И у леса есть судьба, бывает радостной , бывает роковой она.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чупина Ольга Юрьевна

Урок литературного слушания в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_u_lesa_est_sudba.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Чупина Ольга Юрьевна,

                                                                                             учитель начальных классов

Урок внеклассного чтения  в 4 классе.

И у леса есть судьба, бывает радостной , бывает роковой она.

Цели:

- Изучение и анализ   трагической судьбы леса по вине человека на примере                           отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Саша»;

-Развитие речи , коммуникативных способностей , самостоятельности суждений.

- Воспитание эмпатии .

оборудование:

1. презентация к уроку ,интерактивная доска SMART,  компьютер , проектор

2.тексты с отрывком из поэмы Н.А. Некрасова « Саша»

3. карточки с заданиями для групповой  и парной работы, конверты с заданием для домашней работы

тип урока: урок  изучения нового  произведения

Форма работы: фронтальная , групповая, парная

1.Организационный  момент.

2.Актуализация знаний.

презентация

- Ребята , соберите слово

Пгорулка ( прогулка)            ( учитель записывает это слово на доске)

  Я предлагаю начать наш урок с прогулки в лес. ( видео)

 -Ребята ,какая была  прогулка ? ( интересная , увлекательная , познавательная ,

 весёлая) (учитель  записывает эти слова  на доске)

- А что понравилось в лесу больше всего?

-Что подметили? ( Среди фотографий осеннего леса  был портрет Н.А. Некрасова)

-С чьим произведением мы сегодня познакомимся?

-С произведениями  Н.А . Некрасова мы уже знакомились во 2 и 3 классе.  Вспомним некоторые из них.

( 3 ученика читают наизусть отрывки из произведений « Мороз-воевода», « Крестьянские дети», « Дед Мазай и зайцы».)

3. Формулирование темы и цели урока.

Познакомьтесь  с содержанием карточки. Сформулируйте задание .Найдите

произведение Некрасова. ( работа в парах)

карточка  

Есенин                                 Берёза

Некрасов                             Саша

Пушкин                                Осень

Лермонтов                          парус

Поставьте цели:

Познакомиться…

Учиться…

Анализировать…

4.Словарная работа

В тексте нам встретятся эти  слова. Установите их лексическое значение .( работа в парах)

Карточка

березняк              приносящий вред, несчастье

дубняк                 осиновый лес

осинник               длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан                   берёзовый лес

роковой                дубовый лес

А теперь тишина  .( Звуковая вставка- стук топора). Узнали?

На основании заголовка , словарных слов и стука топора сделаете предположение о  чём будет это произведение?

5.Работа с отрывком из поэмы Некрасова « Саша».

1. Первоначальное чтение учителем

2. Проверка первичного восприятия

      - Подтвердилось ли наше предположение?

      -Саша-это кто?

      - Что услышали?

      -Что увидели?

      -Что почувствовали?

3. Самостоятельное чтение отрывка учащимися?

    - Как бы вы назвали этот отрывок?

6.Физкультминутка для глаз с использованием ИАД.

7.Анализ произведения.

-Каким видела Саша лес до вырубки?

-Как изменилась жизнь в лесу с приходом  мужиков с топорами?

- Найдите глаголы , которые помогают автору описать труд лесорубов?(

-Как автор называет труд лесорубов?( кончились поздно труды роковые)

- Для кого они роковые? ( для обитателей леса и для самих лесорубов)

-Заметили ли вы , что лес у Некрасова живой?

- Как называется этот приём в литературе?

- Найдите олицетворения.( работа в парах)

- Отрывок заканчивается восклицательным знаком. О чём это  говорит?

- Посмотрите , как в настоящее время идёт вырубка леса. С появлением бензопилы, специальной техники леса вырубается больше , чем нужно. Деревья спилили  и не вывезли. Звери , птицы , насекомые остались без дома.( просмотр слайдов).

8.Творческая работа  в группах.

- Кто в этом произведении мог бы обратиться со словами « Защити меня, Человек».

-Представьте себя на месте обитателей этого леса.

-Используя ключевые слова, напишите сочинение о  своих героях.

(Каждая группа получает карточку.)

1 группа-

2 группа

3группа

Сова

Их нет только в Антарктиде,

съедаю  за год 1000 мышей,

откладывает до 7 яиц.

Птица ночная

Берёза

сок,

 веники ,

 дрова ,

 красота

муравьи 

Санитары леса,

 20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето.

4 группа

5 группа

6 группа

Дуб

  кислород ,

 жёлуди

здоровье,

 сила ,

лекарство

кукушка

похожа на ястреба

уничтожает множество гусениц

Откладывает до  15 яиц

Улетает на юг в Африку

сосна

Живу 300-500 лет

Убиваю  микробов

Лекарство

Еда для дятлов , клестов , белок

Представители каждой группы выступают  с сообщением. ( слайд с инструментом увеличение)

9. Итог.

- И у леса есть судьба , бывает радостной , бывает роковой она.( слайд) Как вы понимаете эти строчки? Какая судьба у леса  в произведении?  Кто виноват в этом? А может ли Человек изменить судьбу  леса?

-От того какой будет эта судьба   леса – счастливой или роковой СЕГОДНЯ  во многом зависит от человека , от нас с вами.

10. Рефлексия.

 - Прогулка по  лесу описанному в поэме  Некрасова будет  увлекательная , познавательная , весёлая , интересная?( учитель обращает внимание детей на слова записанные  в начале урока)

Почему? Продолжите предложения.

- Меня удивило….

- Мне стало жалко…

-Мне не понравилось…

- Меня поразило…

11. Домашнее задание.

Каждая группа получает задание в конверте.

1и 6 группа-Давайте приберём территорию у родника по Школьной улице.

2 группа-Давайте приберём территорию у родника  в Кузьмовыре.

3  группа-Скоро зима. Давайте  сделаем кормушки. Пусть нам помогут родители.

4 группа-Давайте соберём и высушим рябину  . Зимой будет чем покормить птиц.

5 группа- Давайте  « полечим» книги в детской библиотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Внеклассное мероприятие: Школа пожарной безопасности « Друзья бывают разные, бывают и опасные» для учащихся 3-4 классов

Данный материал предназначен для ведения     профилактической работы по предупреждению     несчастных случаев при пожарах. Целью является популяризация знаний с...

Путешествие «В лесу немало есть чудес. Добро пожаловать к нам в лес!»

Цель: Активизация у детей знаний о природе, привлечение внимания к экологическим проблемам.Задачи: Развивать познавательный интерес, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ: «РАСТЕНИЯ ЛЕСА. КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»...

Урок на тему «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» по произведению Н.А.Заболоцкого «Весна в лесу». Литературное чтение 4 класс

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Н.Заболоцкого, показать на примере этого произведения необычность его поэзии; развивать воображение детей, творческую инициативу; умение рассуждать н...

«Счастье есть дело судьбы, ума и характера»

Классный час на тему: «Счастье есть дело судьбы, ума и характера» Николая Михайловича Карамзина....