"Русский алфавит" (технологическая карта урока обучения грамоте, 1 класс)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Власова Светлана Анатольевна

Урок обучения грамоте по теме "Алфавит". Комплект "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit_2020.pptx1.71 МБ
Файл russkiy_alfavit_1_klass.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ « Румянцевская СОШ» Русский алфавит Учитель: Власова С.А.

Слайд 3

г ород Читайград

Слайд 5

Тема урока

Слайд 6

Русский алфавит

Слайд 7

Место рождения Древняя Греция альфа +вита = алфавит Древняя Русь аз + буки = азбука

Слайд 8

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки

Слайд 9

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

Слайд 10

Важные сведения алфавита В алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И мена в телефонной книжке в алфавитном порядке .



Предварительный просмотр:

"Русский алфавит"

 (технологическая карта урока обучения грамоте,  1 класс)

Подготовила: учитель начальных классов

Власова С.А.

2019 г

ФИО

Власова С.А.

УМК, автор

«Школа России», Горецкий  В.Г.

Класс

1 класс

Тема урока

"Русский алфавит"

Педагогическая цель урока:

Познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей; развивать умение пользоваться алфавитом.

Целевые установки (планируемые результаты):

Личностные результаты:

Иметь представление о своей этнической принадлежности, проявляют уважение к родному языку.

Адекватная мотивация: умение работать в команде, личная ответственность за свои поступки 

Предметные результаты:

 Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Получат возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке

Метапредметные  (УУД):

Регулятивные:  формулировать и удерживать  учебную  задачу, составлять план и последовательность действий, оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные:  классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании справочниками, словарями , использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита, осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Образовательные ресурсы:

У учителя:

- вербальные: учебник « Азбука» для 1 класса,  часть 2-я., карточки с буквами

-аудиовизуальные:

презентация «  Русский алфавит»

электронное приложение к учебнику

интернет- ресурсы (физминутки)

-вспомогательные: компьютер, экран,  документ-камера

У учащихся:

- вербальные: учебник, часть 2; тетрадь

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

  1. Мотивация и целеполагание

 Цель:

Организовать учащихся и настроить на работу.  

Здравствуйте, ребята!

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Сели правильно, напоминание на доске.

 (На доске памятка правильной посадки ученика)

Открываем тетради и записываем число и «классная работа»

В какой волшебный город мы с вами путешествуем, чтобы изучать звуки и буквы?

Кто хочет отправиться сейчас в этот город?

Отвечают на вопросы.

Садятся правильно 

Слайд №2

Читайград  

Слайд №3

  1. Актуализация знаний и умений

Цель:

Повторить знания и умения, необходимые для освоения нового содержания.

Игра «Оденься звуковичком»

Вот мы и в нашем волшебном городе.

Покажите нам всем, как одеты в этом городе звуки:

[ ы], [щ’],  [ ц], [ ж ],  [ э] , [й’]

Спасибо. А разбейтесь на 3 группы.

По какому признаку разбились?

Обозначьте звук буквой.

Молодцы!

Дети выходят к доске и надевают на себя одежду звуковичков: шапочки, галстуки (в зависимости от звука)

[щ’], [й’]- всегда мягкие

[ ц], [ ж ]- всегда твердые

 [ ы], [ э]- гласные

Чистописание

Давайте назовем и красиво пропишем  буквы согласных звуков по группам в тетради. Можем мы дополнить каждую группу другими буквами?

(Письмо 2 строчек в тетради)

Да:

Щщ  Йй   Чч

Цц  Жж Шш

Самоопределение к деятельности.

На доске написаны буквы. Прочитайте.

На какие две группы можно разделить буквы? 

Назовите согласные. 

Назовите гласные 

Соберите буквы в слово и узнаете тему нашего урока. 

 Правильно, тема нашего урока -  Алфавит .

На следующей строке запишите слово АЛФАВИТ

О чем сегодня на уроке мы будем говорить? Что нового узнаем?

