Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"
статья по чтению (4 класс)

Гайсина Айгуль Ирековна

Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования креативного мышления, способы и формы работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения.

Ключевые слова. Креативное мышление, иллюстративный материал, метод, форма, внеурочная деятельность, ФГОС НОО.

Всестороннее развитие ребенка играет немаловажную роль на уроках чтения. Постоянное приобщение детей к литературному чтению, делает их начитанными, восприимчивыми к окружающей действительности. Очень часто дети, открывая учебник, замечают иллюстративный материал, который предложен к определенному произведению и начинают перебирать образы, мысленно превращая их в персонажей рассказов, басен, стихотворений.

Следует отметить, что учитель начальных классов будет применять в своей практике методику использования иллюстраций. Такой урок будет соответствовать всем задачам образования и воспитания в рамках федерального образовательного стандарта начального общего образования. Несмотря на применение в обучении чтению младших школьников с иллюстративными материалами оно зачастую не считается единственным для организации чтения.

Особое место в развитии коммуникативных способностей и эстетического воспитания обучающихся занимает использование иллюстраций на уроках литературного чтения. В связи с этим необходимо применять как можно больше разных приёмов и способов при знакомстве с иллюстрацией.  Работа с иллюстративным материалом на уроке литературного чтения подтверждается ФГОС НОО.

Школьники усваивают понятия, законы и правила в процессе мыслительной деятельности, которая развивается и совершенствуется по мере обучения.

По функциям мышления выделяют:

- критическое;

- творческое мышление [2].

Конкретно рассмотрим творческое мышление.

Творческое мышление-это такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. 

Современные словари трактуют «креативность» как творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей; способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем, отклоняющимся от традиционных или принятых схем мышления и входящим в структуру одаренности в качестве независимого фактора. Креативность — термин, который сегодня у всех на устах. Можно сказать, что он стал новым «заветным словом эпохи», каковым в ХVIII и XIX вв. был «прогресс», а в XX в. — «творчество». Это понятие получило широкое распространение в различных областях современной культуры: в бизнесе, политике, науке, современном искусстве [1].

Новые современные ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В связи с этим приоритетным становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

1)становление личности младшего школьника;

2)раскрытие его индивидуальных возможностей [4].

Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, «результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Действительно, человек в любой, даже самый, казалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества. Вот почему так важно рассмотреть и развивать у каждого младшего школьника творческое мышление или  креативное [5].

Очень важно развивать творческую личность младшего школьника или по-другому креативную личность, можно через:

1)работу с иллюстрацией к тексту;

2) чтение и  иллюстрирование;

3) создание книжки-самоделки;

4) составление вопросов и тестов по тексту;

5) продолжение произведения (придумывание конца);

6) словотворчество;

7) конкурс чтецов;

8) кроссворды;

9) театрализацию [3].

Работа с иллюстрацией к тексту – это чтение любого произведения, где применяется приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагается сначала прочитать заглавие, рассмотреть иллюстрации, обратить внимание на жанр, структуру произведения, ключевые слова.  Обязательно обратить внимание на имя автора, необходимо  обучающимся  предположить содержание произведения [6].

Для организации учебной деятельности используют форму работы. Форма–это устойчивая завершенная  организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

В своём исследовании для выбора формы обучения мы предпочли провести для начала анкетирование «Любят ли читать современные младшие школьники книги?»

Базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа №3 с.Инзер Белорецкого района Республики Башкортостан.

В анкетирование участвовало 16 обучающихся 4 А класса, 10 девочек и 6 мальчиков.

Данное анкетирование состояло из 10 вопросов. Вопросы для выбора варианта готового ответа и вопросы для своего личного ответа.

проведённое анкетирование дало возможность понять, что многие ученики не любят читать, нет заинтересованности в обучении. Многим не хватает в книге иллюстраций в литературных произведений. Выявилось, что  в сказках А.С. Пушкина мало иллюстраций. В современном мире, дети вовлечены в компьютерный мир. Важно мотивировать младших школьников.

Поэтому была разработана программа по внеурочной деятельности по литературному чтению за 4 класс «Волшебный мир книг» на 14 часов в год. Главная цель программы: формировать потребность в систематическом чтение младшего школьника.

Данная программа состоит из планируемых результатов обучения, содержания программы , тематического планирования и календарно-тематического планирования.

