Тема: Виталий Бианки «Сова»,урок литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Анна Викторовна Четырина

Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с произведением В.Бианки «Сова».

Основные понятия и термины

Незнакомые слова и выражения, которые встретятся в сказке.

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

  • Презентация

  • карточки с пословицами

  • карточки с деформированным текстом

  • видеофильм «Сова»

  • карточки для самооценки.

Конспект представлен в виде технологической карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.chteniya_2klass.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виталий Бианки «Сова»

Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: знакомство учащихся с произведением В.Бианки «Сова».
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Учащийся должен уметь прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, работать с планом, анализировать поступки героев.

Метапредметные (УУД)

  • Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
  • Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
  • Коммуникативные: слушать и понимать учителя; участвовать в диалоге; высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные
содействовать формированию основы для эмоционального переживания художественного текста; начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах. прививать любовь к родной природе через прочитанный текст.

Основные понятия и термины

Незнакомые слова и выражения, которые встретятся в сказке.

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

  • Презентация
  • карточки с пословицами
  • карточки с деформированным текстом
  • видеофильм «Сова»
  • карточки для самооценки.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Организационный момент, создание психологической обстановки

- Здравствуй, Валентин! Настал новый день. За окном ярко светит солнце! Я улыбнусь тебе, а ты улыбнешься мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает.

- Когда человеку хочется улыбаться?

- Совершенно верно! Если у человека хорошее настроение, то и работать, учиться интереснее. Я желаю тебе, чтобы у тебя сегодня и всегда было хорошее настроение.

- К нам сегодня на урок пришли гости. Давай поприветствуем их и тоже подарим друг другу улыбки.

Приветствует учителя, гостей. Слушает и выполняет инструкцию учителя.

Когда у него все хорошо, настроение хорошее, радостно.

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; управление своей деятельностью; развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества с учителем

Речевая разминка

- Для чего мы проводим речевую разминку? С какой целью?

Работа со скороговоркой.

- Читай тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
- Читай 
громче целыми словами.
- Читай 
быстрее.
- Читай 
быстро.

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали -
И проснулись на заре. - О ком говорится в скороговорке?

Голос должен быть хорошо развит, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.

Ученик читает скороговорку по заданию учителя.







В скороговорке говорится о медведе, о сурке.

Формирование умения включаться в учебную деятельность, строить правильное речевое высказывание с помощью скороговорки.


Актуализация знаний

- С каким произведением ты познакомился на прошлом уроке?
- Что ты запомнил о В.В.Бианки с прошлого урока?

- Объясни значение слова медвежатник.

- На полосках бумаги напечатаны пункты планы. Расположи события по порядку.

- Что объединяет все произведения В. Бианки?

С произведением В. Бианки «Музыкант»

В. Бианки написал много рассказов о животных.

Медвежатник – тот, кто занимается охотой на медведя.

Выполняет задание.

1. Старый медвежатник любил

2. Старик пошёл охотиться на медведя.

3. Медведь – музыкант.

4. Охотник пожалел медведя.

Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны.

Умение восстанавливать события с помощью плана, определять знание/незнание текста.

Самоопределение к деятельности

- В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие. Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В. Бианки.

- А как называется это произведение, ты узнаешь, отгадав загадку.

Кто днём спит, не летает.

А ночью мышей по полю гоняет.

- Открой учебник на стр.148 и прочитай название произведение, с которым ты познакомишься на уроке.

- Предположи, о чём пойдёт речь в произведении?

- Какие цели ты поставишь перед собой на уроке?

Слушает учителя

Сова

Открывает учебник, читает название произведение, фамилию автора

в произведении речь пойдет о сове

Буду читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, буду учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Осуществлять поиск нужной информации в учебнике.

Беседа о сове

-Что ты знаешь о сове?

- На кого они охотятся?
- Что помогает им охотиться?

- Какую пользу приносят совы?

- Совершенно, верно. Сова — ночная хищная птица. Гнездится в брошенных гнездах других птиц. Осенью совы улетают на запад.

Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

На мышей, лягушек, полевок, насекомых.

Острый слух, мягкое, густое оперение, когти , клюв.

Они ловят на полях мышей

Формирование умения участвовать в диалоге с учителем; слушать и понимать педагога; оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Подготовка к восприятию нового материала

Словарная работа

- В данном произведении тебе встретятся незнакомые слова и выражения. Давай узнаем их значение.

Утекает - убегает.

Наземь — на землю

Кормовистый клевер - предназначенный для корма скоту.

Цветень - пыльца, мелкие жёлтые зёрнышки. Хорониться - прятаться, таиться.

Раздолье - много места.

Как бы худа не вышло - как бы беды не было. Чай белить - добавлять молоко в чай.

Молоко все жиже да жиже — менее жирное

Пойло - питательное питьё для скота.

Уваживать - уважать

Пытается определить значение незнакомых слов и выражений

Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, осуществлять поиск нужной информации в интернете, словаре

Первичное знакомство с произведением

Просмотр мультфильма

- Внимательно просмотри мультфильм и правильно определи жанр произведения.

- Понравился ли тебе мультфильм?

- Назови главных героев.
- А почему это произведение В. Бианки назвал «Сова»?

- Подтвердились твои предположения?
- Можно ли ему дать другое название? Какое?

- К какому жанру относится это произведение?

- А еще эта сказка содержит много достоверного и правдивого, познавательного материала о природе. Ведь мы узнаем о повадках животных, явлениях природы.

- К какому виду сказок относится эта сказка?

- Ты знаешь, что бывают народные сказки. А какая это сказка?

Смотрит мультфильм

понравился

Сова и старик

в нем рассказывается о пользе совы

подтвердились

Это сказка, так как есть зачин, повторы, звери разговаривают, с ними происходят приключения.

