Технологическая карта урока чтения УМК "Перспектива" 1 класс "Песенки народов мира"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Карпова Юлия Николаевна

 «Введение в содержание раздела «Радуга дуга» Песенки разных народов»,

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива». Литературное чтение (часть первая) 

Тема: «Введение в содержание раздела «Радуга дуга» Песенки разных народов»,

проведённый 21.03.19 г в 1 «А» классе

Учитель: Карпова Ю.Н.

Тема

«Введение в содержание раздела «Радуга дуга» Песенки разных народов»

Цель темы

  • Познакомить с устным народным творчеством разных народов. 
  • Создать условия для обучения смысловому чтению учащихся 1 класса 

Задачи

  • Познакомить с содержанием раздела и спрогнозировать его содержание
  • Закрепить основные понятия раздела: песенки, пословицы, загадки, считалки ;
  • Ознакомить учащихся с песенками разных народов, сравнить их, увидеть общее;
  • Обучать выразительному чтению текстов с опорой на знаки препинания;
  • Развивать речь: обогащать словарный запас словами, которые дают представление о старине, о русском быте.

Формируемые умения

  • Адекватное понимание и восприятие звучащей речи.
  • Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Переход к плавному чтению целыми словами, словосочетаниями. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла прочитанного.
  • Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выслушивать ответы товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
  • Умение находить информацию в тексте, используя выборочное и просмотровое чтение.
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемый результат

  • Научатся прогнозировать содержание раздела;
  • Выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения;
  • Сравнивать произведения разных народов;
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Основные понятия

Фольклор – устное народное творчество: песенки, загадки, пословицы, считалки.

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова и др. 1 класс,ч.1.
  • Иллюстрации Дымковской игрушки
  • Выставка книг с народными пословицами и поговорками, загадками и прибаутками, песенками
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран
  • Презентация

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

1

2

3

4

I. Организация начала урока.

. Слово учителя

Проверка готовности класса к уроку.

Эмоциональный настрой учащихся

Демонстрация готовности к уроку

II. Актуализация опорных знаний

Фронтальная. Словесный. Ответы на поставленные вопросы

Прогнозирование

Отгадайте загадку:

«Дождь кончается –

Она появляется.

Семицветная дуга

Под названием - ….  (радуга)

Сегодня мы переходим к новому разделу учебника под названием «Радуга – дуга»

Откройте 28 стр учебника и прочитайте, с какими произведениями мы познакомимся на страничках этого раздела?

Отгадывание загадки

Чтение

Прогнозирование темы урока

III. Постановка и решение учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Ответы на поставленные вопросы

Сегодня мы будем читать и говорить о «ПЕСЕНКАХ», но о каких?

Прочитайте на стр 29 и 31

Тема урока Слайд 2 «Песенки разных народов»

Кто у этих произведений автор?      (народ)

Вывод: народные песенки относятся к….

Слайд: 3

Предлагает слова : Устное         Творчество           Народное                                 А кто знает значение слова ФОЛЬКЛОР?

(пояснение на слайде)

Слайд 4

Перед знакомством с песенками, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

По Азбуке мы учились читать. Все научились читать хорошо, значит? Что значит читать хорошо?

Отвечают на вопросы

Делают вывод

Конкретизация темы

  1. Продолжить учиться читать целыми словами и предложениями.
  2. Читать выразительно, соблюдать знаки препинания.
  3. Учиться понимать смысл прочитанного.

IV. Усвоение новых знаний

Работа по учебнику с 29

Прогнозирование

Работа с непонятными (устаревшими) словами

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический.

Устанавливает эмоциональный окрас текстов по иллюстрациям.

«жужжащее» чтение

«хоровое»  чтение

-Откройте учебник  на с. 29.

Рассмотрите иллюстрации.

Как вы думаете по своему содержанию это песенки грустные или весёлые? Докажите

Чтение учителем песенки:

- К кому обращаются люди? (К радуге.)

- А что они просят? (чтобы не было дождя)

- Прочитайте сами «жужжащим чтением» и скажите, какие слова вам непонятны.