Кружок посещали все 16 обучающихся. Детям очень понравился кружок тем, что каждый раз проводилась работа с иллюстрациями. Использовались разные способы работы. Каждому ученику давался отрывок из произведения А.С. Пушкина сказка «О рыбаке и рыбке». Необходимо было прочитать данный отрывок и договориться, кто за кем читает. Построить логику текста. Затем к каждому отрывку нарисовать свою иллюстрацию и задать вопрос данной иллюстрации. Работа проводила в парах. Такая же работа проводилась и с другими произведениями А.С.Пушкина. Немало важную роль занимал кроссворд. Ученикам предлагалось в команде разгадать кроссворд и нарисовать иллюстрацию, которая была бы связана по смыслу со словом, которое было отгадано в кроссворде и много другое

Идея создать рабочую тетрадь по литературному чтению, которая развивала бы кретивное мышление было задумано ещё при анкетировании. В анкете был вопрос, в котором дети написали некоторые произведения и указали авторов произведений которым требуется больше иллюстративного материала

В настоящее время большинство детей теряют интерес к чтению. Из-за того, что произведение может быть заполнено текстом. Происходит нехватка визуального материала, через который можно понять и представить картину происходящего в данном рассказе, повести или сказке.

В современном мире, где есть гаджеты, выход в Интернет, практически всё представлено в картинках и младшие школьники, которые привыкли видеть всё визуально воспринимать, не могут без иллюстраций.

Различают множество видов иллюстраций в учебнике. Основных два:

1) Иллюстрация к разделу учебника, то есть вводные иллюстрирование;

2)Иллюстрирование к художественным текстам.

В данной рабочей тетради  за основу взяли именно второй вид, который позволяет использовать насыщенную гамму разных  способов работ с иллюстрацией.

Отметим, что использование рабочей тетради в учебном процессе улучшает качество образования, повышает эффективность. Рабочая тетрадь–это жанр учебной литературы, который направлен на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Для того, чтобы создать рабочую тетрадь необходимо было проводить кружок, где детям на каждом уроке предлагались разные задания.

В первом этапе работы был определён автор произведений. Выбрали Александра Сергеевича Пушкина и его сказки:

1)Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях;

2) Сказка о царе Салтане;

3) Сказка о рыбаке и рыбке;

4) Сказка о золотом петушке;

5)Сказка о попе и о работнике его Балде;

На каждую сказку дети придумывали свои иллюстрации, рисовали их. Предлагали взять из интернета интересные фрагменты. Также каждому ученику был дан фрагмент сказки и они должны были придумать свои вопросы к нему и иллюстрации.

Работа велась с фрагментам сказок. Например: «Какое место занимает иллюстрация?», «Что хотел сказать автор иллюстрации?», «Что хотел подчеркнуть в выборе цвета?».

Обучающиеся 4 А класса сами составляли к каждому кроссворду свои иллюстрации, которые помогли отгадать его. К определённой иллюстрации были подобраны пословицы и поговорки.

Велась и словарная работа по иллюстрациям. Например: «Как одет герой сказки? Назовите как называется его головной убор, сапоги и тд.».

Ещё дети должны были найти в тексте отрывок, который соответствовал бы заданной иллюстрации. Придумать название иллюстрации. Предложить два или три названия.

Иллюстрации помогают проникнуться в сам сюжет сказки, вот почему важно использовать больше работы с ним на уроках литературного чтения. Также иллюстрации являются средством организации образовательной коммуникации на уроке.

Происходит развитие как устной, так и письменной связной речи детей. Каждый младший школьник видит, смотрит на иллюстрацию по- своему. Если объединить работу, в паре создать, то каждый может её дополнить.

Таким образом получилось, что главную иллюстрацию для рабочей тетради выбрали так, чтобы присутствовали разные герои сказок А.С. Пушкина. Далее присутствовало предисловие для младшего школьника. Содержание, где были написаны сказки, которые были внесены в тетрадь с указанием страниц. Каждая сказка сопровождалась заданиями с иллюстрациями. В конце рабочей страницы даны методические рекомендации для  учителей начальных классов.

Список используемой литературы

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2015. - 274 с.  

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в младшем возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2013. – 224 с.

3. Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2017. — №11. – С. 1717-1719.

 4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений / М. П. Воюшина. – М. : Академия, 2016. – 366с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/7/0060/7- 0060-1.shtml (дата обращения 12.12.2019).

6. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. – М.: 2010. – 380 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности мышления младших школьников посредством использования в процессе обучения дивергентных задач

Известно, что младший школьный возраст является наиболее эффективным периодом для развития многих способностей личности, включая общую способность к творчеству - креативность, творить, создавать, т.е....

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

«Развитие креативного мышления младшего школьника в процессе работы над загадками»

«Развитие  креативного мышлениямладшего школьникав процессе работы над загадками»...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Статья "Развитие креативного мышления младших школьников с трудностями в обучении посредством использования творческих заданий на уроках математики"

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...