Методическая разработка урока чтения по теме Р.Фраерман «Гайдар и дети».
методическая разработка по чтению (4 класс)

Симонова Наваль Батыровна

 ознакомления детей с творчеством А. Гайдара и рассказом Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

4 класс  

Тема: Р.Фраерман «Гайдар и дети».

Учитель: Камалова Наваль Батыровна

Цель: обобщить знания детей о жизни и творчестве А. П. Гайдара.

Задачи:

Обучающие:

  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

 

Ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга, умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, давать полный, связный ответ;
  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.

 

Воспитательные:

  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя.

Этап урока

Содержание

Деятельность педагога

Деятельность детей.

1.Организацион-ный момент

Общая готовность детей к уроку.

Проверка готовности.

Начинается урок

Он пойдет вам дети впрок.

Постарайтесь все понять

Ну и многое узнать.

-Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.

Реакция на учителя, гостей, внимание.

2. Введение в тему. Сообщение темы и цели урока

3.Изучение нового материала.

Самостоятельная работа в группе

Представление результата работы

Проверка первичного восприятия текста.

Анализ произведения

Составление характеристики героев

Звучит песня «Гайдар шагает впереди» в исполнении детского хора

- О ком идёт речь в песне? Кто шагает впереди?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Каждый писатель по-своему отвечал на вопрос: как писать для детей?

А. Н. Толстой писал, играя и веселясь. Ю. Олеша писал ярко, празднично, делясь красотой. М. Пришвин писал зорко, приучая видеть необычное в обычном.

А как, по-вашему, ответил бы на этот вопрос А. Гайдар? Чтобы ответить на этот вопрос нужно соприкоснуться с жизнью писателя, познакомиться с некоторыми страницами его биографии.

Прочитайте план на экране. Такой же план есть и на ваших листочках. По нему мы составим устный рассказ об А. П. Гайдаре.

ПЛАН

1. 1 группа – Детские годы А. П. Гайдара.

2. 2 группа – Служба в Красной Армии.

3. 3 группа – Начало писательской деятельности.

4. Совместная деятельность - Тематика произведений писателя.

Р. Фраерман «Гайдар и дети».

5. Обобщение - Гайдар всегда с нами.

Откройте учебник на стр. 132, прочитайте текст Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

- Почему Фраерман назвал свою книгу «Гайдар и дети»?

- Чем выделяется Аркадий Гайдар среди других писателей?

- Что значит, в его представлении любить детей?

- Как вы понимаете выражение «душевная связь»?

- Поверил ли автор Гайдару, утверждавшему, что он живёт, а не играет с детьми?

- Какая история убедила его в искренности слов Гайдара. Давайте прочитаем выразительно эту историю (рассказ в рассказе), стр. 133 – 135.

- Можно ли действия ребят назвать игрой? Что доказывает серьёзность их поведения?

- Какой человек может так строить взаимоотношения с детьми?

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

1. Кроссворд (слайд 22 – слова появляются по щелчку).

  1. Автор рассказа «Горячий камень» (Гайдар)
  2. Кем был отец Чука и Гека? (Геолог)
  3. Главный герой повести «Военная тайна» (Алька)
  4. «… и его команда» (Тимур)
  5. Имя одного из братьев из рассказа Гайдара. (Чук)
  6. Отрицательный герой из «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (Плохиш)
  7. Отрицательный герой из «Тимур и его команда» (Квакин)

·         отвечать на вопросы,

·         задавать вопросы,

·         выразительно читать,

·         думать,

·         делать выводы,

·         анализировать и сравнивать,

·         пересказывать,

·         находить в тексте нужные отрывки,

·         подводить итоги.

Читают заголовок и автора, формулируют тему и цели урока.

Работают в группе

Представляют результат, выслушивают

Чтение текста

Отвечают на вопросы учителя .

-  Рассматривание портрета писателя, его книги.

- Самостоятельное слежение, слушание текста, отметка непонятных слов.

Отвечают на вопрос, называют непонятные им слова

Пытаются объяснить их если могут.

Просматривают слайды

Выполняют движения за учителем

Читают задание на слайде

Заполнив все клеточки по горизонтали, дети читают слово по вертикали – Голиков

4.Работа с текстом Р. Фраермана «Гайдар и дети»

5. Динамическая пауза

6. Обобщение

7.Подведение итогов урока

Самооценивание

_Определите главную мысль произведения.

-Почему важно не просто читать книгу писателя, но и знать, какой он?

-Что полезного взяли для себя на уроке?

-Кто был активным сегодня?

-Что вызвало затруднения? –Почему?

-_Помогали ли вы друг другу?

-Что нового узнали?

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

8.Домашнее  задание

Подготовить рассказ о каком-либо событии из жизни А.Гайдара.

Запись д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Методическая разработка урока чтения "Три поросенка"

Программа «Начальная школа XXI»Сказки народов мира. Английская народная сказа «Сказка про трех поросят»Цель: формирование умения анализировать литературное произведение.Задачи:·...

Методическая разработка урока чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе Тема:А....

Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да зд...

Евгений Чарушин "Страшный рассказ" . Методическая разработка урока чтения во 2 классе

Цель: Ознакомить с творчеством Е.Чарушина; развивать навыки выразительного чтения, беглого чтения; Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природ...

Методическая разработка урока физической культуры в начальной школе для детей с ОВЗ.

Методическая разработка урока физической культуры в начальной школе для детей с ОВЗ.Заявленная тема. «Игры-эстафеты как средство оздоровления и формирование двигательной активности детей&ra...