Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Михеева Лилия Ивановна

Тема  урока: И.А. Крылов "Кукушка и петух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок учителя начальных классов

МОУ СОШ №12

Михеевой Лилии Ивановны

Тема: Иван Андреевич Крылов «Кукушка и петух».

Цели: 

  1. Продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова
  2. Расширять представление учеников о басне
  3. Учить детей находить скрытый смысл, заключённый в басне
  4. Развивать мышление, речь учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент

На доске выставлены портреты писателей.

- Кто в этом ряду выделяется? Почему?

- Значит, о ком писателе пойдёт речь на уроке?

- Сегодня на уроке мы вспомним изученные ранее басни И. А. Крылова

познакомимся с новой басней

научимся находить скрытый смысл, заключённый в басне.

  1. Подготовка к первичному восприятию

На доске портрет Крылова и слова поэт, писатель, баснописец.

- Имеем ли мы право сказать, что он поэт? писатель? баснописец?

- Под какой именно ролью известен Крылов?

- Кто такой баснописец?

- Давайте вспомним, что такое басня? (басня - это короткий, чаще стихотворный, нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки)

- И. А. Крылов в своих баснях изображал характеры через образы различных животных, а порой и всяческих вещей. Давайте вспомним басни, с которыми мы знакомились ранее.

На доске иллюстрации басен (четыре). Необходимо соотнести мораль и иллюстрацию, вспомнить название басни.

-Что такое мораль?  (главный смысл басни, поучительный вывод)

Показать иллюстрацию  памятника Крылову  в Летнем саду.

- Есть в  Санкт – Петербурге в Летнем саду необычный памятник. На постаменте его – животные: волк и лисица, ягнёнок и ворона.

- Кому же поставлен этот памятник? Почему?

- Доброе, и в то же время строгое лицо, умный и внимательный взгляд. В руках – книга.  На постаменте высечены слова: И. А. Крылову. Этот памятник создан на народные деньги. Так народ выразил благодарность автору за его произведения. Крылов жил более 200 лет назад.  Давайте представим себя в доме, Крыловых. Когда Крылов был в вашем возрасте, его отец был военным.  Семья часто переезжала.  В доме не было роскошной мебели, но был сундучок с книгами: сказки, стихи и небольшая старенькая книжечка. Её Крылов любил больше всех.  С удовольствием он читал произведения, где героями были птицы и звери, а говорили они как люди и поступали как люди. В этих произведениях высмеивались пороки.

- Что такое пороки? (недостатки)

- Это были «Басни Эзопа».  Эзоп – это автор.  Басни были хороши, Крылов с удовольствием весело смеялся над хвастунами и лентяями, болтунами и льстецами. Особенно ему нравился язык – меткий, точный. Крылов запомнил басни на всю жизнь.  Крылов стал взрослым человеком.  Он уже сам пишет басни. Он известный баснописец.  Часто бывает на городских площадях, улицах.  Что-то внимательно слушает, записывает. А через несколько дней появляется новая басня. Возможно, так и появилась басня, которую мы прочитаем сегодня.

- Давайте вместе попробуем узнать заглавие басни, с которой познакомимся сегодня?

- С какими героями мы уже встречались в этом ряду?

- Кто остался? Скажите название басни. Давайте проверим.

- Прочитайте заглавие на доске. Почему в заглавии все слова с большой буквы? (это главные герои)

- Вспомним, как выглядит кукушка? (неброская, неяркая, коричневато-серого цвета)

- Чем она интересна?  (лесная перелётная птица, обычно не вьющая своего гнезда и кладущая свои яйца в чужое гнездо)

- Что интересного вы о ней знаете?  ( Хотя она плохая мать, но она хорошая труженица.  Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.)

- Как она поёт? (слушаем пение кукушки)

- Как выглядит петух?  Кто слышал,  как поёт петух?  Красиво ли он поёт?

- Какую же птицу в природе мы называем лучшим певцом? (слушаем пение соловья)

  1. Первичное восприятие
  2. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась ли басня?

  1. Словарная работа

Кум - крёстный отец по отношению к родителям крестника и к  крёстной матери.

Куманёк – уменьшительно - ласкательное

Райская птичка – поёт так хорошо, что можно так петь только в раю

Не боясь греха - ничего

  1. Вторичное восприятие текста

- Вы сейчас прочитаете про себя и подумаете, какая интонация присутствует в разговоре кукушки и петуха? (чтение про себя)

  1. Анализ произведения

- Какая интонация присутствует в разговоре кукушки и петуха? (льстивая)

-Что такое лесть, лицемерие?  (угодливое восхваление)

- О чём именно ведётся разговор?  (смысла нет, из пустого в порожнее)

- Как кукушка обращается к петуху? Найдите эти слова в тексте.

- С пением какой птицы она сравнивает пение петуха?

- Как петух называет кукушку? Найдите эти слова в тексте.

- Какими словами он характеризует пение кукушки, её голос? Найдите и прочитайте эти отрывки в тексте?

- Как случилось, что воробей стал участником разговора? (случась)

-Что сказал воробей о голосах кукушки и петуха?

- Как вы относитесь к такому ответу воробья?

- Как вы думаете, почему он так сказал?

- А нужна ли кукушке и петуху воробьиная правда?

- Почему Крылов выбрал именно воробья?

 - В каких строчках содержится мораль басни? Зачитайте.

- Что общего в характерах главных героев? Они отрицательные герои?

- Какие пороки людей высмеиваются в этой басне? (неумеренная и неоправданная похвала друг друга)

- А вы сталкивались с такими ситуациями в жизни?

На доске написаны пословицы:

Не хвали в очи, не брани за глаза.  ( в глаза одно, а на стороне – другое)

Как друг друга ни хвали, а лучше не станет. ( подходит по смыслу)

Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. ( невозможно найти в других то, о чём ты не имеешь понятия)

- Прочитайте.  Найдите ту пословицу, которая больше других подходит к этой басне. Обоснуйте свой ответ. Сформулируйте своими словами смысл каждой пословицы.

  1. Выразительное чтение

- Давайте подумаем, как мы будем читать эту басню.

- Какие роли есть в этой басне? Если поставить басню на сцене театра, как спектакль, чьи слова пропадут для зрителя?

- Подумаем, как будем читать слова кукушки? петуха? воробья?

- Мораль читаем вместе.

Оценивание сразу!

  1. Обобщение

- Что мы вспомнили? С чем познакомились? Чему научились?

- Какова же мораль этой басни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...