Конкурсное испытание-"Методический семинар"
методическая разработка по чтению (3 класс)

Храмова Наталья Петровна

В данной разработке проанализированы методы по развитию речи учащихся началных классов.Наиболее успешно позвляющие вести работу по развитию речи в малокомплектной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Развитие речи  младших школьников   в начальной школе»

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса».
И.С. Тургенев

Человек приобрёл речь  с эволюцией. Речь  дает человеку  общаться  и передавать свои мысли. С помощью речи  мы усваиваем язык, развиваем  свой интеллект.  Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

 На протяжении 32 лет я, учитель начальных классов, занимаюсь изучением и разработкой видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов. Определила следующие требования к речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.  Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Большинство направлений работы по развитию речи можно успешно проводить на самых разных уроках и во внеурочной деятельности тоже. Но главные - это, конечно же, уроки русского языка и литературного чтения. Ежегодно возникает необходимость исправления речевого развития у детей, пришедших для обучения;

1. Воспитание звуковой культуры речи

2. Уточнение словарного запаса.

3. Выявление уровня сформированности фразовой

речи.

4. Совершенствование речевого общения.  Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности детей.

– Обязательное введение новых слов и лексическое их значение;

– Введение в урок пословиц и поговорок, крылатых фраз и выражений, потешек, стихов.

– организация диалога, т. к. монологическая речь формируется на основе речевого общения.

– проведение дидактических игр.

Каждый ребенок приходит в школу  с элементарными навыками речи. Какую же задачу ставит перед собой педагог, говоря о "развитии речи". И здесь на первое место выходит развитие умения слушать, определять коммуникативную задачу (чего я хочу добиться), осознавать свою речь, делать ее произвольной и уметь адекватно подбирать языковые или речевые средства для достижения поставленных целей.                                                                                                             Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Упражнения, которые способствуют развитию речи, проводятся мною на разных уроках. Постепенно усложняются по мере перехода учеников в следующий класс. Я считаю, что выработанные в начальной школе умения и навыки являются основой для успешного развития речи учеников в  средних и старших классах. Расширение словарного запаса осуществляется на протяжении всей жизни человека, но необходимость обогащения словаря особенно остро ощущается в 1–4классах.

  Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Современный период развития методики характеризуется обостренным интересам к языку, как средству приобщения к национальной культуре. Такое изучение языка формирует знания о реалиях быта, обычаях и традициях народа, нравственно-этических ценностей, искусстве, то есть развивает культуроведческую компетенцию. В федеральном стандарте для начальной школы говорится о лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциях.

Лингвистическая компетенция включает в себя знания основ науки о языке, сведений о фонеме, морфеме, словосочетании, предложении и т. д., представлений о том, что в языке изменяется, какие аспекты в нем наиболее актуальны.

Языковая компетенция дает освоение системы языка (звуковых, предложно-падежных, видовременных, определительных, обстоятельственных и других отношений).

Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, обстановке общения.                                                                                      Компонентами коммуникативной ситуации, определяющими выбор лексических и грамматических средств, являются:

–  взаимоотношения (официальные/ неофициальные);                                                                      –  социальные роли собеседников.                                                                                                 Характер речевого общения зависит:                                                                                                          –  от статуса говорящих (ученик, учитель, студент, их возраст, пол, интересы и т. д.);                        

 –  от места общения (на уроке, на перемене, в дружеской беседе и т. д.);                               –  от цели и направления говорящего.

Вместе с тем мы понимаем, что будущее стоит за инициативными, предприимчивыми, коммуникабельными, профессионально мобильными, грамотно и чётко излагающими свои мысли специалистами. Поэтому современная школа является важнейшим звеном в деле повышения речевой культуры учащихся.

 Сегодня ФГОС НОО  определяет  подход системно-деятельный в обучении  школьника, предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий. Современные стандарты  требуют развитие  как устной, так и письменной  речи. Каждый ученик формирует в процессе обучения    уважительное отношение к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.                                                                                                                                                                                                            Метапредметные результаты должны отражать овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

 УУД ложатся в основу умения учиться. Овладение же УУД предполагает проведение всё той же серьёзной работы по развитию всех видов, форм и сторон речи обучающихся.

В итоге выпускник получит возможность научиться:

  1. различать виды пересказа
  2. Делить текст на смысловые части и составлять простой план, по нему рассказывать произведение
  3. определять тему. Объяснять развитие событий в тексте. Находить главную мысль произведения и соотносить её с заглавием
  4. описывать героев (их поступки, характер), своё отношение к прочитанному.
  5. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  6. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров;
  7.  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

 Выделяется четыре основных вида речевой деятельности:

  • чтение и аудирование (слушание); они объединяются под названием рецептивных видов речевой деятельности и связаны с восприятием чужой речи на слух, либо зрительно;
  • устная речь и письмо (эти два вида речевой деятельности обычно называются продуктивными и связаны с созданием собственного высказывания в устной или письменной форме(письменная речь)).

С целью активизации словарного запаса детей можно использовать целый ряд различных упражнений:

 При работе со словами мною применяются такие приёмы, как демонстрация предмета, рисунки, показ действий, введение слова в предложение; раскрытие значения слова при помощи толкования; подбор одно- коренных слов; отгадывание загадок; составление предложения с данными словами; подбор к словам, которые обозначают предметы, однокоренных со значением действия или приметы предмета (праздник, праздновать,праздничный) и другие.

