Конспект урока обучение грамоте по теме "Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Валентина Владимировна Мухина

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях, когда она стоит после согласного;  учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния  в словах, систематизировать свои знания о букве «я»; развивать  речь учащихся и пополнять лексический запас.

Задачи: формировать у учащихся представление о функциях буквы я;    

  совершенствовать навыки чтения;

  развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;     

   воспитывать любознательность.

Обучение УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; объяснять употребление заглавной буквы в словах; различать части речи.

развивающие (метапредметные)  регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, развивать умения учащихся читать и записывать слоги и слова с буквой «с», развивать внимание и логическое мышление, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

познавательные:  учить сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения.

-воспитательные (личностные): способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности,  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, оказывать помощь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Шумская средняя общеобразовательная школа»

Урок по обучению грамоте в 1 классе

с использованием учебника

«Азбука», автора В.Г. Горецкого

по УМК «Школа России»

учителя начальных классов

Мухиной Валентины Владимировны

Тема урока: Буква «я» - показатель мягкости предшествующего согласного

                      в  слоге-слиянии.

Цель урока: ознакомить учащихся с новой функцией буквы «я», в случаях,

                   когда она стоит после согласного;

                   учить читать слоги с буквой «я», находить такие слогослияния

                   в словах, систематизировать свои знания о букве «я»;

                   развивать  речь учащихся и пополнять лексический запас.

Задачи: формировать у учащихся представление о функциях буквы я;    

              совершенствовать навыки чтения;

              развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;    

               воспитывать любознательность.

Обучение УУД: умение выполнять слого-звуковой анализ слов; объяснять употребление заглавной буквы в словах; различать части речи.

развивающие (метапредметные)

регулятивныеразвивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания, развивать умения учащихся читать и записывать слоги и слова с буквой «с», развивать внимание и логическое мышление, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

познавательные:  учить сравнивать различные объекты, выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.

коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте, помочь ребенку в аргументации своего мнения.

-воспитательные (личностные): способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности,  проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности, оказывать помощь.

Оборудование:

1.Кораблик, вырезанный из цветного картона;

2. Картинки: кит, дерево и дятел, земляника;

3.Игрушка «Медвежонок», в капитанской фуражке;

4. Осьминожки (туловище) – на каждого обучающегося; «ножки» осьминога – на каждого обучающегося по 7 штук;

5. Коробочки (в которых будут лежать «ножки») –на каждой парте;

6. Картинки с изображением птиц;

7. Названия птиц, напечатанные на отдельных листочках;

8. Схемы, разрезная азбука, слоговая таблица;

9. Презентация к уроку( если есть проектор).

Ход урока

  1. Организационный момент.

     Приветствие. Организация внимания учащихся. (Слайд 1)

II.  Актуализация опорных знаний.                                               

Сегодня наш урок будет необычным. Сейчас мы с вами отправимся в плавание , где будем выполнять разные задания.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься во время плавания?  Что вы можете рассказать о букве я?

В плавание отправимся на этом прекрасном кораблике, капитаном будет «мишка». (Слайд 2)

Но для того, чтобы нас пропустил капитан на корабль, надо купить билеты.

(У всех на парте лежат листочки-билеты (туловище осьминога)). (Слайд 3)

Нам сегодня помогут купить билеты …..(учитель вызывает к доске 4 ученика).

….печатает слово, ….пишет это слово прописными буквами, …составляет слово из разрезной азбуки, …составляет схему слова. А остальные работают в своих билетах-листочках.

-Акула, рыба, земля,кит, дятел. (Слайд 4)

Ребята, мы все купили билеты и можем отправляться в плавание.

Займите свои места.

Полный вперёд! (Имитация звука )

-Теперь послушайте капитана. У каждого из вас на парте, в коробочке, лежат ножки осьминожка. За каждое задание, выполненное правильно, вы должны осьминожке поставить одну ножку. В конце плавания мы сможем посмотреть, что у нас получилось и над чем ещё нужно поработать.

Пока плывём прочитаем карту нашего путешествия. (читают по слоговой таблице).

Мы поплывём «по – мо-рю», встретим «ки-та, ме-ду-зу», увидим много «ры-бы». Приплывём к острову и там будем гулять «по- ле-су, -по –по-ля-не», увидим «ли-су, ка-ба-на, ло-ся».

Внимание! Впереди кит и он нас не пропускает, пока не выполним его задание. (Слайд 5)

(учебник «Азбука», страница113  , рассказ «Земля»).

Откройте учебники. Найдите рассказ «Земля», который мы уже читали на прошлом уроке. Кит будет задавать вопросы, а вы ответите ему.

-Что подарит нам Земля?

-Куда плывут моряки?

Что делает тракторист?

Почему  слово земля: в одном предложении с большой буквы, а в другом с маленькой?

Молодцы! Вы справились с заданием и кит нас пропускает.

Полный вперёд!

Физминутка(Слайд 6)

                                               Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

                                               На раздутых парусах

         Прямо к острову большому.

