Технологическая карта урока «Композитор – имя ему народ»
план-конспект занятия по музыке (4 класс)

Глушкова Екатерина Евгеньевна

Технологическая карта урока по музыке «Композитор – имя ему народ» для 4 класса по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна

ГБОУ СОШ: № 557, Невский район

Предмет: музыка

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 4-й

Тип урока: Вводный урок-беседа

Образовательные технологии, методы, приемы:

Образовательные технологии: технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; технология проблемного обучения.

Методы: эвристическая и сократическая беседа; слуховая и изобразительная наглядность; музыкальное обобщение, сравнение (выявление сходства и различия), освоения музыкальной ткани произведения, интонационного постижения закономерностей развития художественных образов, создание обстановки внутреннего эмоционального приятия художественного произведения (сопереживания), «погружения» - осознания ценностно-смыслового значения произведения.

Приемы: наблюдение, размышление, анализ с целью выделения признаков, синтез как составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, оценивание усваиваемого содержания.

Оборудование: синтезатор, ПК, экран и проектор, аудиофайлы, музыкальный центр.

Методическое обеспечение, ресурсы: мультимедийная презентация, аудиоматериал: русская народная песня «Ты река ль моя, реченька»; белорусская народная песня «Реченька»; японская народная песня «Вишня»; грузинские народные песни «Солнце, в дом войди» и «Светлячок»; узбекская народная песня «Аисты»; Г. Свиридов «Ты воспой, жавороночек».

Тема раздела

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Тема урока

«Композитор – имя ему народ»

Цель урока

Осознание тесного переплетения музыкального фольклора с жизнью, бытом, народными традициями, с историей и природой; общность жизненного содержания русского фольклора с фольклором других стран – «восприятие мира в народной музыкальной культуре связано с восприятием природы человеком».

Задачи

1. Знакомство с историей возникновения, развития и бытования народной песни; ее предназначения.

2. Сопоставление русской народной песни с творчеством других народов; приобщение к музыкальному фольклору других народов мира.

3. Влияние народной песни на творчество композиторов; знакомство с музыкальными произведениями, в которых выражено фольклорное начало.

4. Знакомство с понятиями «подлинные» и «стилизованные» образцы народного фольклора.

5. Сопоставление интонационного строя фольклора с особенностями разговорной речи, природными условиями жизни и т.д.

6. Воспитание любви к Родине, родному краю.

Планируемые результаты

Личностные:

  • умение «видеть» красоту фольклорной музыки; понимать ее ценность;
  • умение выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки;
  • размышление о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык фольклора разных стран;
  • умение оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.

Метапредметные:

  • умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия, понимать цель выполняемых действий;
  • умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, осуществлять поиск необходимой информации;
  • умение договариваться со сверстниками о распределении функций и ролей в совместной деятельности, проявлять активность во взаимодействии.

Предметные:

  • расширение музыкального и общекультурного кругозора, интереса к музыке, к народному и композиторскому музыкальному наследию;
  • знакомство с новыми понятиями; новыми жанрами и формами музыкальных произведений;
  • умение определять по интонационной выразительности фольклорную музыку разных стран; музыку в народном стиле;
  • развитие умения находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика,

задания для учащихся

УУД

1. Самоопределение

    к    деятельности

Организация учебной мотивации; настраивание на деятельность.

Организация рабочего места.

Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Постановка

    учебной задачи

- Неповторима и разнообразна наша планета Земля. Множество народов ее населяют, которые так же разнообразны. Как вы думаете, чем отличаются народы, населяющие Землю? (обычаи, традиции, язык и т.д.)

Подведение детей к определению темы и цели урока, к постановке учебных задач.

Постановка учебных задач, определение темы и цели урока.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Формулирование темы урока и цели.

3. Актуализация

   знаний

- На протяжении многих веков разные народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них рассказывалось о радости и печали, обрядах и играх, воспоминаниях о прошлом и мечтах о будущем.

Повторение народных песен, изученных на предыдущих уроках; рассуждение о том, что в песнях разных народов мира присутствуют размышления о характерных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Повторение ранее изученного материала и подведение к выводу о том, что восприятие мира в народной музыкальной культуре связано с восприятием природы человеком.

