Открытый урок по теме " А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..." 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Морозова Светлана Викторовна

Урок литературного чтения по теме: "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.73 КБ
Файл tsar_saltan_prezentatsiya.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки; совершенствование навыка грамотного и выразительного чтения; формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный язык  литературного произведения; воспитание  любви к  русской литературе  и  гордости за Россию.

Тип урока: обобщение

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы: проблемный диалог, наглядно-иллюстративный, практическая работа.

Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.

Материалы и оборудование:

Для учащихся:

  • учебник  
  • карточки с заданием

Для учителя:

  • презентация к уроку;
  • компьютер, проектор, экран;
  •  выставка книг

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- объяснительно – иллюстративного обучения;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

-ИКТ - технология (презентация);

- здоровьесберегающее обучение. 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

-  Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами  продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3)

- Вспомните, какое полное название этой сказки?

 

Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили  о  творчестве А. С. Пушкина  .

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)

 

Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Познавательные УУД:

 поиск нужной информации,  построение правильного  речевого высказывания.

Личностные УУД:

вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

 осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

 определять и высказывать свою точку зрения.

 

2.Актуализация  знаний учащихся.

Анализ сказки и  составление сравнительных характеристик  главных героев.

3. Физкультминутка

А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона?     Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.  

  1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

 - Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

- Перечислите чудеса, которые появились на острове.

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах  князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.

 

-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

(Слайд 5 - 7)

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8)  

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9)  

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

- Как были наказаны завистницы?

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)  

 Дети   ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и  читают  отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!» Дети делают выводы о душевных качествах князя  Гвидона. Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых,  не жалеет своей единственной стрелы для спасения  Царевны  Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери,  ее поддержка).

 Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и  вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора . Они говорят по-разному.  Князь Гвидон  -  с печалью,  купцы  - с удивлением,  Царевна Лебедь спокойно и  привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.

 Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

В благодарность за спасение своей жизни царевна  Лебедь исполняет все желания князя. (Она его жалеет и сочувствует ему,  пытается во всем помочь).

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других).

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст.  (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер.  Добрый царь Салтан не стал их наказывать,  а просто отпустил) .

 

Познавательные УУД:  

анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Личностные УУД:

нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД:  

анализ, синтез,  сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Регулятивные УУД:

  контроль за выполнением и результатом своих учебных действий .

Коммуникативные УУД:

диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

 4.Творческое задание

- Вспомните, какие сказки А.С. Пушкина вам еще знакомы?

- Сейчас, я предлагаю вам выполнить задание   в  группах. Я раздам вам карточки с заданием. На каждой будет указано имя сказочного героя из любой другой сказки Пушкина. Вы посовещаетесь со своими соседями  и  составьте его     характеристику    по плану.    Прочитайте ее классу, не называя сказочного героя.  А мы попробуем  догадаться, о ком идет речь. На слайде дан  план характеристики  (Слайд 10) 

1. Внешность, характер героя.

2. Поступки и действия героя.

3. Отношения автора к герою.

4. Ваше отношение к герою.

Выступление групп с зачитывание характеристик сказочных героев и коллективное отгадывание сказочных персонажей.

Дети вспоминают и отвечают на вопрос учителя. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»)

Работа в  группах  по 4 человека. Дети получают карточки с заданными героями сказок Пушкина.( 1группа – старуха из сказки «Золотая рыбка», 2 группа –  золотая рыбка , 3 группа – старик  из сказки «Золотая рыбка», 4 группа – мачеха из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», 5 группа – молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях».)

 

Познавательные УУД: 

 построение речевого высказывания, поиск известной  информации.

Коммуникативные УУД:

работа с партнером, диалог с учителем.

Регулятивные УУД:

взаимопроверка, контроль и коррекция.

Познавательные УУД:

смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение, построение логической цепочки рассуждений.

5.Работа над жанровыми особенностями произведения.

 - Можно ли сказки Пушкина сравнить с народными сказками?

- Что у них общего с народными сказками?

- Чем они отличаются?

 (Слайд 11)

Общие черты:

Зачин, развитие событий и концовка.

Народные  слова и выражения .  …Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь.  … В путь-дорогу собирался .  … На море, на окияне…

Победа добра над злом.

Живет и чудо, и реальность.

-В  чем же отличие сказок Пушкина от народных сказок?

Отличия:

Стихотворная форма.

Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

 Дети внимательно слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

Сказки Пушкина очень похожи на народные. В них всегда добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.

(Сказки Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме.)

 Познавательные УУД: 

анализ, сравнение, обобщение, построение логической цепочки рассуждений, вывод.

 Коммуникативные УУД:

диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

 

Регулятивные УУД:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

 5.Итог урока. Рефлексия.

6.Домашнее задание.

  -Наш урок подходит к концу. Давайте вместе подведем его итог. (Слайд 12)

- Что нового удалось нам сегодня узнать о творчестве А.С.Пушкина?

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

- Что бы вы хотели узнать о нашем великом поэте?

Подготовить  к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.

Дети слушают, отвечают на вопросы, сравнивают свои результаты, делают выводы.

 

 

 Познавательные УУД:

выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД:

оценивание детьми собственной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С.Пушкин «Сказка о царе Салтане » выполнил учитель начальных классов Морозова С.В.

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин Великий русский писатель, солнце русской поэзии. Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799году в Москве. Огромную роль в жизни поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна. Наиболее известны 5 сказок поэта. В 1937 году Пушкин погиб на дуэли.

Слайд 3

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане , о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Слайд 4

Князь Гвидон 1. Рос «не по дням, а по часам» . Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь. 2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну. 3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Слайд 5

Белочка Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде.

Слайд 6

Тридцать три богатыря Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор .

Слайд 7

Царевна Лебедь За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть : Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выплывает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.

Слайд 8

Царевна Лебедь Благодарна за свое спасение князю. Верный помощник и друг князя во всех его делах. Скромная и рассудительная. Уважает родителей князя Гвидона .

Слайд 9

Царь Салтан Слабохарактерный Зависит от чужого мнения Переживает за свою вину «Видит: весь сияя в злате, Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице»

Слайд 10

План характеристики сказочного героя: 1. Внешность, характер героя. 2. Поступки и действия героя. 3. Отношения автора к герою. 4. Ваше отношение к герою.

Слайд 11

Сказка о царе Салтане Сходства Зачин, развитие событий и концовка. Народные слова и выражения. Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь. В путь-дорогу собирался. На море, на окияне … Победа добра над злом. Живет и чудо, и реальность. Отличия Стихотворная форма. Много эпитетов, сравнительных оборотов речи.

Слайд 12

Итог урока: Самое интересное задание… Самая трудная работа на уроке… Я хочу узнать …

Слайд 13

Рефлексия:

Слайд 14

Домашнее задание: подготовить к следующему уроку иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина, прочитать или выучить наизусть тот отрывок, который подходит к вашему рисунку.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Слайд 16

Список источников: портрет А.С.Пушкина http://elitsy.s3.amazonaws.com/media/src/d8/eb/d8eb555f0b574179a8cbf5d0fd028c44.jpg Пушкин под дубом http://lit.govuadocs.com.ua/tw_files2/urls_154/89/d-88216/img9.jpg Белочка http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/20103/thumbs/1300819458_27_nevsepic.com.ua.jpg Князь Гвидон http://mir-skazok.net/wp-content/uploads/2012/02/104.jpg Царевна Лебедь http://fullref.ru/files/12/9c9ac8efcf1ae4bf5049f34c141b2351.html_files/rId31.jpg 33 богатыря http://illustrators.ru/illustrations/604903_original.jpg Царевна Лебедь http://www.stihi.ru/pics/2013/03/28/5788.jpg Царь Салтан http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs219.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме"Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop" 4 класс

Здесь представлена разработка урока "Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop" для  4 класс и презентация к нему....

открытый урок на тему: "1 сентября - День знаний" праздник для 3 класса

открытый урок на тему: "1сентября - День знаний" праздник для 3 класса...

Открытый урок по теме "Сложные слова с буквой соединительного гласного" 2 класс УМК ПНШ

Конспект урока "Сложные слова с буквой соединительного гласгого" 2 класс УМК ПНШ...

Открытый урок по теме "Корень.Чередование согласной буквы в корне" 3 класс, УМК "Перспектива" с использованием ИКТ и сингапурских структур.

На уроке ученики работают по созданному ранее алгоритму и появляется проблема. Дети эту проблему выявляют и находят пути ее решения. Вариантом выхода из положения является новый шаг в алгоритме. Акцен...

Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе

Данный материал может быть полезен коллегам, работающим по программе "Школа России"....