 III. Изучение нового материала.

Внимание! Внимание! Впереди по курсу нашего корабля остров. Приготовиться к высадке! (Слайд 7)

(На доске нарисован остров, на нём поляна и  на ней напечатаны слова из текста (стр. 114 Азбука)).

На острове мы познакомимся с новой работой буквы «я», будем читать слоги, в которых буква «я» стоит     после согласной буквы.

А пока спускаемся с корабля, споём песенку: ля,ля…

1. Фонетический анализ слога. Интонирование звуков в слоге –ля- . (Слайд 8)

— Назовите в слоге –ля-  первый звук – [л’]

— Какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий)

— Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?  [а]

— Так какую работу выполняет буква «я», если стоит после согласного?

  Вывод (делают учащиеся):

  буква «я» обозначает звук [а] и мягкость предшествующего согласного.

осле согласной буквы.

-Ой, что это от  нас спряталось под листочек. (Слайд 9)

    (Напечатано на доске)

  Красная, сладкая, ароматная, крупная, садовая, лесная .(Читают хором 2 раза, затем цепочкой).

Что вы представили, когда услышали эти слова?

Обратите внимание на слова, отвечающие на вопрос   какая?

Что можно сказать о букве «я» в этих словах? (имеет два звука [й’a],

     т.к. стоит после гласной буквы)

Давайте вместе с капитаном подбирем слова, указывающие на признаки берёзы. (Слайд 10)

Выполним ещё одно задание, которое нам приготовил дятел. (учитель срывает листочек с дерева , с заданием).

-Прочитать по учебнику рассказ «Земляника». (Слайд 11)

Найдём рассказ и послушаем, как его прочитает капитан.

(Учитель читает рассказ, дети следят по учебнику).

-Кто ещё хочет прочитать этот рассказ так же как капитан.  (Спросить 2-х хорошо читающих учеников).

Что такое «поляна»?

 Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

(если ученики дают не полный ответ, то учитель дополняет ответы).

Дятел будет задавать вопросы по рассказу, а вы найдёте ответ в рассказе и зачитаете его

Что Катя ответила о землянике?

С чем Валя сравнила ягоду?

Что Оля рассказала о землянике?

Как Коля разрешил спор девочек?

А что вы знаете о землянике?

(Инсценировка текста «Земляника»)

Молодцы, ребята! Пойдём дальше по острову.

Физминутка(Слайд 12)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем.

Крылья сложили назад.

IV. Закрепление изученного материала.                                          

1. Тренинг в чтении: мя, ня, ря, ля, вя, зя, бя, ся, пя, дя, тя.(Напечатано на доске)

— Прочитаем слоги:

а) в прямом порядке;

б) в обратном порядке

Мы так громко говорили, что все птицы на острове испугались и разлетелись. Давайте, поможем им вернуться в свои гнёзда.

(На доске гнёзда, на которых прикрепленны листочки с названием птиц. Картинки с птицами находятся в разных местах класса (на окне), на шкафу и т.д.).

Но вначале прочитаем как называются эти птицы.

(Напечатано на доске)

Сорока, тетерев, дятел, зяблик, ворона.

(Динамическое чтение, чтение хором).

А теперь, кто поможет птицам вернуться в свои гнёзда.

(Ученик находит картинку с птицей, которую он знает, прикрепляет рядом с гнездом. Затем читает вслух слово и если знает что-то о птице, то рассказывает. И так пока все птицы не вернуться в свои гнезда).

Молодцы! Давайте посмотрим, правильно ли птицы заняли свои гнезда.

(Чтение за учителем). (Слайд 13)

Ребята, давайте расскажем капитану, как нужно себя вести в лесу, чтобы не тревожить лесных птиц и зверей.

V. Итог урока (Слайд 14)

А теперь наступило время возвращаться домой.

Понравилось ли вам путешествовать?

А чему вы учились на этом уроке?

С какой буквой мы работали на уроке?

Что нового вы узнали сегодня о букве «я»?

Рефлексия.

Давайте оценим свою работу. Посмотрим у кого из вас получился осьминожка. Дети дают самоценку.

Спасибо вам за помощь капитану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе по обучению грамоте (письмо) «Мягкий знак – показатель мягкости. Две работы буквы ь». (УМК "Система Л.В.Занкова")

Урок построен с учётом возрастных особенностей первоклассников. Все задания даны в занимательной форме. Урок по ФГОС с использованием ИКТ....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Буква мягкий знак-показатель мягкости"

Цели деятельности: Ознакомление с буквой мягкий знак; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиПланируемые результатыПредметные:Знать: характеристику буквы мягкий знак: печатную бу...

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков».

Конспект урока обучения грамоте: «Буква я -показатель мягкости согласных звуков»....

Конспект урока обучения грамоте "Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь-показатель мягкости предшествующего согласного звука"

Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»Цель деятельности учителя: создание  условий для знакомства с буквой &l...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква «ь» как показатель мягкости согласных звуков» (УМК "Школа России"1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;За...