- Найдите предложение «Не дай дождичка,

                                           Дай мне вёдрышко».

- Как вы понимаете эту фразу?

- Употребляются ли сейчас такие слова, как «вёдрышко»?

(Нет. Оно устаревшее)

- Что оно означает? («вёдрышко» - «вёдро» - летняя сухая погода.)

- Давайте прочитаем эту песенку все вместе.

- Послушайте следующую песенку на с. 29. (Читает учитель)

- К кому обращается народ? ( К дождику)

- Что просят у дождя?  (Чтобы он полил поле).

- Прочитайте самостоятельно.(Жужж чтение)

- Как вы понимаете фразу «Брызни в поле пуще:

                                                Станет травка гуще»?

 ( «брызни пуще» - брызни сильнее).

    - Какое настроение вызвала у вас эта песенка?

(Весёлое, радостное).

- Прочитаем эту песенку по вариантам. Возьмите карандаши и отметьте свою строку:

1 строка – 1 вариант

2 строка – 2 вариант

3 строка – 1 вариант

4 строка – 2 вариант

5 строка – 1 вариант

6 строка – все вместе

-Можно ли сказать, что в песенках радуга-дуга,

дождик воспринимаются детьми как живые? Докажите. (радуга – туга, дождик – не стучи, весёлый)

Рассматривают иллюстрации.

Прогнозируют

Отвечают на поставленные вопросы

Находят и читают предложения по заданию

Объясняют значение слов, словосочетаний

Работа с текстом

V Физкультминутка

Коллективная. Словесный, практический

«Козёл и принцесса»

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику с 30 (песенки-заклички)

Сопоставление

Фронтальная, индивидуальная.  

«самостоятельное чтение»

Поиск информации в тексте

«жужжащее» чтение

«хоровое»  чтение с интонацией призывности

«индивидуальное» чтение на лучшее интонационное исполнение

Задаёт вопросы по содержанию

(С. 30) Познакомимся со следующей песенкой русского народа

- Самостоятельно прочитайте эту песенку.

- О каком времени года говорится в этой песенке? ( О весне.)

- Что говорится о марте? Найдите ответ и прочитайте.

(«Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.»)

Что значит сошёл? (растаял)

- А что говорится об апреле? Найдите ответ и прочитайте.

(А апрель

Отворил окно и дверь»)

Объясните, как он это сделал? (стало намного теплее, появились первые первоцветы возвращаются перелётные птицы)

- А что сказано про май? Найдите ответ и прочитайте.

(«А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай»)

(Можно раскрывать окна)

- Давайте уточним, к какому времени года относятся эти месяцы?

(К весне)

- Когда русский народ сочинял, творил, создавал свой фольклор? Зачем? (сенокос, уборка урожая, народные гуляния, праздники).

- В каком народном гулянии мы недавно принимали участие? (Масленица. Мы провожали зиму и встречали весну.)

- Чем завершился этот праздник? (Сжигали чучело и ели блины.) Слайд 5

- А почему именно блины? (пояснение на слайде)

-Особенно с нетерпением ждали крестьяне весну, когда начинались земледельческие работы. В начале марта на восходе солнца ребятишки влезали на крыши изб, сараев, амбаров, бань – закликали весну. Взрослые и дети выходили на улицу, подбрасывали вверх куликов, жаворонков, сделанных из теста, и пели песенки-заклички, в которых обращались с просьбой к птицам, которые считались вестниками весны.)

-  Послушайте песенку-закличку. (Прослушивание)

-К кому обращаются в этой песенке? (К жаворонкам)

 О чём просят? (Принести лето, унести зиму.)

-Чем же так плоха зима стала? (кончилась мука, не испечь хлеба, дом животные тали погибать от голода)

-Какое настроение у этой песенки?

Прочитайте «жужжащим» чтением закличку из учебника стр

30

- А сейчас давайте прочитаем хором эту закличку с интонацией призывности.