Слайд №4  Л Ф А Т В А И

Гласные и согласные

Л Ф Т В

А И

АЛФАВИТ

Слайд №5

Выявляют тему урока и его цель.

  1. Освоение нового содержания и его применение

Цель:

Создать условия для формирования у учащихся знаний о согласных звуках [г], [г’], буквах Г, г

Знакомство со словами-синонимами алфавит-азбука.   

Что такое алфавит?

Сколько всего букв в русском языке? 

Сколько гласных букв? 

А сколько согласных? 

Сколько букв не обозначают звука? 

 Назовите эти буквы. 

Отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он ...

  • Кто знает, как образовалось это слово алфавит? 

Слово алфавит зародилось в Древней Греции:

 альфа +вита = алфавит

Как называется ваша первая учебная книга? 

 Попробуйте объяснить, почему её так назвали?

Слово азбука - в Древней Руси

 аз + буки=  азбука

Русское слово «Азбука» и греческое слово «Алфавит» – обозначают одно и тоже. Это слова синонимы.

После слова АЛФАВИТ запишите слово АЗБУКА

Что такое алфавит? 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

В алфавите каждая буква имеет своё место и название. 

А знаете ли, вы кто создал алфавит? 

Братья Кирилл и Мефодий были  создателями  славянской азбуки.

Славянскую (русскую) азбуку они составили более 1000лет назад. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры.

     На Российскую землю этот праздник пришёл недавно, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Физминутка интернет-ресурсы: капитан крабик «Разминка»

 https://www.youtube.com/watch?v=WHsuZgtaEPs

Списывания печатного текста

Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

Чтение стихотворения «Господин учитель Жук»

Откроем азбуку на стр.78.

Я прочитаю вам  стихотворение , а вы слушайте внимательно и ответьте после прочтения на вопрос : О чем говорится в стихотворении?

Назовите буквы, которые упоминались в стихотворении.

Каких букв не хватает?

Применение алфавита

Давайте подумаем, для чего нужен алфавит?  Обсудите в парах.

Подвести детей к вариантам ответа:

-электронный журнал;

- словари;

-библиотека;

-больница и т.д.

Значит все люди должны знать алфавит наизусть.

Давайте отдохнем и попытаемся выучить алфавит.

Физминутка интернет-ресурсы: «Паровозик Чух-Чух алфавит» https://www.youtube.com/watch?v=-lJx822xBe0

Самостоятельная работа

На следующей строчке запишите имена ребят из нашего класса в алфавитном порядке. Записывать будем короткие имена.

Оцените работу соседа.( Одну работу  показать на доске через документ-камеру)

Слайд №6

Буквы, стоящие в определенном порядке

33

10

21

2

Ъ, Ь

Алфавит

Азбука

Слайд №7

Письмо в тетради

Алфавит- это буквы, расположенные в строго определённом порядке.

Слайд №8

Слайд №9

Дети слушают учителя и отвечают на вопрос.

Е, Й, Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю, Я

Работа в парах

Слайд № 10 

Алена, Арсений, Влада, Даша, Ева, Илья, Катя, Лиза, Максим, Миша, Надя, Никита, Нуцу, Степа.

  1. Выводы и обобщения

Цель:

Обобщить изученный материал и сформулировать вывод.

Закрепление пройденного материала

Вот и подходит к концу наш урок. Выполнили ли мы поставленные задачи? Что вам больше всего понравилось на уроке?

  •  Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кому ещё нужно немного потренироваться?

У кого возникли трудности, и в чем?

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

  1. Контроль и оценка достижений

 Цель:

Проверить знания учащихся, провести рефлексию.

Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей:

зеленый - у меня все получилось, я собой доволен;

 желтый- я хорошо работал, но есть над чем поработать;

красный- я не был активен на уроке, возникли трудности на уроке, над которыми надо поработать.

Слайд № 11

Оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами....