Урок литературного чтения К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Иванова Лариса Васильевна

Урок литературного чтения УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass_paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 4 класс.

Тема: К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Урок №1

Цели:

  1. Познакомить с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», помочь детям понять смысл произведения, показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чём может рассказать.
  2. Развитие умения видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир; развитие памяти, мышления, воображения.
  3. Воспитание любви к музыке, литературе.

Оборудование: книги по чтению, портреты К.Г.Паустовского, Э.Грига, Слова на карточках для словарной работы, тест, тетради по чтению.

Ход урока.

  1. Организация класса. Постановка учебной задачи.

(Учащиеся читают наизусть)

                  ***

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

                   ***

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть.

- То, что прозвучало в этих строках, касается всех нас. Автор этих стихов даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящён этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

- Но прежде чем говорить о них, мы должны вспомнить то, что читали на предыдущем уроке.

  1. Повторение изученного.

- Над каким произведением мы работали?

- На столах у вас лежат листочки с тестами. Это тест проверяет, как вы поняли содержание рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков». Прочитайте каждое задание и выберите правильный ответ. На это задание даётся 3/ . Проверьте тест. (на доске ключ)

  1. Введение в тему.
  1. Слово о композиторе.

- Переходим к теме нашего урока.

(Рассказывает подготовленный ученик) (на доске появляется портрет Э. Грига)

- Эдвард Григ родился 15 июня 1843г. В городе Бергене в семье дипломата. Первой учительницей музыки для Эдварда стала его мать, получившая хорошее музыкальное образование. Когда Григу исполнилось 15 лет он поступил в Лейпцигскую консерваторию и обучался в ней до 20 лет, а затем стажировался в Копенгагене у датского композитора Н.Гаде. Здесь же Григ познакомился с Г.Х.Андерсеном, на стихи которого написал несколько романсов.

Композитор положил в основу своего творчества народные мотивы норвежской музыки.

Осенью, когда ему было23 года Григ вернулся в Норвегию и поселился в Кристиании (ныне Осло). В столице Норвегии Григ выступал в качестве общественного деятеля, он основал музыкальное общество и Музыкальную академию, которая явилась первым профессиональным музыкальным учебным заведением в Норвегии. В 25 лет Эдвард создал фортепианный концерт, который назвали гимном Норвегии.

4 сентября 1907г. Григ скончался.

  1. Вводная беседа.

- Ребята, не кажется ли вам странным, что прежде чем начать читать произведение, мы рассказали вам о великом композиторе?

- Прочитайте имя автора. (на доске появляется портрет писателя.)

- Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к нему на с.49.  О чём будет рассказ? (Предположение детей)

- Несмотря на такое название - «Корзина с еловыми шишками», рассказ о другом. Дело в том, что К.Г.Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто описывал случаи из их жизни. С одной такой историей мы сегодня познакомимся. Эта история введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора, пианиста Эдварда Грига.

  1. Словарная работа.

- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.

(на карточках записаны слова и их значение)

Берген – город в Норвегии.

Ничтожная часть – маленькая часть.

Кованые – обитые железом.

Портьеры – плотные тяжёлые занавески для окон или дверей.

Ботфорты – высокие сапоги.

Благоухание – аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр – виды тканей.

Шпоры – металлическая дужка с колёсиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага – колющее оружие с прямым длинным клином.

Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство.

  1. Восприятие произведения.

1.Чтение 1-й части рассказа с.47-50. Эту часть читает подготовленный ученик.

- С какими героями мы встретились в первой части рассказа? Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше?

2. Чтение 2-й части с.50-52. Читает подготовленный ученик.

          Продолжает чтение учитель.

- Какое настроение появилось у вас после знакомства с этим произведением.

(Учащиеся пользуются словарём «настроения» Н.шк.1997г. №2 с.37)

- Что особенного понравилось?

- Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку. (с.51-52)

- А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.(56)

- Что заметили.? (Сходство. Они подумали об одном и том же)

- Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.

  1. Подведение итогов.

- Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своём поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» ещё раз подтверждает это.

  1. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ «Корзина с еловыми шишками». С.47-58

2.На выбор: а) выписать в тетрадь для чтения слова, описывающие музыку;

                     б) подготовить пересказ 1-й части текста.

(Домашнее задание записано на листочках со словарной работой)

Тест на понимание содержания рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»

  1. 1.Это произведение:

                                           а) рассказ;

        б) повесть;

        в) сказка.

                   2.Автор этого произведения:

                                                        а) К.Паустовский;

                                                        б) Б.Житков;

                                                        в) П.Бажов.

                   3. Имя главного героя:

                                                        а) Вова;

                                                        б) Витя;

                                                        в) Боря.

                  4. У кого жил мальчик?

                                                        а) у сестры;

                                                        б) у бабушки;

                                                        в) у тёти.

                  5. Где, по мнению мальчика, жили человечки?

                                                        а) в ночнике;

                                                        б) на пароходике;

                                                        в) на полке.

  1. Что сделал мальчик?

                                                        а) заболел;

                                                        б) разобрал дорогую вещь;

                                                        в) поймал человечков.

  1. Как поступил мальчик?

                                            а) хорошо, потому что был настойчив в достижении цели    

                                                и узнал то, что хотел;

                                            б) плохо, потому что обманывал и испортил дорогую

                                                 памятную вещь.

         Ключ к тесту:    

  1. 1-а, 2-б, 3-в, 4-б, 5-б – по одному баллу за правильный ответ.
  2. б – 2 балла за правильный ответ.
  3. б – 3 балла за правильный ответ.

