Конспект урока по литературному чтению на тему " Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Василенко Нелли Николаевна

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе Школа России составлен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся с ОВЗ. В уроке используется технология здоровьясбережения.Дети выполняют различные задания,работают по этапно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000c0b37-f5260a92.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА УРОКА

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема: Михаила Юрьевича Лермонтова. «Дары Терека»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Дары Терека».

Задачи урока:

Образовательные: Отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;

Развивающие: Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: Прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем  деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).
  •  ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.

Средство обучения: учебник, презентация.

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Прочитайте слова, которые сказал великий чешский педагог Ян Амос Коменский  «Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве», и объясните, что он хотел сказать нам?

СЛАЙД 1.

- Хорошо, постарайтесь сегодня стать более образованными и грамотными.

Приветствуют учителя.

Высказывают  свое мнение.

2. Актуализация знаний.

- Какой раздел вы закончили на прошлом уроке?

- Давайте  проверим ваши знания об этом разделе. Ответьте на вопросы.

- Где родился Пушкин? (В Москве)

- Когда он родился? (6 июня 1799г.)

- Как звали бабушку Пушкина? (Мария Алексеевна)

- Давайте проверим ваши знания произведений Пушкина.

- Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей).

- Как называется сказка героем которой он является?

- У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей)

- Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица)

- Почему?

- К кому обращался королевич Елисей за помощью? (К солнцу, месяцу, ветру)

- О чем это говорит?

- Где братья «похоронили» молодую царевну? (Понесли в пустую гору)

- Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года).

- О какой сказке идет речь?

- Сколько раз старик закидывал невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза).

- Что поймал старик в первый и во второй раз? (В 1-й раз – тину, а во 2-й – морскую траву)

- Узнайте сказку по следующим словам: «базар», «жадность», «лошадь», « печка», «работа», «оброк», «море», «веревка», «наказание». («Сказка о попе и работнике его Балде»)

- За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу)

- С кого поп велел собрать недоимки за 3 года?

- Какой предмет помог Балде собрать оброк у чертей? (Веревка)

- Узнайте сказку по следующим словам: «рать», «воеводы», «царь», «мудрец», «шатер», «Шамаханская царица», «звездочет», «петушок». («Сказка о золотом петушке»)

- Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет)

- Где сидел петушок охраняя границы государства? (На спице)

- Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою)

- Теперь узнайте сказку по рисунку.

- Кораблик. СЛАЙД 2. («Сказка о царе Салтане…»)

- Зеркало. СЛАЙД 3. («Сказка о мертвой царевне…»)

- Яблоко. СЛАЙД 4. («Сказка о мертвой царевне…»)

- Зайчонок. СЛАЙД 5. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

- Лебедь. СЛАЙД 6. («Сказка о царе Салтане…»)

- Корыто. СЛАЙД 7. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Анализируют деятельность на прошлом уроке.

Отвечают на вопросы учителя о биографии Пушкина.

Отвечают на вопросы учителя о произведениях Пушкина.

Синтезируют знания о сказке «Сказка о попе и работнике его Балде».

Синтезируют знания о сказке «Сказка о золотом петушке».

Рассматривают картинки, синтезируют знания.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

- На доске выложены буквы: ИМХАЛИ ЧИВЬЮРЕ ВЛОЕТРМНО.

- Составьте из этих букв фамилию, имя и отчество писателя. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

- Как выдумаете, почему именно это имя звучит у нас на уроке?

- Мы начнем знакомиться с жизнью и творчеством писателя.

- Поставьте задачи для себя на этот урок.

- Откройте учебник на с. 92-93. Рассмотрите фотографии и иллюстрации. Что вы можете рассказать о Михаиле Юрьевиче?

- В январе 1837г., в  дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в  русской литературе. Это был 22-летний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший стихотворение «Смерть Поэта» - скорбное, гневное и обличительное.

Погиб Поэт! – невольник чести –

         Пал, оклеветанный молвой…

В этом стихотворении он сказал, что руку убийцы Пушкина направляли вельможи, окружавшие императорский трон, которых он назвал палачами Гения, Свободы и Славы России. Стихотворение переписывалось и ходило по рукам. Так началась всенародная слава М.И. Лермонтова.

Впервые М.И. Лермонтов решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Он сочинил драму в стихах «Маскарад», в которой показал умного, независимого героя среди праздного, пустого, жестокого великосветского общества.

- Прочитайте в учебнике на с. 94-95 статью о детстве писателя. Чтение по одному предложению.

- Просмотрите еще раз текст и составьте вопросы для своих одноклассников.

Физкультминутка.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

- Прочитайте на с.96 название стихотворение, которое мы будем изучать.

- Кто знает, что такое Терек?

- Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, эта река течет уже по равнине, где становится спокойной и широкой. СЛАЙД 8

- Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Сейчас вы будете слушать стихотворение и следить по тексту учебника во время прослушивания.

Синтезируют информацию, данную учителем.

Постановка цели урока.

Постановка задач урока.

Работа с учебником.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Работают по учебнику. Чтение текста.

Анализ информации. Составление вопросов по тексту.

Выполнение физкультминутки.

Размышление над вопросом учителя.

Рассуждают над содержанием стихотворения.

Внимательно следят по учебнику.

4.Первичное закрепление во внешней речи.

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

- Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

- Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

- Объясните значение выражения «утесистые громады». ( Горы, скалы)

- Какое средство выразительности использует поэт? (Метафору – скрытое сравнение)

- Что такое Каспий? (Каспийское море)

- Как вы понимаете выражение «буре плачь его подобен, слезы брызгами летят»?(Грохот падающей воды сравним с брей. Капли воды разлетаются в разные стороны, как слезы)

- Какие выразительные средства здесь использовал поэт? (Сравнение олицетворение – плакать может только человек)

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная)

- Как меняется характер реки на равнине? (Река на равнине становится спокойной, ласковой)

- Что означает слово «лукавый»? (Хитрый. Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый нрав)

- Прочитайте последние восемь строк. С кем поэт сравнивает облака?(С женщиной, которая кормит ребенка грудью. Это олицетворение)

Анализируют свои чувства после прочтения.

Воображают картину стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят словарную работу.

Проводят анализ стихотворения.

Словарная работа.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Теперь прочитайте стихотворение про себя.

- Прочтем стихотворение по предложению.

- Сейчас попробуем прочитать стихотворение выразительно полностью. Кто хочет попробовать?

Выразительное прочтение стихотворения.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Как называлось стихотворение, которое сделало Лермонтова знаменитым?

- Кому было посвящено?

- В чем заключался смысл стихотворения «Дары Терека»?

- Что мы нового узнали из стихотворения?

Размышляют над вопросами учителя.

7. Рефлексия учебной деятельности.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

-  За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Как вы считаете, вы добились того что планировали в начале урока?

- Спасибо за урок, до свидания!

Анализируют свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихотворение И. Сурикова «Детство»

Данный конспект урока разработан по учебнику О.О. Иргит, С.Д. Корген-оол "Литературное чтение" для 2-го класса....

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" 3 класс, Программа "Перспектива", авт. Климанова Л.Ф.

Урок посвящен более глубокому изучению творчества великого поэта. Цели урока: 1) способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения, расширить и углубить знания учащихся о творчестве...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климаноа,В.Г.Горецкий 2 клас 2ч. на тему: "Ф.Тютчев "Зима не даром злится"...