Активизация имеющихся знаний; осуществление актуализации личностного жизненного опыта.

Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения.

Умение высказывать суждения о художественных особенностях произведения.

4. «Открытие» и

    усвоение

    учащимися новых

    знаний.

Работа над русской народной песней «Ты река ль моя, реченька» и белорусской народной песней «Реченька» (общность интонационно-образный анализ музыкального материала).

Интонационно-образный анализ Японской песни «Вишня» (повторяющаяся, колоритная интонация).

Сравнение грузинских народных песен «Солнце, в дом войди» и «Светлячок» (отличия: в одной из них раскачивающийся ритм и восторженно-призывные интонации; в другой – вечерняя умиротворенность, ладовая переменность).

Слушание узбекской песни «Аисты» и работа над ней.

Слушание музыкальных произведений; рассуждение о сходстве содержания песен: в них река – символ быстротечности жизни.

Слушание и работа над песнями разных стран: особенности интонация в каждой из песен; сходство и различия между ними; характерное состояние души, которое выражается в их музыкальном языке.

Общее между состоянием природы и чувствами человека, выраженными в этих песнях.

Осознание жизненного содержания произведения.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.

Осмысленность восприятия музыкального произведения.

Целостность и осознанность восприятия музыкального образа.

5. Первичное

    закрепление.

Работа над песней «Ты воспой, жавороночек»; импровизация.

Сравнительный анализ народных песен с произведением Г. Свиридова «Ты воспой, жавороночек».

Чтение и разбор поэтической сказки

В. Сухомлинского «Жаворонок».

Слушание первых тактов оркестрового вступления произведения; предложение своих вариантов продолжения музыкального произведения (лирическая песня или песня-призыв).

Слушание произведения целиком; его интонационно-образный анализ.

Сравнительный анализ музыкального и поэтического произведения.

Умение  воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально откликаться на них.

Выделение признаков; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения.

Общее представление о характере музыкального образа, определенное эмоционального состояния, созвучное музыкальному образу.

6. Подведение итогов

    по теме урока

Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроке, подведение итогов.

Систематизация новых знаний: сопоставление русской народной песни с творчеством других народов;

«подлинные» и «стилизованные» образцы народного фольклора; общность жизненного содержания русского фольклора с фольклором других стран.

Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Постижение жизненного содержания через анализ музыкального и художественногопроизведения.

7. Рефлексия

Создание условий для личностной рефлексии каждого ученика.

Рефлексия проделанной работы.

Самооценка учебной деятельности.

Осознание своей учебной деятельности, анализ и самооценка успешности достижения цели; качество и уровень усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру "Народы России" 2 класс разработана с указанием УУД и деятельности обучающихся....

технологическая карта урока ИЗО 4 кл "Народы степей"

К уроку "Народы степей" из курса "Каждый народ- художник"  предлагается материал о разных степях, сравнение южных и северных народов, особенностей их жизни, построении жилищ, одежде, увлечениях, ...

Технологическая карта урока истории и культуры народов РМЭ "Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной войны", 9 класс

Более 75 лет над нами мирное небо. Залечила раны измученная, истерзанная земля. Выросли новые поколения граждан нашей страны. Но никогда не перестанет скорбить сердце матери, потерявшей сына. Никогда ...

Технологическая карта урока по ИЗО "Все народы борются за чистоту планеты. Экологический плакат (коллаж)" 4 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний учащимися о виде искусства – экологический плакат через природу всего мираЗадачи урока:Дидактические:Знать особенности вида графического искусства - плакат;Учить ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Фольклор народов зарубежных стран. Американская и английская народные песни» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование знаний об устном народном творчестве, народных песенках зарубежных писателей для детей.Задачи урока Дидактические:1.Познакомить с английскими и американской народной...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Все народы воспевают материнство" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование представления об едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление обучающимся об об...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Все народы воспевают мудрость старости" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с образом пожилых людей в искусстве; выполнение портрета пожилого человека.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление обучающимся об образах пожилого человека ...