кедрин "Бабье лето"

Конспект урока по литературному чтению Д.Б.Кедрин "Бабье лето"...

Конспект урока по литературному чтению «Скинуло кафтан зелёный лето...» (УМК «Перспективная Начальная Школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно чит...

Методическая разработка урока по курсу "Литературное чтение" в 4 классе "Д.Б. Кедрин «Бабье лето»"

laquo;Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы».Тема: Д.Б. Кедрин «Бабье лето».Цели:формировать эстетическое развитие учащихся, обогащение их эмоционал...