Технологическая карта урока Развитие речи 3 класс " Устное описание перелётной птицы (скворец)"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Коньякова Дарья Александровна

Технологическая карта урока развитие речи языка в 3 классе

 

Тема

Устное описание перелётной птицы (скворец).

Цели

 

 

Образовательные:

Уточнение и систематизация знаний детей о перелетных птицах и птице скворец, воспитание мотивации к учению.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Формирование умений в подборе слов-предметов, слов-действий; в составлении описательного рассказа о скворце. Обогащение и активизация словаря по лексической теме «Птицы».

- Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий.

- Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения, воспитание умения взаимодействовать, работать в паре.

- Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления через отгадывание загадки; устной монологической речи через составление описательного рассказа по плану; устной диалогической речи через вопросно-ответную форму.

Оборудование: Картинки с изображением птиц, план описания птицы, предметные картинки: скворечник, скворец, напечатанный текст о скворце; загадка.

 

Планируемый результат

УУД Предметные:

- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

- Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные.

- Составлять предложения заданных видов.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Скворец, шест, дворец, певец

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнение типа урока;

- уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

 

 

Организует

Уточняет тематические рамки.

 

 

 

 

 

 

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Для того, чтобы у нас все получалось так же хорошо, подготовим наш язычок к работе. Сделаем упражнения: губы- сомкнуты, в ротовую полость набрать воздух -имитируем полоскание; губами выполняем фырканье; надувание губ по очереди сначала верхнюю, затем нижнюю; лопаточка; качели; лошадка; грибок

 

А теперь повторим знакомую нам чистоговорку - «Дятел дуб долбил, да не додолбил»

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

 

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин)

Цели: организация формулирования темы урока учащимися;

- организация постановки цели урока учащимися;

- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

 

 

 

 

 

Организует формулирование темы урока учащимися

- О дятле.

- Птица.

 

- О птицах

 

Организует постановку цели урока учащимися

 

 

-О ком в нашей чистоговорке шла речь?

- Правильно. Дятел -это…

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

 

Строить предложения при ответе на вопросы.

 

 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 

III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин)

Цели:

 

 

 

 

-Названия птиц- синица, снегирь, ворона, дятел

2 группа – действия предметов

-Зимующие

 

 

 

 

 

- Синица

 

 

 

 

- Потому что они остаются зимовать.

-Семенами, ягодами.

 

- Сделать кормушки и подкармливать птиц.

 

 

 

 

 

 

- Что это за птица?

 

 

 

 

 

 

Работа в тетради

 

Прослушивание текста

Повторение.

- Упражнение по классификации слов

 

 

 

 

 

Лексические упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающая беседа «Кто такие зимующие птицы?»

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала.

Постановка проблемы.

 

 

 

 

 

Рассказ учителя «Перелетная птица – скворец»

(Показ картинки скворец и скворечник)

 

 

 

Словарная работа

 

Чтение текста

 

На доске: синица, прилетела, снегирь, отлетел, ворона, каркает, воробей, прыгает, дятел

-

-Разделите слова на две группы

 

 

 

 

- Как одним словом можно назвать птиц, которых вы выделили в группу?

 

 

- Какая птица изображена на рисунке?

- Обоснуй свой ответ. Начни так:

 

На рисунке изображена ? , потому что:

1. У синицы ...

2.У синицы ...

3.У синицы...

 

- Почему этих птиц называют зимующими?

- Чем питаются зимующие птицы?

-

- Чем вы можете помочь зимующим птицам?

- Молодцы! Хорошо запомнили зимующих п птиц.

 

 

- Посмотрите на картинки и найдите среди птиц незнакомую нам птицу.

- Задайте мне вопрос об этой птице.

- Это птица – скворец. И т. д.

 

Загадка: На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…… (скворец)

Запишем новые слова в тетрадь

шест – длинная палка; дворец – скворечник п певец – скворец.

