Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Е. Чарушин"Теремок"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гальчук Елена Викторовна

Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Е. Чарушин"Теремок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_1_klass.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

                         «Средняя  школа №2 им. Е. В. Камышева»

Адрес:215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом2. Телефон: 8-(48135)3-43-03, 8-(48135)3-43-06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru

                                     ОТКРЫТЫЙ УРОК ЧТЕНИЯ

                                                  В 1 КЛАССЕ

                              ПО ТЕМЕ «Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК»

                          Подготовила: учитель Гальчук Е. В.

Цели :

- создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг;

- учить пересказу;

-учить отличать авторские и народные сказки;

-развивать речь, критическое мышление.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования :

      Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям; делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

     Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков; умение испытывать эстетические чувства на основе знакомства с разными выразительными средствами и оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев;

    Метапредметные:  

    познавательные УУД : умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста; уметь определять новый жанр литературного произведения сравнивая произведения разных жанров; уметь оценивать свою эмоциональную реакцию; знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы; уметь прогнозировать содержание произведения, соответствующее его названию, ключевым словам.

   регулятивные УУДуметь различать способ и результат действия в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия, данные  в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, оценивать правильность их выполнения и вносить коррективы.

   коммуникативные УУД: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказка) и выявления авторской точки зрения; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности;  уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение,  оценивать высказывания партнеров.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки ; презентация.


Ход урока

I. Организационный момент(Слайд)

-Сегодня на уроке мы с вами будем слушать, думать, наблюдать, отвечать на вопросы и красиво говорить.

Чтобы догадаться, о чем мы будем говорить на уроке, прочитай те запутанную фразу:  СКАЗКАЛОЖЬДАВНЕЙНАМЕКДОБРЫММОЛОДЦАМУРОК

Как вы понимаете смысл этой фразы?

 II. Актуализация знаний. Постановка цели.(Слайд)

Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке. 

(А    А     К    С    К    З )

- Соберите слово

О т в е т: сказка. (Слайд)

-Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется так: (на доске): Сказки. Загадки. Небылицы.

– Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы поговорим о сказках.(Слайд)

III.Открытие нового знания

1)Фронтальная беседа

– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).

– Для того, чтобы узнать, что за сказку мы будем читать сегодня, вам необходимо выполнить следующее задание.

Попробуйте угадать сказку. Если вы ответите правильно, то сможете открыть одну букву из названия нашей сказки.

(На доске карточки с перевёрнутыми буквами ТЕРЕМОК. Учитель поочерёдно достаёт из сундучка следующие предметы. Учащиеся называют сказку, в которой можно встретить данный предмет. В случае правильного ответа, учащиеся имеют право открыть любую букву).

Просмотр слайдов

  1. Яйцо.
  2. Щука.
  3. Золотое перо.
  4. Три стула.
  5. Коса.
  6. Козленочек.
  7. Стрела.

(На доске открывается надпись : ТЕРЕМОК)

– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо.

-С какой сказкой мы сегодня познакомимся?

– Итак, вы догадались, что это сказка... в обработке Евгения Чарушина

2)Слово учителя о писателе. .(Слайд)

С самого детства его окружала живая природа — родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Понятно, что в таком доме и в такой семье — его отец был известным архитектором — мог вырасти только удивительный и талантливый человек, каким и был Евгений Чарушин. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты.

Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге.

Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг, продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей — Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Книга Маршака «Детки в клетке» стала последней иллюстраторской работой Чарушина. За нее он был посмертно награжден золотой медалью на международной выставке детской литературы в Лейпциге.

Мир животных — был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

(Выставка книг,которые иллюстрировал Е.Чарушин)(Слайд)

3)Работа в группах (Слайд) (групп-4)

-А теперь вернемся к сказке.

– Вспомните главных действующих лиц русской народной сказки “Теремок”.

– В каком порядке появлялись в сказке герои?( Слайд)

– Для того чтобы узнать тех героев, которые придут к нам в гости сегодня, вам необходимо поработать в группах. Кто напомнит мне правила работы в группе? (Не шуметь. Работать дружно, слаженно. Советоваться с товарищами.)

(Учащиеся работают в группах постоянного состава. Каждой группе предлагается собрать из пазлов сказочного героя, прикрепить полученное изображение на доску).(Раздать конверты с картинками)

Ребята, эта сказка хорошо знакома вам с детства. Давайте попробуем дать характеристику героям этой сказки. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру “Разведчики”. Напомню, что выкрикивать с места нельзя, играем молча.

– Найдите в периметре класса карточку с указанием качества любого из представленных здесь героев и прикрепите её под изображением данного героя.

( На стенке,в разных местах ,приклеяны карточки:хитрый,трусливый,

осторожный,жадный,свирепый,крикливый.)

Физкультминутка

4)Чтение сказки Чарушина(Слайд)

По названию сказки предположите,о чем будет в ней говориться?

Какие события могут произойти?

-А сейчас послушаем сказку. (читает ученик)

Чтение с остановкой.

Как вы думаете, что произошло дальше?

Чем закончится сказка?

5)Проверка понимания услышанного

– Понравилась ли вам сказка?

– Что понравилось больше?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается? ( Это авторская сказка,а другая народная))

Учитель демонстрирует схему.(Слайд)

hello_html_m3c4fcfa4.png

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

(Авторские сказки написаны одним человеком(автором),а у народных нет одного автора .Их написал народ)

IV. Закрепление нового материала.

1.Анализ прочитанного

-Сколько героев в сказке?

Героев очень много, все они разные. Как они могли ужиться в таком маленьком теремочке?  (они уступали друг другу, помогали)

Что могло произойти, если бы они ссорились?

Чему учит нас сказка? (дружелюбие, взаимовыручка, умение уступать, желание помочь, терпение)

 2.Работа с пословицами (Слайд)

Соберите  пословицы из частей:

• В тесноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

-Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей , надо быть терпимым к ним, учиться уступать , договариваться друг с другом, уживаться в согласии

3.  Синквейн 

1.Существительное

2.Прилагательное

3.Глаголы

4. Предложение

5. Слово-заключение

V. Итог урока.

Чему можно поучиться у героев этой сказки?

Сказка преподнесла нам хороший урок. Живя среди людей, надо быть терпимым друг к другу, учиться уступать, договариваться, жить в согласии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Е. И. Чарушин "Страшный рассказ"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Е. И. Чарушин "Страшный рассказ"...

Конспект урока литературного чтения 1 класс Е.И.Чарушин "Теремок"

цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Были использованы формы и методы ...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И. Чарушин «Кабан»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему:«Е.И.  Чарушин «Кабан»»...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Евгений Чарушин «Томка испугался» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс.)

Цели деятельности учителя: знакомство с произведением Е. Чарушина «Томка испугался»; формирования навыка правильного, осознанного чтения рассказа.Планируемые результаты:Предметные: знать п...

Технологическая карта урока литературного чтения Е.И.Чарушин "Теремок", 1 класс

Технологическая карта урока литературного чтения Е.И.Чарушин "Теремок", 1 класс. УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения «Е.А. Чарушин «Теремок» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сказками «Курочка Ряба». Е. Чарушина «Теремок»; формирование умения определять тип сказки, ее главную мысль, характер героев.Планируе...