Конспект урока по литературному чтению, 4 класс: С.К. Клычков «Весна в лесу»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.k._klychkov_vesna_v_lesu.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: С.К. Клычков «Весна в лесу»

Цели деятельности учителя: создать условия для знакомства учащихся с биографией и творчеством писателя; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь анализировать произведение; уметь осознанно выразительно читать лирическое стихотворение.

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2ч., стр.116-117), презентация, аудиоматериал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов сегодня на уроке.

Присаживайтесь.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический - дыхательная гимнастика)

(Практический – проверка домашнего задания)

7 минут

Прежде, чем приступить к уроку выполним несколько упражнений на дыхание.

«Подышим» Стоя, руки вдоль туловища(вдох носом и выдох ртом)

«Надуй шарик» Стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.

«Ежик» Ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.

Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением.

Давайте сейчас проверим ваше домашнее задание. Объединитесь в четверка и расскажите подготовленное наизусть стихотворение Паустовского «Золотая осень». Оцените каждого из группы по критериям:

-Выразительность
-Правильность чтения
-Отсутствие опоры (учебника)

 Выберите того, кто рассказал стихотворение лучше всех. Давайте послушаем их у доски и оценим по этим же критериям.

Вы большие молодцы, хорошо постарались!

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

5 минут

Ребята, вспомните, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

Верно, сегодня мы с вам продолжим знакомство с произведениями и  их авторами, которые находятся в этом разделе.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку:

Шагает красавица

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

Верно, тема урока – «Весна». А чтобы узнать, с каким автором мы познакомимся, выполните задание:

Найди буквы русского алфавита и составь из них имя автора.

SCLEPWGГЕLVЙ (Сергей)

ANWHTSOLVHOGIВИLWЧ (Антонович)

WIKLЛЫSGЧКVOSGВ (Клычков)

Верно, сегодня мы познакомимся с произведением Сергея Антоновича Клычкова.

Вы уже сказали, какая тема у нашего урока, но эта тема также схожа с названием произведения, которое мы сегодня будем изучать.

Посмотрите на изображение на слайде (Весенний лес Автор: Руслан Григорьевич Кипрыч) и сформулируйте название произведения.

Итак, ребята, скажите, какая тема нашего урока?

Какие цели вы поставите себе на урок?

-познакомиться…

-научиться…

-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении сегодняшних целей.

-Мы начали изучать раздел «Поэтическая тетрадь».

(слушают учителя)

-Тема урока: весна.

-Автор, с которым мы познакомимся – Сергей Антонович Клычков.

-Название произведения: «Весна в лесу»

-С.А. Клычков «Весна в лесу»

(высказывают мнение)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

(Словесный - слово об авторе)

(Наглядный – работа с учебником)

(Практический – лексическая работа)

10 минут

Краткое слово об авторе.
Сергей Антонович Клычков (1889-1937) — сын кустаря-сапожника в деревне Дубровки Тверской губернии. Семья была старообрядческой, и свой творческий дар, как считал сам С. Клычков, он унаследовал от «речистых» родителей и предков. Учился в земской школе, реальном училище в Москве, на разных факультетах Московского университета (курса не окончил из-за материальных затруднений). Благодаря поддержке М. И. Чайковского совершил поездку в Италию.
На формирование его поэтики сильное влияние оказал Сергей Городецкий, позже он познакомился с творчески и душевно близкими ему писателями — С. Есениным и Н. Клюевым.
Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются в поэтической системе Клычкова только в описаниях природы, и никакие катаклизмы времени, — революции, войны — не отражаются в его «вневременных» произведениях.
Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе (в автобиографическом романе «Сахарный немец», 1925).
В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.
В 1930-е годы подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 арестован как член «Трудовой крестьянской партии» (несуществующая организация); приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.

Повернитесь к соседу сзади и расскажите ему, что нового вы узнали.

Работа над стихотворением «Весна в лесу»
Откройте, пожалуйста,  учебник на странице 116.

- Предположите, о чём пойдёт речь в стихотворении с таким названием?

Проверим, верны ли ваши предположения. Внимательно послушайте стихотворение, постарайтесь представить и увидеть картины, которые изобразил поэт.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Прежде, чем самостоятельно прочитать это стихотворение полностью, давайте объясним значение слов, написанных на доске: утренник, рудый, лом, никнуть, клохтать, сойка, свирелка.

Прочитайте 1 пятистишье.
Как вы понимаете слово утренник?
Утренник – 1) утренний спектакль, представление, зрелище (чаще для детей); 2) утренний мороз весной или осенью. У этого слова 2 значения. Как вы думаете, какое значение нам подходит больше?

Прочитайте 2 пятистишье.
Как вы понимаете слово рудый?
Рудый – 1) красный; 2) рыжий.

Прочитайте 3 пятистишье.
Как вы понимаете слово лом?
Лом – ломаные или годные только для переработки предметы.

Прочитайте 4 пятистишье.
Как вы понимаете слово никнуть?
Никнуть – 1) опускаться, пригибаться; 2) ослабевать, становиться вялым, бессильным.
Как вы понимаете слово клохтать?
Клохтать – о курах или самках некоторых других птиц; кудахтать, издавать короткие повторяющиеся звуки.
Как вы понимаете слово сойка?
Сойка – пестрая, лесная птица семейства вороновых.

Прочитайте 5 пятистишье.
Как вы понимаете слово свирелкой?
Свирелка – свирель – народный музыкальный инструмент в виде дудки (чаще спаренных дудок) из дерева, тростника.

Подберите синонимы к словам: рев, кружиться, чудный.


