Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости», УМК "Школа России", 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Нехорошкина Мария Денисовна

Тип урока: “открытие” нового знания

 

Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 25.11.2022

Школа: МАОУ «СОШ №25»

Класс: 1-12

Урок: 3

Время: 9:40-10:15  Кабинет: 305

Студент: Нехорошкина Мария Денисовна

Группа: 44

Учитель: Чуйкова Наталья Валерьевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Сопоставление звуков [з] - [с] по звонкости - глухости»

Тип урока: “открытие” нового знания

Цель урока: формирование умения правильно обозначать звуки  [з] - [с] буквами.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки
  2. Формировать умение группировать звуки по заданному основанию

Предметные:

  1. Уметь различать парные звонкие и глухие согласные звуки
  2. Характеризовать данные звуки

Развивающие:

  1. Развивать устную речь посредством полных ответов на вопросы учителя
  2. Развивать умение понимать свои ошибки.

Личностные:

  1. Формировать положительное отношение к учебе через занимательный материал
  2. Формировать умения сотрудничать в процессе работы в парах

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки самостоятельной работы умения работать в парах

УМК:

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Денисовна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте

Давайте с вами проверим, какой ряд сядет тише всех.

-Сначала садится первый ряд очень тихо.

- Второй ряд пробует ещё тише

-А третий ряд сможет ещё тише?

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Давайте, проверим, у вас на партах должены лежать  азбука, пенал, тетрадь..  Все остальное уберите с парты в рюкзак.  

3. Создание эмоционального настроя.

- Надеюсь, наш урок пройдет интересно и продуктивно.

Желаю вам хорошей работы!

1.Приветствуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

3.Проверяют готовность к уроку.

УУКД:

настраивать  на урок, планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Учебная презентация

Слайд №1

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Организует речевую разминку

-Я предлагаю вам проговорить чистоговорки.

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

-Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке?

Произнесите звук [ з ]. Дайте характеристику звуку.

Су-су-су, су-су-су - Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са - Отгадайте, где оса.

Са-са-са, са-са-са - Укусила в нос оса.

-Какой звук повторялся в чистоговорке?

-Дайте характеристику звуку [ c]

-Прочитаем чистоговорку все вместе. А сейчас читают только мальчики, а сейчас только девочки.

Отличсно! Молодцы!

Догадайтесь, о каких звуках пойдёт речь на уроке.

Ребята, у нас есть интересное задание:

1.Проговаривают чистоговорки

Буквы “З” и “С”

Подчеркивают цифру.

УУКД:

Конструировать утверждения, проверять их истинность.

УУПД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики.

Учебная презентация

Слайд №2

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: составление плана работы

Внешний контроль

1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися  названия раздела и темы урока.

- Кто уже догадался какая тема нашего урока? Давайте подумаем, чем мы будем заниматься, Что должны уметь и чему должны научиться на уроке?. На слайде у вас есть опорные слова:

Продолжим…

Будем учиться..

- Для того чтобы достичь поставленной цели мы должны с вами выполнить план изучения нового материала. Он у нас есть, но немного перепутался, давайте попробуем расставить пункты плана в правильном порядке.

Ребята, у меня есть для вас интересное задание:

Вам нужно отгадать загадки.

-Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

-По горам, по долам.

 Ходит шуба и кафтан.

-Если дождь припустится —

Как цветок распустится.

Если дождик перестанет —

Он сожмётся и завянет.

-Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

Напечатайте первые буквы отгадок в тетради:

Какое слово получилось?

Составьте схему этого слова на листочках.

-Откройте учебник на стр.94, сравните свою схему со схемой в учебнике.

-Почему над звуком «з» нарисован колокольчик?

-Скажите, пожалуйста, какую букву вы изучили на прошлом уроке?

-А если мы букву з заменим на «с», то, какое слово получится?

-Напечатайте это слово в тетрадях, зарисуйте схему.

Напечатайте это слово в тетради. Зарисуйте схему

-Почему мы не видим колокольчика над буквой с? Потому что глухой звук.

- Давайте подумаем, о каких звуках пойдет речь на уроке? Что вы о них знаете? (Парные согласные)

- Сколько у нас в русском языке парных согласных звуков? (шесть)

-Назовите их. (Б, ж, з, г, в, д)

1. Формулируют тему

- Тема урока: Звуки [з] - [с]

2. Формулируют цели

- Цель урока:

Продолжим работать со звуками

Будем учиться различать парные звонкие и глухие согласные звуки

3. Выполняют план урока

Книга

Овца

Зонт

Арбуз

Коза

Потому что он звонкий

С

Коса

УУПД:                    строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Учебная презентация

Слайд №6

Слайд №7

Раздаточный материал

Слайд №8

"Открытие" детьми нового знания

  (7-8 мин)

Применение усвоенного знания в новых условиях, на практике

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Внешний контроль

  1. Работа с учебником.

