конспект урока литературного чтения на тему "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою». (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Никитина Любовь Олеговна

Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».

Цели урока. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»;познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева; Формировать  умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_no66.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

10.01.2020                            Литературное чтение    Урок №66      2-Б

                                                                Учитель: НИКИТИНА Л.О.
Тема: Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою».

Цели урока. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»;познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева; Формировать  умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте; показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста; навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания  Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей, привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева; воспитывать  чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,утвердить значимость и ценность каждого слова;передать красоту и музыкальность поэтической речи;пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, рабочая тетрадь, портрет писателя, выставка книг

Ход урока

  1. Мотивация

Закроем глаза и шёпотом произнесём: зима…

Какое чувство возникло?

Вы видели, как идёт снег?

- Расскажите, какие снежинки вы видели ( ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие)

- С чем можно их сравнить, белые, как… (сахар, молоко)

- Лёгкие, будто… ( пух, пушинки)

- Ажурные, словно…( кружева, звёздочки)

-Что же делают эти лёгкие снежинки? (летают, падают, кружатся, ложатся).

- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или танцуют, грустят, плачут?

Если хотим наделить их свойствами живых существ.

II.Актуализация знаний.

1.Речевая разминка.

Работа с чистоговорками.

Ок – ок - ок- падает снежок.

Ип- ип- ип- слышу снега скрип.

Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание.

2. БЕСЕДА:

-Какое это время года по календарю?

-Подчинилась ли природа календарю?

-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?

-Чем вам нравится зима?

-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).

-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?

-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)

- Какое произведение читали дома? Кто его написал?

-Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

- Чьё чтение вам хотелось бы послушать?

Чтение наизусть.

- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?

- Какие бы советы дали остальным ребятам?

- Какой отметкой оцените их чтение?

- Почему так?

IV .Самоопределение к деятельности.

 Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Красив, загадочен зимний лес. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к этой теме. Одним из них является Федор Иванович Тютчев.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) был богато одаренным с раннего детства, как сегодня сказали бы, вундеркиндом. Первое стихотворение он опубликовал в 14 лет, а в 15 лет он уже студент Московского университета. Провел много лет за границей. У Тютчева много стихотворений о природе. Через обращение к природе поэт часто показывает сложный мир человеческих переживаний.

1. Чтение учителем стихотворения

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

Понравилось вам стихотворение?

Что напоминает это стихотворение? (сказку)

- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием.

2. Чтение детьми:

*шёпотом

*в парах друг другу

Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

3.Словарная работа.

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

Чары - волшебство.

Ослепительная краса (красивая, блестящая)

Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

Мещет – мечет - от слова метать.

4.Чтение стихотворения  вслух. 

- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?

  • Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).
  • Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?
  • А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)
  • Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)

Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).

-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?

- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

Анализ стихотворения.

- О чём это стихотворение?

-Какие картины вы себе представляете после чтения стихотворения?

- Почему Зиму поэт называет чародейкою?

- Какое волшебство, колдовство она совершила?

- Почему Зима с большой буквы?

- Почему Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа? Найдите примеры.

-В каком состоянии находится зимний лес? В каких словах показаны неподвижность леса, состояние покоя?

- Почему такое состояние Тютчев характеризует словами «не мертвец и не живой»?

- Что относится к слову мертвец, а что к слову – живой?

- Укажите «волшебные» слова. Зачем эти слова необходимы о зимнем лесе?

- Какой волшебный сон снится лесу?

- Что такое «чудная жизнь»?

- Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?

-Почему Тютчев назвал это ослепительной красой?

- Вам хотелось бы совершить прогулку в такой лес, какой нарисовал нам поэт Тютчев?

VI. Физминутка.

VII. Продолжение работы по теме урока.

- Подумайте, отличаются ли их рассказы?

- Что вы видите в них общего?

Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.

- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Какое чтение считается выразительным?

Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.

-Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.

После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?

Вывод: Тютчев сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты.  нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.

VIII.Рефлексия.

Пришло время оценить свой труд.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Чему можете научить своих одноклассников?

- От чего испытали радость?

- Что огорчило?

- А в целом, с каким настроением работали?

 IX. Итог

Какое стихотворение мы  читали на уроке?

Кто его автор?

Соедини стрелками слова из первого столбика с эпитетами, использованными поэтом.

бахрома             снежная

сон                    неподвижная

чудная

немая

жизнь                   волшебный

краса                    лёгкая

пуховая

цепь                      ослепительная

Д.З.:выучить стих наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"

План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....

План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: "Волшебная красота русской зимы"

Конспект урока по теме: "Волшебная красота русской зимы" Стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима – аукает…», «Пороша»....

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Конспект урока литературного чтения: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»( УМК " Школа России" , 2класс)

Тема: «Поговорим о самом главном. С. Васильев «Белая береза»»Цель деятельности учителя:  ознакомление учащихся с жизнью и творчеством С. Васильева, со стихотворением &laqu...

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Ф. Тютчев"Чародейкою зимою...""

Конспет урока литературного чтения 3 класс по ОС "Планета знаний" по теме: "Ф.Тютчев "чародейкою зимою""...