Урок литературного чтения О.Уайльд "Мальчик-звезда" сказка
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Батурина Ольга Александровна

Урок литературного чтения по сказке О.Уайльда не только познакомит детей с творчеством писателя, но на примере героя художественного произведения поможет понять в чем заключена истинная красота человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

СКАЗКА ОСКАРА УАЙЛЬДА

«МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА»

ОБОРУДОВАНИЕ: Портрет писателя, рисунки учащихся к сказке,

выставка книг.

Эпиграф к уроку:

Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри.

                       Джеймс Фенимор Купер

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

-знакомство с литературной сказкой

-обучение навыкам анализа художественного произведения

-выявление нравственных уроков

Развивающие:

-развитие речи, памяти, эмоционально-образного и аналитического мышления

Воспитательные:

-показать на примере героя художественного произведения, что красота человека заключена в его внутреннем мире

                                            ХОД УРОКА

I. Вызов

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку и как вы его понимаете?

- О чем будем говорить на уроке и какие вопросы  вы могли бы предложить для обсуждения по этой теме?

(Н-р: В чем истинная красота человека?

-Какие внутренние качества человека красивы?

-Может ли красивый человек быть жестоким?

-Может ли человек измениться к лучшему?)

-Ответы на эти вопросы постараемся найти в сказке английского писателя оскара Уайльда «Мальчик-звезда». Но прежде я бы хотела вам сказать несколько слов об авторе.

Оскар Уайльд родился 16.10.1854 г. в Дублине. Отец-хирург, филантроп- организовал бесплатные медицинские пункты в городе, обслуживающие бедняков. Мать- поэтесса. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, владел в совершенстве несколькими иностранными языками. Закончил Королевскую школу с золотой медалью и Оксфордский университет. Во время учёбы совершил путешествие в Италию и Грецию. После окончания учёбы занялся журналистикой, писал стихи, читал лекции. В Лондоне О.Уайльда знали все. Он был желанным гостем в любом салоне. Уайльд был образован, умен, остроумен. Умел вести беседу, и, вдобавок, был законодателем мод.

У Уайльда было два сына, для которых он написал два сборника сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик». В последний сборник и входит сказка, которую мы с вами сегодня будем изучать.

II. Осмысление содержания


-Какое лексическое значение имеет слово «звезда»?

(Небесное тело; знаменитость- человек с выдающимися способностями. Звезда - это нечто прекрасное, притягивающее, холодное и далекое).

- Что могло обозначать название «Мальчик-звезда»?

-Почему Мальчика в детстве назвали Звездой?

(Думали, что он упал со звезды)

-Вспомним, как он попал к людям?

(Дети рассказывают, как лесорубы зимой в лесу находят ребенка).

- Найдите в тексте и прочитайте как собираются поступить Лесорубы?  

-Почему один из лесорубов взял ребенка, хотя сам был беден?

(«Нельзя совершить такое зло оставить дитя замерзать»).

-Как этот поступок характеризует героя?

(Поступок говорит о том, что он добрый, сердечный человек).

-Как жена Лесоруба восприняла его решение?

 (Она огорчилась и не хотела брать ребенка. «разве у нас нет собственных детей»).

-Почему в доме появился ветер?

- Как вы понимаете выражение «каменное сердце»?

(Жестокое, злое. Недаром про людей с такими сердцами говорят, что они бессердечные).

-Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества они проявили?

(Они оставили ребенка у себя и проявили мудрость, доброту. Жена почувствовала, если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдет счастье).

-Итак, Мальчик стал жить в семье Лесоруба.

Что его отличало от всех людей в поселке? (Красота)

- Прочитайте, как выглядел мальчик.

-Почему автор сравнивает красоту мальчика с цветами?

(Значение цветов: роза-любовь, фиалка –нежность, доброта, нарцисс- себялюбие, гордость)

- «Но красота его принесла ему только зло»,- почему так говорит автор?

(Он вырос жестоким и бессердечным. Отвратительные поступки: он швырял камнями в бедняков, увечных; издевался над животными, помыкал своими сверстниками).

- А как к нему относятся сверстники?

(Они подражали ему и стали такими же жестокими).

- Вот видите, как притягательна красота, как тянутся к ней люди, дети. Они восхищаются своим кумиром. А вам он нравится? Почему?

- А как вы думаете, он кого-нибудь любил?

(Он был «точно околдован своей красотой»).

Легенда о Нарциссе

-Рассмотрим иллюстрации, где юные художники изобразили мальчика-звезду, любующегося своим отражением.

-Прочитайте момент встречи мальчика и нищенки, которая окажется его матерью.

(Выборочное чтение)

- Почему мальчик ведет себя так, отвергает любовь своей матери?

(Ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется матери-нищенки).

-Что означает выражение «он наглухо затворил свое сердце?»

(Ничего не хочет слышать и знать об этой нищенке-матери, т. к. он считает, что его матерью была Звезда).

- После этой встречи мальчик теряет свою красоту. Как вы думаете, из-за чего это произошло?

(Это наказание за поступки)

-Как теперь стали относиться к нему его сверстники, люди?

(Они поступали так же, как и он раньше (дети дразнили его и бросали в него камнями, крестьяне не позволяли ему даже спать в амбаре, боясь, что от него может сесть плесень на зерно)

- Почему животные отказываются ему помогать?

(Потому что он обижал их: кроту выколол глаза, коноплянке подрезал крылья ради забавы, убил мать белочки).

- Для чего герой отправляется в путь?

(Чтобы найти свою мать и вымолить у нее прощение).

- В поисках своей матери он бродил по свету три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать настроение, чувства человека в разные моменты жизни. Закройте глаза и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка.

(Звучит тихая мелодия Бетховена).

- А теперь поделимся своими впечатлениями. Что вы слышали и увидели?

(Ответы детей)

- Что изменилось за эти годы в характере мальчика?

(Он стал добрым, сердечным, отзывчивым, щедрым).

- Дальше сказка становится похожей на народные волшебные сказки. Докажите это.

  • Герой отправляется в путь, он проходит три испытания;
  • Ему попадается волшебник;
  • Он попадает в чужой мир (волшебный сад, лес);
  • У него появляется помощник (заяц);
  • Он совершает доброе дело;
  • Герой вознаграждается.

- Сказка напоминает притчу - поучительную историю. Если в народной сказке героя ждет в конце в качестве награды богатство, красивая жена, то в сказке-притче важнейшей наградой становится перерождение, изменение духовное.

- В этой сказке, когда наступает этот момент, прочитайте.

 (Момент прощения героя матерью и отцом).

-Чем его вернувшаяся красота отличается от прежней?

(В его глазах появилось что-то новое - мягкое, сердечное, страдания сделали его добрее, он изменился внутренне, изменилась его душа).

-Что говорит о его внутренней красоте?

(Стал помогать животным и птицам; откликаться на чужую беду, проявлять сердечность к окружающим).

-Вернёмся к эпиграфу урока, стало вам теперь понятнее это высказывание?

-Помогла ли сказка ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

- В чём же заключается истинная красота человека?

(Истинная красота человека в его душе, что человек красив не внешними, а внутренними качествами. Доброта, милосердие, прекрасные поступки, отзывчивое сердце- это и делает человека красивым).

- Хочу пожелать вам, чтобы ваши сердца никогда не стали каменными, и чтобы вы были красивы внутренне.

III. Рефлексия

  1. В завершении урока я предлагаю послушать композицию Шуберта «Аве Мария» и поразмышлять над тем, какие качества им бы хотелось преодолеть в себе, а какие – приобрести в результате работы над собой.
  2. Написать синквейн: Звезда, Доброта, Счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...