Урок обучения грамоте УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Одерова Людмила Николаевна

Тема: "Новая работа знакомых букв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obuch._gram.rar2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Одерова Людмила Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ №11 п.Новоберёзовка

Технологическая карта урока

Предмет

Обучение грамоте УМК «Гармония»

Класс

1

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Новая работа знакомых букв

Цель

создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я,ю двумя звуками

Планируемый результат

Предметные умения

- иметь представление о новой работе букв е,ё,ю и я, как обозначающие два звука;

- уметь определят в слове количество звуков букв е,ё,ю и я .

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в парах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Формирование учебных мотивов.

Слайд №1

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок…

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем!

-Скажите, ребята, какое у нас сейчас время года?

- А чем вы любите заниматься зимой?

- Значит, зима – это весёлое время года. Вот и к нам на урок залетела девочка-снежинка. Её зовут Снеженика.

                                                        Слайд №2

- Она приготовила для вас несколько заданий. Справимся?

Дети совместно с учителем проговаривают текст.

Психологическая поддержка.

Дети занимают свои места

- зима.

Дети дают свои ответы.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Актуализация знаний.

- Она показывает вам буквы,  а вы называете их звуки.

(по щелчку выходит буква)

- Послушай сказку, мой дружок.

Жил-был на свете голосок.

Он утром с солнышком вставал

И песни-звуки напевал.

Широко откроет рот,

Песню первую споет - А.

Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за

крылечком - О.

Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой - У.

Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет - Ы.

Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразниться.

Он тогда кричит тебе:

«Ну-ка, спой мне

песню - Э».

-Какие звуки мы произнесли?

-Что мы можете сказать об этих буквах?  

                     щелчок

- Все ли гласные буквы мы назвали?

- Я открываю букв, а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами .

 - Внимание на экран.

Слайд №3

 На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. И,и.

-Какая же работа у этих букв?

                                                        щелчок

- Давайте проследим  работу букв, которые придают мягкость и твердость согласным.

Слайд №4

- Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость, а девочки с гласными придающими мягкость.

Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э.

-Звуки гласных букв

-Придают твердость согласным звукам.

-Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо.

-Если они стоят после согласного, то согласный произноситься мягко.

Дети читают слоги по заданию.  Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость, а девочки с гласными придающими мягкость.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

2.Постановка учебной задачи. Пробное действие.

-Давайте ещё раз вернемся к буквам, которым мы аплодировали.

Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я.

-Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах?

Слайд №5

-Прочитайте тему урока. Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух: «Новая работа знакомых букв».

- Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует)

 - Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. 

Предполагаемые ответы учеников:

 1. Данные буквы обозначают гласные звуки.

 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных.

 3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

3.«Открытие» новых знаний .

- Давайте вместе откроем первый секрет этих букв.
                                                      Слайд №6

 - Назовите ещё раз букву а,  теперь назовите букву я.

 -Вы сказали, что буква я после согласного обозначает звук [а], но когда мы называем буквы я и а, то они звучат по-разному.

 -В чём же отличие?

 -Давайте сравним название букв о и ё, э-е, у-ю.

Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие.

 Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом:  ( повесить схему)

Слайд №7

 -Открыть второй секрет нам поможет игра  « Превращение слов» .

 Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране.

Пел-мел-сел-ел

- Что обозначает слово ел? ( Действие).

 - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук, а два звука [ й’ э ]

 - Итак, открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука). (повесить схему)

- А третий секрет мы должны раскрыть, наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука.

-Откройте букварь на стр. 94.

Прочитайте слова, которые предлагает девочка-резвушка. Подчеркните карандашом те слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

-Что нужно для этого сделать? (прочитать и внимательно вслушаться в слово).

 

 -Проверим.                                Слайд № 8

 

-Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука?

                                                     

                                                    Слайд №9

 Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Молодцы!

Физминутка

Варианты ответов детей

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Работая в парах дети выполняют задание.

 

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила работы в парах;

- оценивать  содержание усваиваемого материала  (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

 познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

4.Первичное закрепление знаний

-Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?

- Вот сейчас мы это проверим.

                                            Работа в парах.

- Каждая пара получает вот такие карточки. Вы читаете слова, вслушиваетесь и раскладываете в два столбика. (один- у доски)

- Проверим. (сигнальные светофоры)

Дети получают карточки со словами и выкладывают их в два столбика: 1- слова, в которых гласные обозначают один звук, 2- слова, в которых гласные обозначают два звука. Один ученик работает у доски.

Предметные:

- уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Работа над лексическим значением слов.

Повторение.

- А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением .  Слайд № 10

 -Читаем первую группу слов. Ехали – Ели -Ехал

 - Чем похожи данные слова? (начинаются на букву е).

 - Что может обозначать слово ели? ( Ели-деревья, ребята – ели).

- Что вы можете сказать о работе буквы е в этих словах?

                                                        Слайд №11

 

 -Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта

 - В каком слове опасное место – парная согласна на конце? (Ястреб)

 -Кто такой ястреб? ( Птица)

 -Посмотрите на эту птицу.

                                                           Слайд №12

 

 Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла

- Какое слово для вас  непонятно?     (Юнга)

 Кто-то сможет объяснить его значение?

-Назовите слово, обозначающее жилище.     ( Юрта).

 -Кто объяснит, как выглядит юрта?

                                                          Слайд №13

-Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж – Ёрш

-Ребята, а кто такой ерш?

-Вы видите данную рыбу, и я, думаю, вы сможете объяснить, почему её так назвали.

Коллективная работа

Метапредметные (УУД)

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6.Рефлексия

Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:

Слайд № 14

Я узнал …

 Я понял…..

 Мне интересно …

 Я хочу узнать ….

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

- Молодцы!  Я вам тоже приготовила сюрприз (вывешиваю ёлочку).

Учитель выносит искусственную ёлочку.

«Ёлочка настроения»

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Обучающиеся на снежинках рисуют «своё настроение» - улыбающееся, нейтральное или грустное лицо и наряжают ёлочку.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....