1.Вот, например, работа со словом яблоко.

1. Отгадывание загадок. (Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки).

2. Показ рисунка с изображением яблока.

3. Введение слова в предложение (В саду поспели сладкие яблоки).

4. Подбор словосочетаний (яблочный вкус, яблочное варенье и т. д.)

5. Характеристика слова яблоко по его приметах (яблоко какое? румяное, сладкое, кислое, зелёное, спелое и т. д.)                                                                                                                                                                 6. Когда так говорят? (Яблоку негде упасть.)

2. Путём раскрытия значения неизвестного слова, но и с помощью проникновения в смысловые секреты неизвестного. Читаем предложение ≪Звенит песня жаворонка≫.

Спрашиваю у детей: почему ≪звенит≫? Как можно сказать иначе?

3. При чтении текстов на уроке я стараюсь не пропускать ни одного случая, который даёт возможность попрактиковаться в подборе синонимов и антонимов.

4. Очень важно уметь правильно в логических и грамматических отношениях строить предложение. Особое место я отвожу составлению предложений по рисунку, опорным словам, вопросам.

5. В развитии речи младших школьников важную роль играет изложение. Оно обогащает словарный запас, развивает навык самостоятельной передачи мысли.

6. Почётное место в работе по развитию речи занимают сочинения. В своей работе я использую следующие виды сочинений:

1. Сочинение по   рисунку.

2. Сочинение по картинке.

3. Сочинение по рисунку (описание предмета).

4. Сочинение на основе прочитанного произведения.                                                             Сочинение на основе собственных наблюдений.  “Урок русского языка - это, прежде всего урок развития речи и мышления учащихся”. Наиболее эффективными являются такие формы работ по развитию речи и активизации мышления как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение.  

Творческое списывание прежде всего должно быть осознанным, т.е. когда учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.

7.Применяю современные технологии как кластер.

8.Аллитерация понятия — на каждую букву слова дети придумывают слова, подбирают высказывания, которые связаны с этим словом.

Примеры аллитерации понятий:

 ДЯТЕЛ

Дятел, дупло, долбит; яркий, яйца; трудяга, терпеливо; еда; лечит, лакомство.

                                                                                                                                                                 9. Метод «Кубирования» — позволяет рассматривать предмет с разных сторон (опиши, сравни, установи ассоциации, проанализуй, как использовать).

Невозможно совершенно отдельно и бессвязно "работать над чтением" или "письмом", как и над устной речью и аудированием. В голове ученика они неразрывны и все равно  

Не вызывает сомнений тот факт, что полноценное обучение видам речевой деятельности - главное условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области.

 Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения.

10. Мультимедийные технологии могут быть использованы:

  1. Для обозначения темы
  2. Как сопровождение объяснения учителя
  3. Как информационно-обучающее пособие
  4. Для контроля знаний
  5. Для организации проектной деятельности младших школьников.

 Использование  компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи

11.  При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения.

 12. Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к чёткой логике, обогащает их словарный запас, учит выделять основные свойства, признаки предметов, воспитывает любовь к русской словесности, народному творчеству.

13. Дидактические игры представляют собой богатый материал для развития творческой фантазии, образного мышления, смекалки, речи.

Например, на доске запись: ≪Случай в лесу≫.

В лесу мальчики увидели старое дерево с дуплом.

Интересно, кто там живёт? Миша кинул в дупло палку.

Вдруг…

Сначала ученики отвечают на вопросы:

— Кто живёт в дупле?

— Что могло случиться с мальчиками в лесу?

Затем предлагаю детям рассказать свои варианты происшествия, если желающих нет, то первый рассказ  мой, далее высказываются ученики.

Учащимся начальных классов в большей степени свойственно наглядно-образное мышление. Для формирования понятий им необходима хотя бы малая степень абстракции, а в схемах она присутствует в значительной мере, что способствует развитию логического мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется способность мыслить символически, а она приходит не сама по себе, ее нужно развивать.

 Вывод: применение данных  технологий позволяет продуктивно формировать у младшего школьника такие УУД как умение аргументировать свое мнение; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, способствует развитию речи учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсное задание «Методический семинар»

Проектная деятельность младших школьников как способ познания мира, возможности творческого самовыражения.Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деят...

Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г

Презентация и пояснительная записка к  конкурсному испытанию  "Методический семинар "  и  эссе  на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкур...

Конкурсное испытание "Методический семинар"

Конкурсное испытание "Методический семинар"...

Конкурсное испытание "Методический семинар". Презентация

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Современный период развития методи...

Конкурсное испытание "Методический семинар" конкурс "Учитель года России"

Материалы для конкурсного испытания "Методический семинар" конкурс "Учитель года России" 2020 год.Представлена презентация на тему "Социальное партнёрство семьи и школы средст...

Конкурсное испытание "Методическая мастерская" в муниципальном конкурсе "Учитель года - 2022".

Демонстрация методической компетентности и собственного опыта в вопросах обучения и воспитания. Компьютерная презентация с пояснительной запиской, представляющая собой эффективные методические практик...

пояснительная записка к первому конкурсному испытанию методическая мастерская на "Учитель года-2022"

Пояснительная записка. тема работы: «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника средствами урочной и внеурочной деятельности»...