УРОК ЧТЕНИЯ по сказке «КОТ И ЛИСА»
план-конспект урока по чтению

Саркина Татьяна Викторовна

«Сказки» и сегодня на уроке у нас встреча со сказкой «Кот и лиса».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-12.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 УРОК

 ЧТЕНИЯ

по сказке

 «КОТ И ЛИСА»

 Подготовила: Саркина Т.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№10»

г.Рузаевка

Тема урока: «Сказки» и сегодня на уроке у нас встреча со сказкой «Кот и лиса».

а) мы будем учиться читать правильно, выразительно;

б)говорить о поступках героев, и я уверена, что на этом уроке вы откроете для себя что-то новое.

ОБОРУДОВАНИЕ: деревенская изба, прялка, макет печи, волшебный клубочек, рисунки кота и лисы из сказок, портрет А.Н. Афанасьева и его сборник сказок.

                                             ХОД УРОКА:

   Сегодня, на встречу со сказкой нас поведет, нас поведет вот этот волшебный клубочек.

    Но прежде мы проверим домашнее задание. Клубочек катиться к вам.

  • Что было вам задано на дом?

(выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Вредный кот» по ролям и рисунки к этому стихотворению.)

                                              ВРЕДНЫЙ КОТ

                                       

  • Петь, здорово!
  • Здравствуй, Вова!
  • Как уроки?
  • Не готовы...

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

                                                  Только было сел за стол,

                                                   Слышу: «Мяу...» -

                                                   «Что, пришел?

                                                   Уходи! - кричу коту. -

                                                   Мне и так... невмоготу!

                                                   Видишь, занят я наукой,

                                                   Так что брысь и не мяукай!»

                                                   Он тогда залез на стул,

                                                   Притворился, что уснул.

                                                   Ну и ловко сделал вид -

                                                   Ведь совсем как будто спит!

                                                   Но меня же не обманешь...

                                                   «А, ты спишь?

                                                   Сейчас ты встанешь!

                                                   Ты умен, и я умен!»

                                                   Раз его за хвост!

  • А он?
  • Он мне руки исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все чернила пролил на пол,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул!

                                                   Я кота простить готов,

                                                   Я жалею их, котов.

                                                   Но зачем же говорят,

                                                   Будто сам я виноват?

                                                   Я сказал открыто маме:

                                                   «Это просто клевета!

                                                   Вы попробовали б сами

                                                   Удержать за хвост кота!»

Выставка рисунков.

  • А теперь я хочу послушать ваше чтение стихотворения по ролям.
  • Молодцы, вы очень хорошо читали. Оценки.
  • Ну, а теперь мы приступаем к теме нашего урока. Какая у нас тема? (Сказки).
  • А теперь — за сказкой.

Посмотрите, пред нами камень, а на нем что-то написано.

Прочитает.................................................................................

                                         Прямо пойдешь -

                                         В сказку попадешь.

     Налево пойдешь -                                               Направо пойдешь -

     Быстро устанешь.                                               Ничего не найдешь.

  • Какую дорогу выбираем? (Пойдем прямо).

Эта прямая дорога нас зовет в деревню, где в каждой избе живет сказка. (макет деревенской избы).

Представьте себя в крестьянской избе и послушайте отрывок из стихотворения «Детство» И.З.Сурикова.

                                    В уголке согнувшись

                                    Лапти дед плетет.

                                    Матушка за прялкой -

                                    Молча лен прядет.

   И очень часто долгими, длинными вечерами, за прялкой рассказывали сказки.

  • Как вы думаете, почему сказку назвали русской народной?

   У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором.

   Сказка — это рассказ, не повесть, не стихотворение, которое мы читаем в книгах.

   Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получится ряд слов, который раскроет нам его смысл.

  • Подберите к слову сказка однокоренные слова.

(сказка — сказывать — рассказывать).

   Сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном.

  • Ребята, а какие бывают сказки? (три типа)
  • Почему сказки называются волшебными?
  • Назовите волшебную сказку, которую вы читали.
  • Почему сказки называются бытовыми?
  • Назовите бытовую сказку, которую вы читали.
  • А еще вы называли сказки о животных. Какие это сказки?
  • Какие сказки вы читали о животных? («Лиса и журавль»).

   Вы мне сказали, что сказки сочиняет народ. Есть отдельные люди, которые слушают, записывают сказки. И один из них

                      Александр Николаевич Афанасьев (1826-1981 г.г.)            