Подберите антонимы к словам: мягкий, никнуть.

(слушают учителя)

(работают в парах)

(работают с учебником)


(высказывают мнение)

(слушают аудиозапись)

(высказывают мнение)

-Утреннее мероприятие.

-Значение утреннего мороза подходит больше всего.

-Рудый, возможно, от слова рыжий.

-Инструмент для взлома ящиков.

-Наклониться, грустить.

-Похоже на слово кудахтать.

-Это птица.

-Свирелка от слова свирель –дудочка, птица.

-Рев: рык, вой. Кружиться: вертеться, крутиться, вихриться. Чудный: красивый, расписной.

-Мягкий: жесткий, твердый, плотный. Никнуть: бодриться, становиться сильным, подниматься.

П: смысловое чтение.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

П: поиск и выделение необходимой информации

1 минута

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).

Не поворачивая голову посмотреть в левый угол класса, в правый, вниз, вверх.

И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п.

И.п. - стойка ноги врозь. 1- правое плечо подняли, 2 – опустили, 3-4 – тоже в с левым плечом.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам.

(выполняют задания за учителем)

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

(Наглядный – словесное рисование)

(Наглядный – выразительное чтение

стихотворения)

(Практический – языковой анализ стихотворения)

10 минут

Прочитайте выразительно стихотворение в полголоса.

Как автор относится к весеннему лесу и какие строчки говорят об этом?

Какие картины изображает поэт?

Как ему удается показать, что наступает весна и природа оживает?

Как вы думаете, с каким чувством рассказывает автор о приходе весны?

Какие персонажи встречаются, о ком пишет автор?

Почему так много действующих лиц?

Прочитайте 1 пятистишье. Какие слова зовут нас в лес?

Прочитайте 2 пятистишье. Какие звуки леса мы здесь услышали?

Прочитайте 3 пятистишье про себя и подумайте, в каком темпе надо его прочитать?

Почему? Докажите.

Что значит «багровый хребет»?

Почему же медведь щурится?

Прочитаем вслух, соблюдая выбранный темп.

Посмотрите, внимательно на 2 и 3 пятистишье, какие цвета встречаются?

Почему поэт выбрал оттенки красного?

Прочитайте 4 пятистишье. Почему глухари кружатся, а сойки клохчут?

Прочитайте 5 пятистишье.

Какие чувства сейчас вызывает у вас это стихотворение?

(читают стихотворение)

-Лес ему нравится, хочется уйти до зари «Как и я уйду весною в яр дремучий до зари…».

-Картины как собираются зайцы, как дятел стучит по стволу, как бродит медведь, как кружат глухари, как гуляет чудный страничек в кустах.

-С помощью словосочетаний и предложений «Снег обтаял под сосною», «дятел застучит», «медведь встанет побродить», «никнет хвоя», «клохчут сои и кружатся глухари».

-С чувством радости, восторга, восхищения.

-Зайцы, дятел, медведь, сойки, глухари, чудный странничек.

-Чтобы подробнее рассказать о весне в лесу, кто что делает с приходом весны.

-Тепло, мягкий мох.

-Капель, звук дятла.

-Не торопясь, размеренно.

«Тягучий» – медленный, «побродить» – идти не быстро.

-Отсвет зари.

-От яркого солнца.

(читают вслух)

-Красногрудый, рудый, багровый. Это оттенки красного.

-Когда солнышко поднимается оно красное.

-Потому что с приходом весны всё вокруг оживает, все радуются приходу весны.

(читают 5 пятистишье)

(высказывают мнение)

П: поиск и выделение необходимой информации

П: смысловое чтение.

К: осознанное построение речевого высказывания.

Л: анализ, синтез. 

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический –фронтальная, групповая работа)

7 минут

Сейчас прочитайте это стихотворение выразительно самостоятельно вслух в паре.

Кто хочет прочитать его вслух всему классу?

Прочитайте нам это стихотворение.

Ребята, чье чтение достаточно близко передало настроение стихотворения? Выразительно ли было прочитано?

Согласны ли вы, что этим ребятам можно поставить оценку за выразительное чтение?

(читают стихотворение)

(оценивают других учащихся)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

5 минут

Ребята, вашим домашним заданием будет:

1. Выучить стихотворение наизусть

2.Творческое задание по выбору: ребята, увлекающиеся рисованием, могут сделать иллюстрации к стихотворению, кто-то составит кроссворд или тестовое задание по творчеству, а кого-то, может быть, наш урок вдохновит на создание собственных стихотворений.

(записывают домашнее задание)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

2 минуты

Ребята, скажите, какой была тема нашего урока? С каким автором мы познакомились сегодня?

Какие цели мы ставили на урок? Добились ли мы их?

Сейчас посмотрите на слайд. Вы видите незаконченные предложения. Дополните их:

Я считаю, что…

Сегодня мне было…

Я чувствую, что…

Мне было сложно…

Вы сегодня хорошо постарались. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось – все еще впереди.

Спасибо за урок, до свидания.

-С.А. Клычков «Весна в лесу»

(делятся мнениями)

(выполняют самооценку деятельности)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применена технология проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 класс

УМК: "Планета знаний" Учебник: Э.Э. Кац "Литературное чтение", в двух частях, Москва, изд. "Астрель", 2008 г....

конспект урока по литературному чтению на тему: Соколов-Микитов «Весна красна» (отрывок из рассказа)

Открытый урок,  проведенный к конкурсу "Учитель года- 2015" в номинации "Молодой специалист"...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока по литературному чтению Стихи А. Плещеева "О весне" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс Стихи А. Плещеева "О весне"...

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...