 

Скворец необыкновенно красив – черное оперение с отливом красноватого, фиолетового, зеленоватого цветов. Осенью на контурах пера можно увидеть белые пятнышки, похожие на жемчужное ожерелье. Весной эти пятнышки исчезают. Клюв скворца длинный и острый. Его цвет зависит от времени года: весной он желтого цвета, а осенью становится более темным. Длина тела – 18-21 см. Вес – 75 г.

Скворец – обитатель леса. Это перелетная птица. Держится стаями. Время прилета в места гнездовья – вторая половина марта. Сначала прилетают самцы. Самки присоединяются к ним через неделю. Прилет скворцов – признак наступления весны. Гнездами скворцов становятся  дупла деревьев. В их строительстве принимает участие самка. Самец иногда помогает ей – приносит строительный материал: солому, ветки, перья. В кладке обычно 5-7 голубых яиц. В течение двух недель их высиживает самка, хотя самец иногда и заменяет ее. Кормят птенцов оба родителя. Вылет птенцов из гнезда происходит через 14 дней. Спустя еще одну неделю, птенцы становятся самостоятельными птицами. Сентябрь-октябрь – время отлета в места зимовки. Это юг Европы и даже Северная Африка. В последнее время замечено, что скворцы стали зимовать в Центральной России. В этом случае они отыскивают участки, не покрытые снегом. Их можно увидеть у мусорных контейнеров, помоек. Скворец всеяден. Его рацион состоит из растительной и животной пищи. В меню входят дождевые черви, личинки насекомых, бабочки, ягоды, семена растений.
Весной и летом скворцы приносят пользу, т.к. поедают вредных насекомых. А осенью, во время кочевок, становятся вредителями садов и виноградников, т.к. расклевывают плоды.

Скворец – прекрасный певец. Он не только исполняет свои песни (свисты, шумы, дребезжание), но и подражает голосам других птиц: дрозду, жаворонку, иволге, ласточке…Способен скворец и квакать, как лягушка, и издавать лай собаки. Часто скворцов держат в клетках. Любителей этих птиц покорили добродушный характер скворцов и их разумность. Неволю птицы переносят легко, если их устраивает клетка. Клетка должна быть большой. Обязателен металлический поддон, т.к. он удобен для чистки. За скворцом, прожорливой птичкой, приходится часто убирать. В домашних условиях в меню скворца можно включить каши, фрукты, мясо, хлеб. Главное – нельзя недокармливать скворца. Большая клетка нужна скворцу и для водных процедур. Любитель купания, скворец сильно разбрызгивает воду. Дверцы клетки желательно замотать проволокой, иначе скворец собьет клювом запор.
Если вы надумаете держать
скворца дома,  он станет равноправным членом вашей семьи, будет радовать своим поведением – с доверием относиться к вам и с недоверием – к посторонним. Всюду скворца знают как одного из самых первых вестников весны, и уже одно это привлекает к нему симпатии людей. Скворцы птицы прилетают в конце марта — начале апреля (в Татарстане), и нередко на родине их встречает затянувшаяся зима. Но непогода не очень смущает этих жизнерадостных птиц. Их можно видеть весело распевающими под непрерывно падающими хлопьями мокрого снега.

Собственную песню скворца трудно назвать песней в полном смысле этого слова: это скорее какое-то щебетание, бормотание с привизгиванием и трещащими звуками, в общем, мало мелодичное. Но поется она с искренним увлечением, за которое певцу прощается его весьма посредственное искусство.

Скворец птица обладает изумительным талантом подражания. Как-то раз учеными была записана песня одного из таких мастеров голосовой имитации. Этот скворец в совершенстве передавал голоса коршуна, крачек, сороки, иволги, воробья, галки, журавля, кряквы, пел пеночкой, горихвосткой, квакал по-лягушачьи, да еще издавал какие-то звуки, неизвестные среди наших животных и птиц.

Порой скворцы выучиваются даже говорить, причем очень отчетливо произносят не только отдельные слова, но и целые фразы, уступая в этом отношении только попугаям.