                                           (портрет)

   Родился он в Богучаре Воронежской губернии. Сначала пошел по стопам отца — судейского чиновника — и поступил на юридический факультет Московского университета. Увлекся историей и этнографией (наука, изучающая происхождение и обычаи разных народов).

    После окончания университета Александр Николаевич служил в архиве Русского географического общества, редактировал журнал «Библиографические записки». Но главным трудом его жизни стало трехтомное собрание сказок. Сам Афанасьев не был собирателем сказок — лично им записанных произведений народного творчества в сборнике не более десятка. Он использовал материалы, уже собранные другими учеными. Например, писатель и лексикограф (ученый, изучающий словарный состав языка) В.И. Даль передал ему 150 сказок. Всего же их в сборнике около 640.

   С 1885 года начало выходить первое издание афанасьевского собрания сказок, печаталось оно «выпусками» (небольшими книжками), к 1883 году к читателям пришло восемь выпусков. А второе издание в четырех томах (три тома сказок и том примечаний) вышло в свет уже после смерти составителя — в 1873 году.

   Но прежде, чем приступить к работе с книгой, вы должны вспомнить и сказать правила пользования книгой.

   Сейчас мы с вами будем читать сказку «Кот и лиса».

   В ней много старинных слов. Давайте вместе с вами их прочитаем.

Бурмистр — староста, управляющий.

Шкодливый — безобразный.

Потчевать — угощать.

Дичинкой — дичь (птицы).

   А теперь сели все правильно, красиво. Аккуратно открыли книги, взяли указочки, внимательно следите за чтением сказки. Я начну читать, а вы продолжите.

  • Понравилась вам сказка?
  • Какая это сказка? Почему?
  • Какие герои живут в сказке?

   А сейчас представьте, что волшебный клубочек у каждого из вас. Катись клубочек по страницам. Расскажи о встрече кота и лисицы.

   Найдите в сказке то место, где лиса встречались с котом. Приготовьтесь к чтению по ролям. (Лиса, кот, автор).

  • Ребята, лиса-то у нас добрая, - ангел. Действительно ли так?

(Лиса — льстивая, хитрая, корыстная, лжива).

   Опишите характеры наших героев.

1 ряд — О КОТЕ

2 ряд — О ВОЛКЕ

3 ряд — О МЕДВЕДЕ.

   Мы описали черты характера главных героев сказки. Вы хорошо справились с этой работой. Молодцы!

   Сейчас пора нам отдохнуть. Как водилось у прабабушек — отдыхали и пели песни.

(РНП «В хороводе» песня — танец).

  • Ребята, давайте сделаем так, чтобы герои сказки ожили. Сейчас мы перечитываем отрывок по ролям, где лиса встретилась с волком.

а) чтение по ролям.

Молодцы! Оценки.

  • Ребята, посмотрите на доску, вы видите иллюстрацию к этой сказке. Найдите слова в сказке, которые соответствуют данной иллюстрации.

  А сейчас для вас интересная игра «УГАДАЙ-КА».

       Кот и лиса узнали, что мы читаем при них сказку и прислали свои портреты? (рисунки). Пусть ребята угадают и выберут, на каком рисунке изображены кот и лиса из этой сказки, которую сейчас прочитали.

  • Почему?

Молодцы ребята! Очень хорошо, что вы запомнили сказку и дали правильный ответ.

    Наш урок подходит к концу. Давайте вместе сделаем вывод.

  • С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
  • Какую сказку читали?
  • Кто составитель сборника сказок?

Молодцы! Хорошо и т. д.

Спасибо за урок. Оценки за урок.

ИТОГ УРОКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100" Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обманул».).

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа 2100".Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»Тема: Какие вопросы задают сказки? (Латышская сказка «Как петух лису обм...

Технологическая карта урока «Литературное чтение» в 3 классе по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса») Количество уроков в теме – 2 часа.

1.      Предметная: Знакомство с жанром « сказка», признаками сказки. Умение искать скрытый смысл. Работа с архаизмами. Уметь извлекать информацию из текста, иллюстраций, поль...

Урок по литературному чтению на тему "Поэтическая сказка С. Козлова "Лисичка"

Урок по литературному чтению для 3 класса общеобразовательных школ....

Сценарий пасхальной сказки в стихах "Лиса и Волк"

Этот материал будет полезен коллегам, которые участвуют в пасхальных праздниках или для руководителей театральных кружков....

Конспект урока литературного чтения по теме "Сказки о животных («Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса»)"

Урок литературного чтения в 1 классе по программе развивающего обучения Занкова....

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...