-Буквы, записанные на слайде  

Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики в модели слова

-Рассмотрите рисунок второй в учебнике. Что там изображено?

-Над какими буквами стоит колокольчик и почему? Какое слово получится, если заменить з и б на их парные с и п.?

-Давайте охарактеризуем каждый звук в схеме.

– Объясните, почему над буквой З стоит колокольчик? Закройте уши и тихо произнесите звуки [з] и [с].

-Когда произносим звук [з] что происходит в ушах?  

А когда произносим звук [с]

-Рассмотрим третий рисунок и схемы.

Работа с учебником

Учебник страница 64

Найдите слова, в которых есть буква с, а потом слова с буквой з.

1.Отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником.

Это парные согласные.

Зубы

На з и б

Супы

Звенит колокольчик

глухой звук, звучания нет

Ус, усы, осв, осы, сом, сомы,зонт, зонты, глаз глаза, стойка стойки

УУПД:  

Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУРД:

Согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации

УУКД:

Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

Учебная презентация

Слайд №9

Слайд №10

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

-Я вижу, что вы немного устали. Давайте встанем возле своих мест и  выполним упражнения.

- Молодцы! Садитесь на свои места.

1.Повторяют движения.

Выполняют упражнения за учителем

УУРД:

мобилизировать силы и энергию

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: тест

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.

Обратите внимание на экран. Послушайте задание, сейчас вы будете работать самостоятельно.

Выпишите слова, в которых буква с в середине, и где буква з в середине, поставьте колокольчики.

 -Разделите слова на слоги, проставьте ударение.

Давайте проверим:

Проверка по эталону

1.Выполняют самостоятельную работу.

 Усы, осы, оса, глаза)

УУПД:       Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУКД:  Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

УУРД:       Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины

Учебник

Слайд №12

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Ребята, сейчас мы с вами вместе решим кроссворд на странице 95

Нужно называть предметы

И из первых букв названий предметов собрать ключевое слово.

Ребята, кто это на первой картинке?

Как называется эта птица?

А на против страуса что

Какая первая буква у ключевого слова?

Дальше, вторая картинка?

А напротив него что?

Какое слово получилось?

-Ребята, сейчас мы с вами по цепочке будем читать рассказ  Виктора Голявкина « Как я помогал маме мыть пол»

- Что решил сделать герой рассказа?

-Чем он решил убрать воду, получилось ли у него?

-Как мама убрала всю воду? И что она сказала сыну?

1.Выполняют предложенные задания.

Страус

Сыр

С

Глобус

Лук

Слон

Помочь маме, помыть пол

Насосом, не получилось

Тряпкой, что он все равно ей помог.

УУПД:       Применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ

УУРД:       планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

УУКД:    Ориентироваться в алгоритмах: составлять по аналогии

Учебник

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Ребята, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

-Какая была тема урока?

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Что вызвало затруднения у вас на уроке?

-Какие звуки учились различать сегодня на уроке? С какими звуками и буквами работали на уроке? Что вам понравилось на уроке. Какой вывод для себя сделали?

2.Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив «Лесенку успеха».

- На ваших партах лежат карточки “Лесенка успеха”. Оцените свою работу на уроке и нарисуйте себя на соответствующей ступени.

-Мне все удалось

-Возникли трудности

-У меня ничего не получилось.

- Молодцы! На этом наш урок подходит к концу. До новых встреч!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема урока была «Звуки з -с»

- Цель урока:

Ответы детей

2. Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.

УУРД:        Оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Учебная презентация

Слайд №13

Раздаточный материал «лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].

Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с

Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока.  Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...

Технологическая карта урока: обучение грамоте.Тема урока: «Строчная и заглавная буквы И, и».

Класс: 1 классУМК "Перспектива".Тип урока: изучение  нового  материалаТема  урока: «Строчная и заглавная буквы И, и»....

Конспект проведения урока обучение грамоте. Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости»

Тема: «Сопоставление звуков [з] и [с] по звонкости-глухости».Тип урока: ОНЗЦель: создание условий для формирования умений сопоставлять звуки [з] и [с] по звонкости-глухости.Задачи:Образова...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"

Цель урока:  знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: «Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает» , УМК «Перспектива» (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления учащихся о звуках [х] ,[х’] и о букве, которая их обозначает.Задачи урокаДидактические:Научить отличатьзвук...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»

Тема урока «Звуки «р», «р’» и буква «Р»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования понятий о сог...