Стендовый урок во 2 классе по теме - Типы сказок: волшебные, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
план-конспект урока (2 класс)

Вохмина Светлана Викторовна

Размышляя над формами, методами обучения, опираясь на свой опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. На примере урока литературы во 2 классе покажу примеры дифференциации учебных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дифференцированных учебных заданий на уроке.

Стендовый урок во 2 классе по теме - Типы сказок: волшебные, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».  

Учитель Вохмина С.В.

Размышляя над формами, методами обучения, опираясь на свой опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. На примере урока литературы во 2 классе покажу примеры дифференциации учебных заданий.

ТЕМА. Типы сказок: волшебные, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».  

Его цель – совершенствовать представления о жанровой специфике сказки, определять разницу волшебной сказки и бытовой при помощи сравнительного анализа сказок;

на примере сказки мужик и медведь обнаружить приметы сказочного жанра;  создать условия для исследовательской деятельности учащихся;       развивать память, внимание, речь учащихся;      воспитывать уважение к труду.

    ОБОРУДОВАНИЕ - таблицы с особенностями волшебной сказки на каждого ученика;  таблицы с названием сказок и типов на доске;  предметные слайды.

ТЕХНОЛОГИЯ - проблемно-развивающее обучение.

 ТИП УРОКА – изучение нового материала.  Проводился в системе уроков по  разделу - Народное творчество.

1 этап - АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

 Задание…буквы пропали… и найти спрятанные слова  - решает задачу по формированию осмысленного чтения и даёт кодированную информацию о произведение, исследуемом на прошлом уроке: Р.Н.С. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Далее идёт отчёт творческих групп по проделанной исследовательской работе

  • Проект «Создание мультфильма к сказке» - дифференциация по уровню творчества
  • Исследование особенностей волшебной сказки на примере сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - дифференциация по уровню трудности.
  • Привести примеры из сказки, подтверждающие особенности волшебной сказки - дифференциация по объёму задания.

Эти задания, во-первых, дают детям дополнительную мотивацию для чтения, т.к. подаются нетрадиционно, во- вторых создают условия для постоянного поиска и перекодирования информации из одного вида в другой, в третьих – дают возможность повторить пройденный материал и закрепить знания об особенностях сказок, как жанра и знания о  приметах волшебных сказок.

Итогом работы творческих групп является вывод, что изученная сказка – волшебная.

2 этап-Моделирование работы на уроке. Урок – исследование, научиться исследовать значит самостоятельно узнавать новое. ДЕТИ, РАБОТАЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА СЛАЙДЕ, определяют тему урока и  СТАВЯТ ЗАДАЧУ УРОКА: На уроке предстоит познакомиться с Р.Н.С. «Мужик и медведь» и ответить на проблемный вопрос: «Волшебная ли эта сказка?»

3 этап – Актуализация новых знаний.

  • Ролевое чтение подготовленной группы ребят
  • Анализ сказки и выделение особенностей волшебной сказки, с помощью таблицы - матрицы (работа в паре)
  • Постановка проблемы
  • «Открытие»
  • Наблюдение за характерами героев

ФОРМА -  самостоятельная, в группах, в парах.

МЕТОД – проблемно-поисковый

 ПРИЁМ - слово учителя, анализ, синтез, подводящий диалог, побуждающий диалог, выделение особенностей бытовой сказки

- Перед ролевым чтением обращаем внимание на авторское предисловие к сказке, данное в учебнике: «Сказывается, как прибаутка, с лукавством, да усмешкой». Предисловие даёт дополнительную информацию, расширяет представление о сказке, мотивирует к прочтению.

После прочтения детям задаётся вопрос, который ориентирует учащихся на интерпретацию и осмысление текста сказки: - Понравилась сказка? Что особенно запомнилось?

Далее используется группа заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбирать тип, форму, материала, пользоваться индивидуальным способом учебной работы. Используются карточки двух различных уровней сложности.

1 уровень - это задания на умение применять знания в ситуациях сходных с теми, что были разобраны ранее.  Какие приметы сказочного жанра есть в этой сказке? Выберите из предложенных вариантов на карточке.

2 уровень – задания для школьников, проявляющих повышенный интерес к предмету. Самостоятельно назвать приметы сказочного жанра в этой сказке. Перед началом выполнения чётко поясняется каждое предложенное на выбор задание, показывается значимость его выполнения, раскрываются критерии оценивания каждой карточки.