Сказка о животных.

Это литературная, авторская сказка

Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачу урока. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Работа над анализом произведения

- Как обратилась Сова к старику?

- Найди в тексте и прочитай, что старик ей ответил?

- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Найди в тексте и прочитай, что стали делать мыши на лугу?

- Можно ли это предложение назвать сказочным?

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши?

Как они это делают?

- Где шмели строят гнезда?

- Почему шмели нужны лугу?

- Найди в тексте и прочитай, какую пользу приносят шмели лугу?

- Что произошло с клевером на лугу?

- На ком это отразилось?

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным?

- Найди и выразительно прочитай три предупреждения совы

- Что отвечал старик на предупреждения совы?

- Когда старик понял свою ошибку?

- Что сделал старик?

- Простила его сова?

Она назвала его другом

Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, какой же я тебе друг

на поле появилось много мышей

«Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят»

нет, это может быть на самом деле

что если совы не будут летать на луг, то мышей будет много

мыши охотятся на шмелей

мыши ищут гнезда шмелей

шмели строят гнезда в земле

…..

Цветень с цветка на цветок переносят.

Клевер перестал родиться

На корове, молоко стало жиже

Корове нужен питательный клевер.

1) Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли; 2) Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись; 3) Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

А, пускай идут, пускай летят... Он не задумывался о последствиях

когда ему нечем стало чай белить

пошел просить у совы прощение

простила, так как ей нужно было питаться

Формирование умения анализировать информацию; характеризовать и оценивать поступки героев; устанавливать причинно – следственные связи. Формирование умения слушать и понимать речь учителя, находить нужную информацию в тексте учебника.

Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно. (изображают спящих)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (взмахи руками)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками)
На суку сидит, (Присесть)
Головой вертит, (повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

Выполняет действия согласно тексту физминутки

Формирование умения слышать учителя и следовать его инструкциям

Упражнение «Цепочка взаимосвязи»

- Какая связь между чаем с молоком и совой? - Через сказку В. Бианки показал, что всё в природе взаимосвязано. Попробуй восстановить эту цепочку взаимосвязи с помощью карточек: мыши, чай, молоко, шмели, сова, корова, клевер.

Учащийся отвечает на вопросы

Выполняет задание, устанавливает взаимосвязи в произведении и выкладывает карточки в нужной последовательности:

Сова – мыши – шмели- клевер – корова – молоко - чай

Формирование умения устанавливать причинно — следственные связи, взаимосвязи, самоконтроль.

Закрепление. Самостоятельная работа. Коррекция.

Карточка с деформированным текстом.

- Вставь пропущенные слова и проверь себя по учебнику.

Простила Сова __________, вылезла из дупла, полетела на луг _________ пугать. Мыши со страху попрятались в _______. ______ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться.

Выполняет задание. Затем проверяет свою работу по учебнику.

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать. Мыши со страху попрятались в норыШмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться.

Формирование умения работать с деформированным текстом, правильно вставлять пропущенные слова, анализировать, контролировать свою деятельность и умение проверять свою работу с текстом учебника.

Работа с пословицами

- Прочитай пословицы. В какой из них содержится главная мысль сказки?

1) С тем не бранись, кому будешь кланяться.

2) Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

3) Чем дальше в лес, тем больше дров.

Читает пословицы и определяет главную:

2) Дружно не грузно, а врозь хоть брось — любое дело нужно делать вместе, дружно, тогда и толк будет.

Формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, определять главную мысль с помощью пословиц

Итог урока. Рефлексия

- С каким произведением ты познакомился сегодня на уроке?

- Чему учит эта сказка?

- Какую работу ты выполнял на уроке?

- Закончи предложения:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно...

- Было трудно….

- Оцени свою работу на уроке:

- Если тебе все понравилось на уроке и ты все понял, покажи солнце.

- Если тебе всё понравилось, но не все было понятно, покажи солнце с облаком.

- Если не понравилось, и ничего не понял, то покажи тучку.

Я познакомился с произведением В. Бианки «Сова»

Сказка учит любить природу; не обижать животных; автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; надо исправлять свои ошибки

учился выразительному чтению, анализировать сказку, работал с деформированным планом, с пословицами, смотрел мультфильм

Анализирует свою работу на уроке.

С помощью карточек оценивает свою работу на уроке.

Формирование адекватной самооценки, осознанности учения; адекватное реагирование на трудности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сова" урок-презентация по чтению 2 класс

"Сова" урок-презентация по чтению 2 класс, необходимо при проведении урока....

Тест по сказке В. Бианки "Мышонок Пик" (Литературное чтение. 3 класс. Школа России)

Тест составлен по содержанию сказки В. Бианки "Мышонок Пик" (в сокращении) и является хорошим подспорьем, как для проверки прочитанного,так и для понимания содержания. Особенно пригодится данный тест,...

Презентация по литературному чтению 2 класс Виталий Бианки "Сова" УМК "Школа России

Презентация поможет учителю лучше раскрыть тему данного урока и познакомить учащихся с новым произведением Виталия Бианки "Сова"...

Технологичная карта Тема: В. Сутеев «Три котёнка», литературное чтение, 1 класс

Технологичная карта Тема: В. Сутеев «Три котёнка», литературное чтение, 1 класс...

Презентация по литературному чтению на тему "Виталий Бианки"

Презентация по литературному чтению на тему "Виталий Бианки"...

Урок по теме «Н.Н. Носов «Огурцы» (Литературное чтение, 2 класс).

laquo;Как процесс чтения сделать мотивированным и интересным?»Развитие информационных технологий и изменение образовательной системы изменили и отношение к чтению. Дети стали читать гораздо мен...