9-10 баллов – «5»,   7-8 баллов – «4»,    4-6 баллов – «3».

 Тема: К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Урок №2

Цели:

  1. Расширить знания детей о творчестве К.Г.Паустовского. Учить анализировать поступки героев, видеть прекрасное, замечать, понимать окружающий мир.
  2. Развивать творческое воображение через слово, развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.
  3. Воспитывать интерес к литературе, музыке, окружающему миру.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Речевая разминка.

          В гости к лету.

Мы идём лесной тропинкой,

А куда – не знаем сами.

За малиной?

За малиной!

За грибами?

За грибами!

Светит солнце золотое

Сквозь зелёные оконца.

Может, мы идём за солнцем?

Что же! Может, и за солнцем!

Может, белка попадётся,

Может, ёжик ждёт нас где-то…

Мы идём гурьбой весёлой

Ясным утром

В гости к лету!                (В.Викторов)

- Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте с ускорением, выразительно.

- Ребята, а вы любите гулять в лесу?

- Что вас там привлекает?

- О чём вы думаете или мечтаете?

  1. Жизнь и творчество К.Г.Паустовского.

- Назовите писателей, которые очень любили природу, много писали о ней.

- Послушайте о жизни и творчестве К.Г.Паустовского.

(Рассказывает ученик)

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892г.

- В каком веке? (XIX)

Родился в Москве в семье железнодорожника. Отец постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский  учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учёбу репетиторством.

Первый небольшой рассказ «На воде» он написал в последний год учёбы в гимназии. По окончании гимназии учился в Киевском университете, затем перевёлся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде.

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитаться. Он работал на металлургическом заводе в Юзовске, на котельном заводе а Таганроге, был рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге Константин Георгиевич начал писать свой первый роман «Романтики». Позже он стал профессиональным писателем. Много путешествовал, наблюдал за природой. Особое место в его творчестве занимал Мещерский край, где Паустовский жил один или с друзьями –писателями.

(читает учитель)

- О любимой им Мещере Константин Георгиевич писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье  близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России - и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», «Летние дни», «Наедине с осенью».»

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал корреспондентом и писал рассказы.

Умер Константин Георгиевич в Москве 14 июля 1968года (ему было74 года).

  1. Проверка домашнего задания.

- Над каким произведением К.Г.Паустовского начали работу на прошлом уроке?

- Назовите главных героев рассказа.

- Кто дома ещё раз прочитал этот рассказ? А почему дома нужно было повторно прочитать рассказ? (Чтобы лучше понять, о чём он, представить картины, которые возникают при чтении, представить героев боле точно.)

- Кто выписал в тетрадь для чтения слова, описывающие музыку? Записать их на доске.

- (Вывод): Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии

- Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своём поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» ещё раз подтверждает это.

 (дополнительный вопрос)

- Что делал в лесу композитор Э.Григ?

- Пересказ 1-й части.

(3 ученика выполняют тест. Они отсутствовали на первом уроке)

  1. Работа над содержанием текста.

- Как познакомились герои произведения? Перечитайте их диалог.

- Что в разговоре самое главное? (Григ придумал сделать девочке подарок)

- Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

- Писатель прямо не отвечает на этот вопрос в рассказе, но намекает на ответ. Пофантазируйте, глядя на иллюстрацию в учебнике, попробуйте вычитать за отдельными ключевыми, главными словами текста.

(подчёркнутые слова на скрытой доске)

- Дагни понравилась Григу.

(Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками.

Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках.

Она мила, красива: у неё большие, как у куклы, глаза с зелёными зрачками, тихий от смущения голос.

Она чуткая: она нежно думает о старом дедушке и сочувствует ему.)

- Главное, что могло понравиться Григу, наверное, в том, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.

- Что надеялась получить в подарок Дагни?

- Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением?

(ответы детей)

- Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный - духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

- Сколько лет тогда будет Дагни? (18)

- Чем закончилась встреча Грига с девочкой?

- По какой причине Дагни уехала из дома? Где она оказалась?

(Ей исполнилось 18 лет, отец отправил её погостить к сестре, чтобы посмотреть как устроен свет, как живут люди и немного повеселиться. Она оказалась в театре.)

- Как она догадалась, что знаменитая пьеса Грига посвящена ей? Только ли потому, что было названо её имя?

(Она услышала в музыке песни рожков, шум её моря. Это была её родина.)

- Согласитесь ли вы с тем, что всё произошедшее на концерте можно назвать самым напряжённым моментом рассказа? Объясните.

(Да, так как она услышала свой подарок – музыку.)

  1. Итог урока.

- Как вы поняли: счастливый или нет конец у этого рассказа?

- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку великого композитора?

(«Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек»…)

- Скажите коротко, о чём прочитанный рассказ?

(О красоте природы, о прекрасных людях, о чудесных подарках – духовных. О музыке, театре, литературе – о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)

  1. Задание на дом:

1.Задания из учебника –

2.Подготовить рассказ о композиторе Э.Грига из рассказа «Корзина с еловыми шишками».

3.Найти в тексте и выписать в тетрадь эпитеты и олицетворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели урока:          обучающая:·          обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчин...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

·   Цели урока:        Познакомить с произведением,·       Работать над развитием речи.·       Развивать умение пер...

Презентация к уроку литературного чтения "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данная презентация содержит материалы к основным моментам урока...

Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»....

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)....