Далее детям даётся задание выполнить работу в паре  по предложенной таблице - сопоставить особенности волшебной сказки с содержанием сказки «Мужик и медведь» и ответь на вопрос: «Волшебная ли это сказка?». Такое задание формирует умение интерпретировать информацию из одного вида в другой; работать с информацией, представленной в разных формах; передавать партнёру важную для учебной задачи информацию,  оценивать прочитанный текст с различных точек зрения, составлять монологическое высказывание по заданному вопросу.

Результатом исследования особенностей сказки стала постановка проблемы: Что не все сказки волшебные, так как ребята не смогли найти особенности волшебной сказки в сказке «Мужик и медведь».  Ставится цель: Определить тип сказки. Выдвигаются пути достижения цели: выявить особенности нового, ещё не изученного, типа сказок.

Зарядка для глаз в виде рассыпанных букв даёт возможность определить название типа сказки «Мужик и Медведь». Дети прочитали, что это сказка бытовая, персонажи которой решают бытовые, т.е. житейские, жизненно важные проблемы.

Последующая фронтальная работа позволяет исследовать приметы бытовых сказок и дополнить таблицу на доске.

 Какую же проблему решают главные герои мужик и медведь - как мужику целёхоньким остаться и урожай сохранить. ( Учитель даёт пояснение, что в основе развития сюжета – уже не испытание героя, а бытовой конфликт).

 Как же решил эту проблему мужик? Он медведя обхитрил (на помощь пришли не волшебные помощники, а смекалка и ум)

Где разворачивается действие сказки? (не в волшебном мире, а в обычном)

Кто является главным героем? (мужик – обычной человек)

На какие две части делится сюжет сказки? (в сказке есть повторы).  Таким образом, итогом фронтальной работы является таблица, в которой обобщены все особенности бытовых сказок. Такая работа формирует умение воспринимать информацию на слух и понимать её (выслушивая ответы одноклассников, учащиеся вносят коррективы в свои варианты, обсуждают услышанное), умение упорядочивать и интерпретировать информацию из одного вида в другой; анализировать и оценивать содержание, структуру и другие особенности текста; составлять монологическое высказывание; формулировать выводы по результатам наблюдений.

Для создания эмоционального настроя и наблюдение за характерами героев ребятам предлагается другой вид информации – не работа с текстом, а просмотр фрагмента мультфильма по сказке «Мужик и медведь». Просмотру сопутствует вопрос:  Кто из героев вам более симпатичен и почему? Знакомый уже детям текст приобретает новое звучание т.к. подаётся нетрадиционно. Такая информация облегчает детям другую часть работы – задачу по сопоставлению характерных черт главных героев.  Используя предложенный слайд, предполагается более сложная работа с информацией: развитие умение находить и упорядочивать информацию, представленную в неявном виде., интерпретировать и обобщать её.

В качестве дополнительной информации, расширяющей кругозор учащихся, учителем даются исторические сведения об отношение к медведю на Руси.                Эта информация также является переходным этапом к исследованию отношения к медведю в бытовой сказке. Задания: Найдите, где сказка ласково посмеивается над медведем….., который взялся хозяйствовать?  Какие слова выражают опасливое, уважительное отношение мужика к медведю? направлены на развитие таких умений, как поиск нужной информации в тексте, формулировать выводы по результатам наблюдений.

Следующий этап - проверка знаний используется тестовое задание с выбором правильного ответа из числа предложенных. Личностно – ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся. Для этого после выполнения теста учащимся предлагается оценить себя. На слайде появляется ключ к заданиям, по которым тест проверяется и оценивается. Ребенку, не справившемуся  с тестом, даётся право ещё раз подготовиться и выполнить тест.

Далее подводится итог урока.

Форма - коллективная, индивидуальная

Приём – рефлексия,  опрос, слово учителя, беседа.

Метод - словесный .

Какова была цель?. Достигли? К какому типу сказок относится сказка «Мужик и медведь?» Воспроизведите приметы бытовой сказки. Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным? Оцените свою работу на уроке. Продолжите: «сегодня на уроке я…». В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный материал к этому моменту и ситуации его применения.

На этапе при подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Домашняя работа предлагается по выбору, задания предполагают разные виды работы с информацией.

Я попыталась показать на примере урока, каким образом можно использовать дифференцированные задания на уроках литературы, чтобы младший школьник мог учиться в ситуации успеха. Стоит ещё раз обратить внимание, что дифференцированные задания многогранны, они позволяют работать над формирование  предметных навыков и УУД.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь». + пояснительная записка к уроку...

Презентация к логопедическому занятию. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Презентация к логопедическому занятию Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"...

Логопедическое занятие . Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Логопедическое занятие по развитию связной устной речи на материале сказки...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...