1. Читают девочки. 2. Читают мальчики

Чтение

Отвечают на поставленные вопросы

Находят и читают предложения по заданию

Делают пояснение

Рассматривание иллюстрации

Отвечают на вопросы

VII. Физкультминутка

Индивидуальная, практический

Весна на пороге. Скоро проснуться не только первоцветы, но и насекомые. «Спал цветок»

VIII. Закрепление полученных знаний

Работа по учебнику с 31 (песенки-заклички) разных народов

Прогнозирование

Словесный, наглядный, практический

«жужжащее» чтение

«хоровое»  чтение с интонацией призывности

Поиск информации в тексте

- Мы сейчас говорили о песенках какого народа. (Русского)

- А теперь познакомимся с песенками разных народов.

И первая из них это песенка удмуртского народа.( стр 31)

- Прочитайте самостоятельно.

- К кому обращаются в этой песенке? (К дождику)

- Что просят у дождя? (Чтобы он сильнее шёл, чтобы был хороший урожай)

-Что можно узнать о старинном народном быте из удмуртской народной песенки «Дождик» ?

(В ковшике овсяный квас, чашки-плошки, лепеш-

ки, блины к празднику...)

-Есть ли что-то общее в этой песенке с традициями русского народа?

(Блины к празднику).

( Конкурс «Кто лучше прочтёт песенку»)

Теперь познакомимся с песенкой украинского народа.

- Посмотрите и догадайтесь, к кому будут обращаться в этой песенке? (стр 32)

 ( К солнышку.) (Читает учитель.)

Прочитайте «жужжащим» чтением.)

- Что просят люди у солнышка?  Прочитайте?

                    ( « Засвети щедрее,

Всех согрей скорее»)

- Как надо читать эту песенку? (Весело, радостно)

- Давайте прочитаем хором и позовём солнышко.

Отвечают на

вопросы

Работа с текстом

Сравнивают, находят общее

Работа с иллюстрацией

Подсолнух – символ солнышка

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, Словесный. Практический

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог.

- Что мы читали на уроке? (Песенки разных народов)

(В песенках отражается душа народа, его светлые, добрые традиции. Любой народ очень чтит свои традиции, обычаи, обряды.)

- Песенки каких народов мы прочитали? (Русского, украинского)

- К кому обращается народ в этих песенках? (К радуге, дождику, солнышку).

-А справились мы с задачами, которые ставили перед собой на урок?

Слайд 6

С каким настроением люди обращались?

Сумели мы передать это настроение, читая песенки?

- Покажите своё настроение от урока на «солнышке - закладке»

- Дома нарисуйте иллюстрацию к понравившейся песенке или выучите её наизусть

Ответы на вопросы

Выражение эмоционального настроя на «закладке – солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по ознакомлению с окружающем миром. "Страницы всемирной истории. Обобщение по теме".

Тема: Страницы всемирной истории. Обобщение по теме.Тип: обобщение и контрольЗадачи: Учить обобщать и систематизировать изученный материалУчить выполнять тестовые задания, оценивать свои достиже...

технологическая карта урока ИЗО 4 кл "Народы степей"

К уроку "Народы степей" из курса "Каждый народ- художник"  предлагается материал о разных степях, сравнение южных и северных народов, особенностей их жизни, построении жилищ, одежде, увлечениях, ...

Технологическая карта урока истории и культуры народов РМЭ "Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны", 9 класс

Более 75 лет над нами мирное небо. Залечила раны измученная, истерзанная земля. Выросли новые поколения граждан нашей страны. Но никогда не перестанет скорбить сердце матери, потерявшей сына. Никогда ...

Технологическая карта урока по ИЗО "Все народы борются за чистоту планеты. Экологический плакат (коллаж)" 4 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний учащимися о виде искусства – экологический плакат через природу всего мираЗадачи урока:Дидактические:Знать особенности вида графического искусства - плакат;Учить ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Все народы воспевают материнство" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование представления об едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление обучающимся об об...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Все народы воспевают мудрость старости" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с образом пожилых людей в искусстве; выполнение портрета пожилого человека.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление обучающимся об образах пожилого человека ...

Технологическая карта урока «Композитор – имя ему народ»

Технологическая карта урока по музыке «Композитор – имя ему народ» для 4 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...