Конспект урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Наринская Евгения Александровна

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k.g._paustovskiy_korzina_s_elovymi_shishkami.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

К.Г. Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои мысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.

  1. Создания проблемной ситуации.

- Наш урок я хотела бы начать красивыми и мудрыми словами. Внимательно послушайте  их.

«…Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь все отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Теплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть».

- Автор этих строк дает совет всем людям о том, как правильно пройти свой жизненный путь. Каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожил свою жизнь известный талантливый писатель, которому будет посвящен этот урок литературного чтения. О ком будет идти речь, вы узнаете, выполнив задание на нетбуке.

- Соотнесите имена известных писателей с названиями произведений, авторами которых они являются.

- Имя какого писателя у вас осталось? (К.Г. Паустовский)

  1. Актуализация знаний.

- Сегодня мы пролистаем некоторые страницы альбома творческой  жизни К.Г. Паустовского.

Слайд 1. Константин Георгиевич Паустовский родился 31 мая 1892 года в Москве. Его отец служил в управлении железных дорог. С самого детства он приохотил маленького сына к «путешествиям» по карте. Когда, К.Г. Паустовский вырос, он смог воплотить детские мечты: много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Последние годы жизни писатель провёл в Тарусе, маленьком городке на берегу Оки, в скромном одноэтажном доме над обрывом.

Слайд 2. Мы можем совершить заочную экскурсию по уютному дому К.Г. Паустовского, в стенах которого появились на свет многие известные рассказы писателя. Свой первый рассказ К.Г. Паустовский опубликовал будучи еще гимназистом, но к литературе вернулся лишь через 10 лет. За это время он сменил не одну профессию, разъезжая по стране: был учителем, матросом, рабочим. 

Слайд 3. К.Г. Паустовский умел находить красоту в самой обычной жизни. «Я живу в одном маленьком городе на Оке. Он так мал, что все его улицы выходят или к реке с её плавными и торжественными поворотами, или в поля, где ветер качает хлеба, или в леса, где по весне буйно цветёт между берёз и сосен черёмуха…». Его всегда интересовали люди творческого труда. Он создал произведения, посвященные художникам, поэтам, композиторам.

- Какие произведения этого автора вы знаете? Назовите их.

Слайд 4. На этом слайде представлены лишь немногие из книг К.Г. Паустовского.

- Многие из вас сделали рисунки к рассказам писателя.

Выставка рисунков

- Можно ли сказать, что К. Г. Паустовский писал только о природе? (К. Паустовский мечтал собрать книгу биографий знаменитых людей).

Слайд 5. - Да, вы совершенно правы, и доказательством этому служит рассказ К.Г. Паустовского, с которым вы познакомились дома.

- Как называется этот рассказ? («Корзина с еловыми шишками»).

  1. Словарная разминка. 

- Открываем учебник на с. 5. Прежде чем начнем чтение текста, выполним словарную разминку.

На доске слова для чтения. (Читаем про себя, шепотом, по слогам и целиком)

Раз-рас-та-ет-ся

Вы-ва-ли-ва-лись

Во-сем-над-цать

Че-ло-ве-чес-ко-го

Глу-бо-чай-шей

Бла-гос-ло-вен-но

Сим-фо-ни-чес-ку-ю

  1. Вторичное чтение текста.

- Где разворачиваются события рассказа? (В городе Берген, Норвегия) Слайд 6.

- Найдите в тексте описание природы этого края. (с.5)

Назовите главных героев рассказа? (Композитор Эдвард Григ и дочь лесника – Дагни Педерсен). Слайд 7.

- Прочитайте отрывок, в котором описывается момент их встречи (с.5-7)? (Чтение по ролям)

- Почему Э. Григ относится к девочке с пониманием и любовью?

- Что он обещает девочке?

- Почему подарок Дагни сможет получить только через 10 лет?

- А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила  совсем   недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

- Найдите в тексте строки, в которых описано место, где жил и творил композитор (Выборочное чтение). (с.8)

- Почему в комнате не было ничего, кроме дивана?

- Почему был оставлен диван?

 - Что являлось предметом роскоши в комнате? (рояль)

Рояль -  (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, в результате чего рояль имеет крыловидную форму и более громоздок, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.

