Применение игр−драматизации на уроках литературного чтения при адаптации младших школьников к школе
статья по чтению

Игра подготавливает обучающихся к началу школьного обучения, заключающегося в развитии разных форм интеллектуальных действий, самостоятельности, инициативности, кроме того формируются творческие возможности, а это немаловажно, для обучения младших школьников в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belkova.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Белькова Ксения Андреевна

студентка 4 курса

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт

(филиал) ФГАОУ ВО РГППУ

Применение игрдраматизации на уроках литературного чтения при адаптации младших школьников к школе

Школьное обучение всегда сопровождается повышенной тревожностью у детей младшего школьного возраста в начальных классах. В связи с этим, у обучающихся наблюдается эмоциональное напряжение, неустойчивое внимание, затруднение в запоминании и понижается школьная мотивация.

Для повышения мотивации к обучению необходимо создавать ситуации, в которых учащиеся снова и снова будут переживать восторг, удовольствие, удивление, которые они почувствовали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Непосредственно в игре младшие школьники практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе.

Игра подготавливает обучающихся к началу школьного обучения, заключающегося в развитии разных форм интеллектуальных действий, самостоятельности, инициативности, кроме того формируются творческие возможности, а это немаловажно, для обучения младших школьников в школе.

Привлекая внимание учеников к книге, выработав стремление и способность находить в ней решения на возникающие проблемы, сформировать бережное отношение к учебнику с первых же дней обучения в школе, может помочь учителю вызвать интерес к чтению, а также к получению новых знаний. Поэтому игры−драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Выделяются следующие характерные особенности игр−драматизации, которые свойственны при их применении на уроках литературного чтения для детей младшего школьного возраста, в особенности, в период адаптации, так как они помогают обучающимся овладеть своим поведением, повышают уровень учебной мотивации, способствуют регулированию своего эмоционального состояния, умственному развитию, а также формируют у детей младшего школьного возраста чувства сопереживания, сочувствия. Вместе с тем, игра−драматизация оказывает большое влияние на создание благоприятной атмосферы на уроке, в учебном процессе, а также предоставляет возможность учителю не только ввести игру в урок, но и сформировать игровое состояние у школьников, совместно с ними преобразовать обстановку учебной деятельности.

Применение игр−драматизации может привнести многообразие в урок, пробуждая у школьников собственный интерес к литературному чтению. Учителю немаловажно конкретно представлять, каким образом необходимо построить порядок подготовки учащихся к инсценированию текста, для того чтобы результат этой работы был как можно лучше. Поведение играющего, который активно мыслит, чувствует в условиях, созданных человеческим воображением, подобно поведению читателя.

Перед организацией игр−драматизации необходимо обдумать и спланировать деятельность конкретных учащихся с учетом их психологических особенностей, роли лидеров и малоактивных школьников. Ведь именно в играх−драматизации проявляется желание добровольно, по собственной инициативе выполнять различные правила, соблюдать требования, а также дает ученикам возможность попробовать себя в ролях и «руководителя» и «подчиненного», в следствии этого в период адаптации формируется детский коллектив, у обучающихся повышается интерес друг к другу, появляются симпатии, товарищеские связи.

С одной стороны, С. И. Абакумов полагал, что основная цель учителя на уроках литературного чтения заключается в том, чтобы вызвать творческую активность обучающихся. Ученики не должны быть бездейственными во время школьных уроков. Необходимость в активном действии считается важнейшей особенностью психологии детей младшего школьного возраста. Задачей творческого чтения и является внести в чтение элемент активности. Не «объяснять», а дать учащимся средства самостоятельно выявить свои впечатления от чтения – вот задача учителя». Исходя из этого, весь процесс изучения произведения, по мнению С. И. Абакумова, должен строиться таким образом, чтобы вслед за первым знакомством с текстом шел ряд разнообразных творческих работ, помогающих углубить представление о прочитанном, активизировать деятельность учащихся, внести яркое эмоциональное начало в процесс изучения содержания текста [1, с. 136].

Чаще всего основой игр−драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее убедительно, они притягивают учащихся динамичностью и ясной мотивированностью действий, которые чётко сменяют одно за другим, и школьники с удовольствием воспроизводят их. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым формируется возможность воспроизводить содержание по ролям.  Элементы костюмов, маски, декорации помогают обучающимся погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Они создают определенное настроение, подготавливают маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. При создании маски важным оказывается передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Применяя игры−драматизации на уроках литературного чтения, необходимо придерживаться определенных правил. Р. Калинина [2, с. 416] выделяет следующие правила драматизации:

Правило индивидуальности.  Учащиеся переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Непосредственно по этой причине персонаж, сыгранный одним ребенком, станет совсем не похожим на героя, проигранного другим ребенком.

Правило всеобщего участия. В драматизации принимают активное участие весь класс. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д. помогающие героям сказки, они могут им мешать или передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: «Что ты хочешь делать? Что чувствует твой персонаж? Какой он? Что он хочет сказать?».

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: «Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре?».

Правило мудрого руководителя. Данное правило заключается в соблюдении и сопровождении педагогом всех перечисленных правил драматизации.

В ситуациях, в которых учащийся, недостаточно часто контактирует со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, ощущает себя уязвленным, отвергнутым приводят к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Такому младшему школьнику необходимо помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал препятствием для прохождения успешного адаптационного периода, а также отрицательно не повлиял на развитие личности. Поэтому на уроке с применением игр−драматизации присутствует непринужденная речевая обстановка, которая порождает у детей младшего школьного возраста стремление контактировать, способствует формированию их эмоциональной сферы, нравственному и эстетическому обучению. У учеников повышается интерес к дружбе, проявляются симпатии.

Познавательное содержание, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это содействует быстрому усвоению литературного произведения. Выступая в роли, обучающиеся непосредственно выражают свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации, взаимодействуя с другими.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение игр−драматизации, в образовательном процессе, а в частности на уроках литературы способствуют формированию благоприятной атмосферы, настраивая учащихся на позитивное отношение к школе, прохождению эффективной адаптации. С их помощью младшие школьники развивают умственные и индивидуальные качества, учатся доверять себе и другим. Поэтому игры−драматизации следует использовать на уроках литературы как одно из эффективных средств успешной адаптации детей младшего школьного возраста к школе.

Библиографический список:

  1. Абакумов С.И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 2011. 136 с.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

Применение творческого подхода на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье описаны приемы, как научить ребёнка читать через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребёнка любить чтение....

Статья "Адаптация младших школьников к школе"

Ежегодно учитель и родители младшего школьника сталкиваются с проблемой адаптации ребенка к школе. к режиму дня, к новым обязанностям и учебному колеективу. Как пройти адаптацию легко?...

Статья «Роль поэзии на уроках литературного чтения в развитии младших младших школьников».

Статья  «Роль поэзии на уроках литературного чтения  в развитии младших младших школьников». (Обучение детей оценивать работу своей группы по коллективно сос...

Выступление по теме "Адаптация младших школьников в школе"

В статье говорится о приёмах, которые помогут детям быстрее адаптироваться в школе....

Сценарий мастер-класса по драматизации на уроках литературного чтения с применение театрализации

Драматизация как один из эффективных методов обучения на уроках литературного чтения в начальных классахВедущий из приоритетов – интеграция – нашёл своё выражение в национальной доктр...