Сравнение авторской и народной сказок. ( Курочка ряба- русская народная сказка «Курочка ряба и десять утят» - С. Маршак )
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Создать условия для учащихся для формирования у детей понятий "народная сказка" , "авторская сказка" и чем они отличаются. Учить детей рассуждать, сравнивать, доказывать. Развивать интерес к чтению книг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 1  классе по теме Сравнение авторской и народной сказок.

Автор  Водовозова М. С.

Тема урока

Сравнение авторской и народной сказок.

( Курочка ряба- русская народная сказка

«Курочка ряба и десять утят» - С. Маршак )

Место урока в разделе

1

Тип урока

Знакомство с новым текстом

Цели урока

 Создание условий для формирования у обучающихся понятий «народная сказка», «авторская сказка» и чем они отличаются

Задачи урока

  1. учить детей рассуждать, доказывать;
  2. развитие творческих способностей, желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки;
  3. воспитание интереса к чтению книг.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик узнает новую авторскую сказку;

Ученик научится сравнивать литературную и авторскую сказки;

Ученик получит возможность усовершенствовать умения выразительного чтения.

Учащийся научится:

Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию

Учащийся получит возможность формирования: адекватной самооценки

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник по литературному, УМК «Перспектива», 1 класс

Карточки с заданиями

Проектор, экран, презентация, электронная физминутка

Межпредметные связи

Окружающий мир

Организация пространства

парты расставлены в традиционном варианте, проветренный класс, в классе полный порядок

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Давайте сегодня с вами так позанимаемся на уроке, чтобы не только хорошая погода была, но и наше настроение. Чтобы солнышко светило и внутри нас.

Приветствуют учителя

Да

Актуализация знаний

Посмотрите на зкран. Какие из этих качеств нам не нужны сегодня на уроке?СЛАЙД 1

Разгадайте фразу. Что в ней зашифровано?

Что мы будем делать сегодня на уроке?  СЛАЙД 2

Сегодня мы будем говорить о сказках. О двух сказках.

Жили-были сказки Пересказывать, сравнивать, делать выводы

Если мы будем говорить о двух сказках, то нам нужно будет их сравнить

Выявление места и причины затруднения

А вы, ребята, любите сказки?

За что вы любите сказки?

Откройте учебник на странице 62.

Прочитайте название сказки.

Есть ли у нее автор? Почему?  СЛАЙД 3

Эту сказку называют народной, потому,  что  самым первым творцом сказок во все времена был народ. сочинил ее народ, который бережно хранил, передавал ее своим детям и внукам.

Да, в них происходят чудеса, волшебство

Курочка ряба

Нет, эту сказку сочинил народ.

Построение проекта выхода из затруднения

Ответьте мне, кто главные герои сказки «Курочка Ряба»?

Вспомните эту сказку. Расскажите по рисункам. (Работа в группах)

СЛАЙД 4-6

Продолжите сказку!,,,  СЛАЙД 7

-Какое волшебство происходит в сказке?

дед, баба, курочка Ряба, мышка.

 курочка разговаривает, несет золотые яйца

Реализация построенного проекта

Прочитайте название сказки на 63 странице.

Есть ли что-то знакомое в названии?

Подумайте, о чем может в ней рассказываться.

Можно ли эту сказку назвать народной?

Верно, у нее есть автор – Самуил Яковлевич Маршак. Написал он эту сказку в 1968 году. СЛАЙД 8

Маршак был удивительно работоспособен: он совсем не умел отдыхать - самым приятным для него было работать. С утра он садился за письменный стол, и только за полночь гасла его лампа.

Курочка ряба и десять утят

Высказывают свое предположение

нет, у нее есть автор

Физкульт минутка

Для глаз - видео

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сейчас я начну читать вам  сказку, а вы внимательно следите за текстом.

Какое слово нам неизвестно? Правильно. Наседка.

Как вы понимаете смысл этого слова?

- Из-за чего курочка

расстроилась?

- И что тогда сделала бабушка?

- И чем все закончилось?

-  Чему учит эта сказка?

Следят

Наседка

Не знаю/ курица, которая высиживает или уже высидела цыплят

Выборочное чтение

Закрепление материала, сравнение сказок.

Работа в группах с таблицами.

Теперь еще раз читаем сказку находя ответы на мои вопросы.  Соотнесите с рисунками. СЛАЙД 9

  1. Вступление к сказке.
  2.  Что снесла курочка?
  3. Что произошло с яичком? Прочитайте этот отрывок.
  4. Как утешила курочку бабушка?
  5. Что стала делать курочка?
  6. Кто вылупился у наседки?

Какой изображена курочка Ряба в сказке Маршака?

Что общего в двух этих сказках?

В чем различия?  СЛАЙД 10

                                                              Сказки

Народная

Литературная (авторская)

                                                                Автор

Народ

Автор

                                                          Форма создания

Устная

Письменная

                                                                Время создания

Определить невозможно

Известно , можно узнать

                                                                    Варианты

Может быть несколько вариантов

Внесение изменений в содержание не допускается

Читают

Яичко

сырое

читают

принесла ей другие яйца

Баба любит курочку, жалеет ее, хочет помочь

доброй, заботливой

герои, мышка бежала, яичко разбилось

 1 сказка - народная, 2 - авторская,

 1 сказка - яичко золотое, 2 сказка- простое,

 1 сказка- плачут дед и баба, 2 сказка - плачет курочка Ряба, окончание сказок

Включение в

систему знаний и повторение

Игра «Хлоп-топ

»Я назову вам несколько утверждений. Если вы согласны, то хлопните,  если не согласны, то топните

Народные сказки сочинил народ. (+ )

Народные сказки сочинил автор.(- )

Народная сказка создается в устной форме.(+ )

Авторская сказка создается в письменной форме.( + )

 Время создания  авторской сказки неизвестно (-)

 Время создания  народной сказки неизвестно (+)

Выполняют работу в группах

Рассказывают придуманный конец сказки

Высказывают свое мнение

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте подведем с вами итог нашего урока.

Какая вам сказка понравилась больше? Почему?

- чем авторская сказка отличается от народной?

Если вы хотите узнать продолжение сказки, то можно взять книжки в библиотеке и дома прочитать.

- вам понравился наш урок?

-Оцените себя. Поднимите руку у кого все получилось? (если кто-то не поднял, то выслушиваем его мнение)

Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!

доброте, хозяева заботились о курочке.

Потому что разбилось яичко

Принесла ей другие, чтобы она смогла их высадить

На свет появились утята.

У авторской сказки есть автор, а у народной нет, потому что ее сочинил народ

Да

Поднимают руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка "Курочка Ряба". Презентация.

Красочный диофильм с прослушиванием  русской народной сказки "Курочка Ряба" можно использовать на уроках обучению грамоте....

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Ушинского) для постановки спектакля "КУРОЧКА РЯБА"...

Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба»

Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба» совместно с детьми....

Сравнение авторской и народной сказок. ( Курочка ряба- русская народная сказка «Курочка ряба и десять утят» - С. Маршак )

Создание условий для формирования у обучающихся понятий «народная сказка», «авторская сказка» и чем они отличаются...

Стендовый урок во 2 классе по теме - Типы сказок: волшебные, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Размышляя над формами, методами обучения, опираясь на свой опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. На примере урока литерат...

Литературное чтение (С.Я. Маршак "Курочка Ряба и десять утят")

С.Я.Маршак "Курочка Ряба и десять утят"(текст)...

Технологическая карта урока по теме: Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Тема:  Русская народная сказка «Курочка Ряба»Файл доступен к скачиванию на ПК...