- Посмотрите, как мастерски передаёт автор звучание рояля великого композитора. Зачитайте строки, описывающие звучание. (с.8)

- Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык, писал К. Паустовский.

-  Действительно, музыка, созданная Э. Григом прекрасна! Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека. Музыка – это язык чувств. Она помогает нам посмотреть на мир другими глазами.

  1. Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

  1. Вторичное чтение текста.

- А что представлял Э. Григ, когда писал музыку для Дагни (с.9)? (выборочное чтение)

- Какой литературный приём использует автор? (Сравнение.  Он сравнивает Дагни с солнцем)

- Что помогло Григу написать музыку? (Красота окружающей природы)

- Каким слушателям Григ отдавал предпочтение? Почему? Прочитайте эти строки. (Это были благодарные слушатели.)

  1. Первичная проверка понимания.

- А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

- На партах лежат карточки с заданиями.

1. Составить рассказ «Что произошло с Дагни?» (можно подтвердить свой ответ словами из текста).

  1. Какая стала Дагни? Опишите её.
  2. Куда любила ходить Дагни?
  3. Куда Дагни нужно было отправиться по настоянию тетушки Магды?
  4. Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?

2. Составить рассказ «Как Дагни слушала музыку?» (можно подтвердить свой ответ словами из текста).

  1. Какие эмоции вызвала у Дагни музыка?
  2. Что представляла Дагни, слушая музыку? (Представляла встречу с Э.Григом. Жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ)
  3. Как она слушала музыку?

3. Составить рассказ «Как звучала музыка?»  (можно подтвердить свой ответ словами из текста).

  1. Как звучала музыка?
  2. Какие слова использует автор для описания музыки? (Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо… Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая).

 - Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!

- Понравился ли ей подарок?

- Хотели бы вы получить такой подарок?

  1. Первичное закрепление.

- А теперь давайте вспомним содержание рассказа.

  1. Где проводил осень Э. Григ? (в лесах около Бергена)
  2. Кем была Дагни Педерсон? (дочь лесника)
  3. Как Григ объяснил девочке, почему он сможет подарить ей свой подарок только через 10 лет? (он делает подарки для взрослых)
  4. Какой подарок решил сделать Григ девочке? (написать музыкальную пьесу)
  5. Зачем отправил отец Дагни к тетушке Магде? (посмотреть свет и повеселиться)
  6. Какое платье надела Дагни в театр? (черное)
  7. Какую музыку слушала Дагни впервые в жизни? (симфоническую)
  8. Какие слова услышала девушка со сцены? (что Э.Григ посвятил музыку ей)

- Посмотрите на иллюстрации к рассказу. Подумайте и попробуйте расположить картинки в том порядке, в котором события развивались в тексте.

  1. Рефлексия.

Слайд 8. «Живут волшебники земные, тепло сердец своих даря…»

- Прочитайте слова.

- Кого мы называем волшебниками? Почему?

- Кого из рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно назвать волшебниками?

(Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы).

- Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

- Второй волшебник – это К. Г. Паустовский, которому мы должны быть благодарны за то, что он так мастерски сумел описать звучание музыки и рассказать нам о композиторе из Норвегии.

- Произведения этих двух мастеров бессмертны. Обычно людей искусства благодарят аплодисментами. Давайте и мы поаплодируем этим двум великим мастерам.

 

- А какое настроение вызвали у вас эти два великих произведения: Музыка Э. Грига и рассказ К. Паустовского?

- Поаплодируйте, если вам понравился рассказ.

  1. Домашнее задание.

С. 5-8 (читать, пересказывать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...

урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Урок литературного чтения в 4 классе по программе Школа России К.Г. Паустовский "Корзина с еловими шишкми." Представлены коспект урока, презентация, тест для проверни домашнего задания...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цели урока:          обучающая:·          обучать образному восприятию музыки в тексте писателя, умению подчин...

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

·   Цели урока:        Познакомить с произведением,·       Работать над развитием речи.·       Развивать умение пер...

Презентация к уроку литературного чтения "К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данная презентация содержит материалы к основным моментам урока...

Технологическая карта урока литературного чтения К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)

Технологическая карта урока литературного чтения по теме К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (4 класс)....