Урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок создаёт условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучает читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствует развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

проведенного в 3 Г классе учителем МОУ «СОШ №1» города Валуйки Белгородской области Судовцевой  Евгенией Васильевной

Валуйки, 2019

Тема: И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек»

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова; обучения читательской самостоятельности, делению текста на логические законченные части; эмоционально-эстетического воспитания любви к природе; способствовать развитию навыка беглого, сознательного выразительного чтения; репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умений аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать

Тип урока: постановка учебной задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением
М. М. Пришвина «Моя Родина»;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова последовательно воспроизводить содержание рассказа о писателе

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке;

коммуникативные: оформляют 3–4 слайда, письменно фиксируя основные положения устного высказывания

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, авт. Л. Ф. Климанова; портрет поэта; выставка книг писателя.

Сценарий урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности

к уроку. Определяют са-

Слушают в со-ответствии

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте

И решенье принимайте.

Не пройдет ваш даром труд –

Пользу знанья принесут 

Определение самоготовности («на-строен ли я внимательно слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Рассказывают о любимом герое раздела «Были-небылицы».

Выдвигают ги-потезу и обо-

сновывают ее. Слушают в со-ответствии
с целевой

установкой.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Отгадайте загадки.

Есть на речках лесорубы        Что за зверь лесной

В серебристо-бурых шубах.        Встал, как столбик, под сосной 

Из деревьев, веток, глины        И стоит среди травы –

Строят прочные плотины.         Уши больше головы.

(Бобры.)        Длинное ухо, комочек пуха,

        Прыгает ловко, любит морковку.

        (Заяц.)

Что вы знаете о бобрах?

Что вы знаете о зайцах?

– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах? (Сегодня

будем читать о них.)

– Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц. Прочитайте тему

урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием? (Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.)

– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

– Как называют зайцев, родившихся осенью?

У нас в семье большая радость,

Пусть листья падают, летят,

В канавке теплой, под осинкой,

Три листопадничка лежат.

– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
И. С. Соколова-Микитова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал).

– Что вы узнали об авторе?

- Когда и где он родился?

– Где он учился?

– Кем работал?

– Как он жил последние годы?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

 Проводит словарную работу.

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Хатка – жилище бобра и некоторых других водяных животных, сделанное из сучьев или стеблей тростника, осоки и т. п., скрепленных илом.

Штукатур – тот, кто занимается штукатурением стен, потолков и т. п.

Ходко (разг.) – легко и быстро.

Кладовая – помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья и т. п. Место хранения корма, запасов на зиму (в дупле, норе и т. п.) у животных.

Охапка – количество чего-либо, которое можно взять, унести, обхватив руками, рукой.

Мигом – очень быстро.

Выдра – крупный зверь с вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. Длина тела – 55–95 см, хвоста – 26–55 см, масса – 6–10 кг. Лапы короткие, с плавательными перепонками. Хвост мускулистый, непушистый. Окраска меха: сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. Остевые волосы грубые, но подпушь очень густая и нежная. Строение ее тела приспособлено для плавания под водой: плоская голова, короткие лапы, длинный хвост и ненамокающий мех.

Волей-неволей – несмотря на нежелание, вынужденно.

Долговязый (разг.) – очень высокий, худой и нескладный (о человеке).

Плотина – гидротехническое сооружение, перегораживающее водоток или водоем для подъема уровня воды.

– Что означают выражения: «золотой лист», «долговязые журавлята», «хороших тумаков надавал», «как пуля вылетел из воды»?

Работают с толковым слов

– Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.

«Мать угостила меня чаем с молоком».

– Научился вставать рано, до солнца

Осуществляют поиск информации из различных источников, анализ произведения, контроль по результату. Строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Принимают и сохраняют учебные задачи

2. Первичное чтение произведения

Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, так как животные разговаривают, путешествуют.).

– Какая эта сказка? (Авторская.)

– Изобразите схему сказки. Вы должны выбрать нужные элементы (см. ресурсный материал).

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– О ком это произведение?

– В какое время года появились зайчата?

– Почему зайчат, родившихся в эту пору, называют листопадничками? Кто их так называет?

– Где живут зайцы?

– Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?

– Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат? Почему?

– Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?

– О жизни каких еще животных осенью мы узнаем из этого рассказа?

– Какие еще птицы улетают на юг? Почему?

– Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

– Как животные готовятся к зиме?

– Как бобры строили свою плотину?

– Как бобры спасали Листопадничка?

– Как вы считаете, «Листопадничек» – это сказка или рассказ?

– Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек». (Лиса, слон, осел, антилопа.)

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос учителя, определяют жанр произведения.

Аргументируют свою точку зрения.

VI. Повторное чтение

Чтение по ролям

Самостоятель-ная работа

Тестирование

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Прочитаем рассказ еще раз и подумаем: могло так быть на самом деле? Почему?

– Это рассказ или сказка? Докажите. (Это сказка, потому что герои-животные разговаривают, путешествуют.)

– Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

– Как улетали журавли?

– Как вели себя другие звери?

– Кого встретил зайчонок во время путешествия?

– Как провел зайчонок зиму?

– Почему зайчонок остался в хатке бобров?

– Чем похожи бобр и зайчик? Чем отличаются?

Какие качества вы бы хотели взять у главных героев произведения?

– Каким вы увидели зайчонка? Какими качествами мы можем наделить маленького зайчика?

– Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор:

•  мечтатель, фантазер (мечтает улететь в теплые края);

•  непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

•  любознательный (задает вопросы бобрам);

•  терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

•  добрый (помогал нянчить бобрят);

•  заботливый (кормит бобрят);

•  смелый (научился плавать);

•  любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев,
живя в хатке у бобров).

– Дайте характеристику бобрам, обосновывая свой выбор:

•  трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом

пришлепывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

•   запасливые (готовят корм на зиму);

•  гостеприимные (приютили зайца);

•  заботливые (волнуются за бобрят);

•  смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);        

•  чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.

– Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

•  Много спать – дела не знать.

•  Дома и стены помогают.

•  Всякий кулик свое болото хвалит.

•  Чужая сторона – дремучий бор.

•  В гостях хорошо, а дома лучше!

•  Друзья познаются в беде.

– Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чем вас заставила задуматься сказка?

– Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка?

– Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову «храбрый».

– А как вы понимаете слово «отчаянный»?

– Найдите и зачитайте, как Листопадничек ушел из дома.

Найдите и зачитайте, как жилось зайчику у бобров.

Найдите и зачитайте, как произошла встреча Листопадничка с матерью?

– Что наблюдали маленькие зайчата вокруг себя?

– Что вызывало тревогу и слезы зайчат?

– Как их успокаивала мама?

– Какое желание не давало покоя одному из зайчат и на какой поступок оно его толкнуло?

– Какой можно сделать вывод?

– Какую пословицу вы можете подобрать к этой сказке?

•  На чужой стороне и весна не красна.

•  На чужой сторонушке рад своей воронушке.

– Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа?

– Найдите отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Прочитайте его. Во время чтения отметьте карандашом всех действующих лиц.

Назовите действующих лиц этого отрывка. Давайте прочитаем его по ролям.

– Разгадайте кроссворд (см. ресурсный материал).

Ключевое слово: листопадничек.

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос.

– Опишите Листопадничка. Каким он был? Выберите слова, дополните своими

Проводит тестирование.

– Выберите правильный ответ (см. ресурсный материал)

Выполняют задание

в рабочих тетрадях.

Отвечают на вопрос

Владеют навыками выразительного чтения. Понимают на слух ответы обуча-ющихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания.

формулируют и аргументируют свою точку зрения. Осуществляют логические действия. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Планируют, контролируют и оценивают свое действие

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

•  Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину.

•  Подготовить пересказ от лица Листопадничка.

•  Придумать свою версию того, как зайчик провел зиму.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск их решения

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что означает слово «листопадничек»?

– Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? Продолжите предложения:

Мне понравилось…

Мне показалось интересным…

Я восхищаюсь…

Если бы я был художником, то…

Если бы я был автором, то…

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– А теперь оцените свою работу, настроение. У вас на столах лежат изображения зайчиков, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика. 

– Мне понравилось с вами общаться, и думаю, наш урок пойдет вам на пользу. В заключение мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова: «Читайте, дорогие ребята

и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания

в повседневных заботах. И пусть чтение книг И. С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности. Формулируют ответы на вопросы учителя

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О И. С. СОКОЛОВЕ-МИКИТОВЕ

И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях – зверях и птицах российских лесов.

Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.

СХЕМА СКАЗКИ


КРОССВОРД

1

1. Перелетные птицы. (Журавли.)

2. Животные, залегающие на зиму в спячку. (Ежи.)

3. Время года, когда рождаются листопаднички. (Осень.)

4. Место, где у Зайчихи в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» родились зайчата. (Болото.)

5. Грызуны с ценным мехом, живущие по лесным рекам. (Бобры.)

6. Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъема уровня воды. (Плотина.)

7. Жилище бобров. (Хатка.)

8. Враг бобров. (Выдра.)

9. Что было в зубах у врага бобров в рассказе И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»? (Рыбина.)

10. Растение, веточками которого питаются бобры. (Ива.)

11. Листопадничек – это… (зайчонок).

12. Лакомство зайцев. (Репка.)

13. Произведение И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» – это… (сказка).

4

9

11

2

8

3

5

7

12

13

6

10

ТЕСТ

1. Кто научил зайчонка плавать и нырять?

    а) Мать-зайчиха;

    б) седой Бобр;

    в) выдра.

2. Как называется в хатке бобров место хранения корма?

    а) Кладовая;

    б) плотина;

    в) нора.

3. У старой зайчихи на болоте родились…

    а) Три маленьких зайчонка;

    б) два маленьких зайчонка;

    в) четыре маленьких зайчонка.

4. Этот незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.

    а) Жадная росомаха;

    б) разбойница-выдра;

    в) злая рысь.

5. Как называют охотники зайчат, родившихся осенью?

    а) Беляками;

    б) русаками;

    в) листопадничками.

6. Зачем убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок?

    а) Чтобы поиграть в лесу;

    б) искать журавлиные теплые страны;

    в) ходить по плотине.

7. Для кого стал нянькой маленький зайчонок?

    а) Для долговязых журавлят;

    б) маленьких зайчат;

    в) пушистых бобряток.

8. Какие звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок?

    а) Бобры;

    б) лисицы;

    в) выдры.

9. А вода все выше и выше. Подмочила зайчонку…

    а) Лапки;

    б) хвостик;

    в) ушки.

10. Выход из бобровой хатки один – …

    а) Под водою;

    б) на болоте;

    в) в уголке на сене.

11. Бобровое кушанье – это…

    а) Репка;

    б) рыбина;

    в) ивовая и осиновая кора.

12. Сколько в бобровой хатке этажей?

    а) Два;

    б) три;

    в) четыре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...