А.Н.Толстой "Кот сметанный рот"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Прямицына Алена Евгеньевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.n.tolstoy._kot_smetannyy_rot.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Студентка: Елькина А.Е.45 гр.

Конспект урока литературного чтения

Тема: Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?

(А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)

Цели деятельности учителя:

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Планируемые результаты:

-личностные: Учатся пользоваться элементарными приемами убеждения; проявляют терпимость к альтернативному мнению, не допускают агрессивного поведения, предлагают компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента;

-предметные: читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; учатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; осуществляют переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс Школа 2100, презентация.

Этап урока, методы и приемы

Время

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

Ребята, послушайте, какая тишина!

         Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Мотивационный

Словесный:

Слово учителя.

Словес: ответы на вопросы

9 мин.

Проверка домашнего задания.

Рассказы ребят о воображаемых героях.

– Легко ли фантазировать?

– Кому это лучше удаётся, внимательному человеку или безразличному, кто не замечает в окружающем ничего интересного?

– Можно ли А.Н. Толстого назвать внимательным писателем?

– К кому? (Он внимателен и к своим героям, и к читателям – об этом рассказал Б. Галанов.)

– А читателю обязательно быть внимательным?

Слушать рассказ учителя; отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Работа с текстом

Словес: слово учителя

Словес: ответы на вопросы

Практич: комментированное чтение

Словес:беседа по тексту

Практич: выборочное чтение

12 мин.

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

Творческое задание (задание III.2 в тетради, уроки 92–93).

– Послушайте два предложения из известной вам сказки А.Н. Толстого.

«От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился».

Вот какой рассказ по этим предложениям придумал один мальчик.

«Жила-была одна семья. Отец в ней был очень строгим и такие же установил порядки. Однажды к ним с утра пришли гости, и поэтому завтрак затянулся. Особенно плохо пришлось младшему сыну: он боялся пошевелиться, устал сидеть в одной позе и замёрз, по телу даже мурашки поползли. Да и еда была невкусная, каша какая-то. В общем, не завтрак, а мученье».

– Найдите ошибки в его рассказе: что он нашёл и «расшифровал» в тексте, а что принёс в текст из жизни?

– Как вы «расшифруете» эти предложения? (Приличное сидение – сидение в соответствии с правилами приличия. Герой явно не привык так сидеть, поэтому по телу у него ползли мурашки. Кто-то следил за его поведением, поэтому завтрак показался мучительным и долгим.)

– Кто узнал героя, не привыкшего правильно сидеть за столом и слушаться других? (Конечно, это Буратино.)

– Что значит быть внимательным читателем? (Не пропускать ничего в тексте и не придумывать того, чего в нём вообще нет.)

– Прокомментируйте название стихотворения А.Н. Толстого «Кот – сметанный рот» как внимательные читатели.

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения.

– Каким бы вы назвали это стихотворение?

– Кто на сей раз вышел победителем в поединке котов и мышей?

2) Подготовка к ролевому чтению стихотворения.

– Сколько голосов вы слышите в стихотворении? (Голос кота, мышей, автора. Причём голос героя не всегда отделён от голоса автора.

Например, «Кот, ты спишь?» – вопрос, наверняка заданный мышами.)

– Найдите границы голосов в тексте, обозначьте их.

– Какой кот в изображении А. Толстого? (Старый, беззубый, много спит и мечтает, глуповатый и т.д.)

– А мыши?

– Как в стихотворении переплетаются сон кота и явь?

3) Выразительное чтение стихотворения по ролям.

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– Понравились ли вам сказки и стихи А.Н. Толстого? Чем?

– В чём их необычность?

– Какие открытия о писателе А.Н. Толстом вы для себя сделали? Так удалось ли С.Я. Маршаку «превратить», а А.Н. Толстому – «превратиться» в детского писателя?

2) Творческое задание (задание III.3 в тетради).

– Прочитайте начало стихотворения и допишите недостающую строку.

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед,

..................................

(Кот сидит – сметаны нет.)

– Похож ли этот кот на кота из стихотворения А.Н. Толстого? Почему?

– Что общего между Базилио, котом – сметанным ртом и Василь Васильичем? (Все трое – коты, герои книг А.Н. Толстого.)

– Кому бы из них больше всего понравилась сказка «Фофка»? (Василь Васильичу, это кот из «Детства Никиты» – настоящий хищник, гроза мышей и птиц.)

Работать с текстом.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

(Это научно-популярный текст.)

Отвечать на вопросы

П: строят речевое высказывания

Р: Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника

Р: Оценивание и сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать свою точку зрения;

П: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К:Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Красный кружок

Синий кружок

Зеленый кружок

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - практикум. Сметание мусора на полу в определённое место

Составлена для обучающихся 3 класса с ТМНР АООП (вариант 2)Цели: закрепление и расширение умения и навыков регулярной уборки помещения.Задачи:Коррекционно –образовательные: - Обучать приёма...

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)

Конспект урока по литературному  чтению на тему: " Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя?  (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»)" для 4 к...