 

Скворец перелетная птица

Весной первыми прилетают самцы, занимая дупла деревьев, пустоты за обшивкой дома или окна, скворечники, выселяя из них воробьев. Для подстилки птицы тащат все, что могут раздобыть во дворе, в лесу или на лугу. Самочка откладывает 5-6 голубых яиц длиной 30 мм. Это немного, но зато родители успевают вывести птенцов дважды за лето.

Близкое соседство человека и его прямое покровительство спасает скворцов от многих врагов, благодаря чему они размножаются очень быстро. Вылетевшие из гнезда птенцы первое время держатся вместе с родителями, затем собираются в стаи и начинают кочевать по лугам и выгонам.

 

Питание

Скворцы всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Ранней весной охотятся за дождевыми червями, выбирающимися к поверхности земли на проталинах, либо собирают личинок насекомых, зимовавших в укромных местах. Когда тёплая погода будит природу, ловят разнообразных насекомых: кузнечиков, пауков, бабочек, гусениц и червей. Из растительной пищи употребляют семена и плоды растений: ягоды, яблоки, груши, сливы, вишню и пр. Способны принести серьёзный вред зерновым посевам и виноградникам. Если плод защищён скорлупой либо жёсткой кожицей, они расщепляют его с помощью рычага: вставляют клюв в маленькую дырочку, и постепенно разжимая его, вскрывают содержимое.

Прослушивание в записи пения скворца.

 

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

 

 

Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные.

 

 

 

Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств.(Коммуникативные УУД)

Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)

IV. Контролирующее задание (10 мин)

Цель: Правильность ответа по прослушанному тексту

 

 

 

 

-птенцы

 

-птенец

 

-птенчик, птенчики

-скворчонок

-скворчата

-из яиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Длина скворца около 18-21 см. оперение черное оперение с отливом красноватого, фиолетового, зеленоватого цветов И т.д.

Работа над лексикой

Подбор слов-предметов

(слова-предметы вывешиваются на доску по мере ответов детей)

 

 

 

 

 

 

 

Составление текста - повествования по плану:

 

На доске:

План.

1.Особенности строения скворца

Размер птицы

Окраска головки, крыльев, грудки, спинки

Оперение, крылья

Клюв и глаза

Лапы и хвост

2. Когда прилетают

3. Чем питаются.

 

-

 

Контролирует качество выполнения задания


 

- Кто есть у скворцов?

- Если он один?

- Как сказать ласково?

- Как зовут птенчика скворца?

- Если их много?

-Как появляются птенцы?


 


 


 


 


 


 


 

- Составьте рассказ по плану о скворце.

Составление описательного рассказа по плану учителя

Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.

Выполняют самооценку работы, вносят исправления.

- -Со скворцом.

 

- Скворец – перелетная птица. И т.д.

- Уничтожают вредных насекомых.

 

Записывают домашнее задание.

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

Выставляет отметки за урок.

 

 

 

Дает инструкцию по домашнему заданию.

 

 

- С какой птицей мы познакомились на уроке?

- Что вы о ней узнали на уроке?

 

- Какую пользу приносит скворцы людям?

 

-Молодцы! Спасибо за урок! Оценки …

 

Нарисовать в тетради скворца и подписать его составляющие

Уметь составлять правильный ответ на заданный вопрос

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_3_kl_razvitie_rechi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 9                        Технологическая карта урока развитие речи языка в 3 классе

Тема

Устное описание перелётной птицы (скворец).

Цели

Образовательные:

Уточнение и систематизация знаний детей о перелетных птицах и птице скворец, воспитание мотивации к учению.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: Формирование умений  в подборе слов-предметов, слов-действий; в составлении описательного рассказа о скворце. Обогащение и активизация словаря по лексической теме «Птицы».

- Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий.

- Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения, воспитание умения взаимодействовать, работать в паре.

- Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления через отгадывание загадки; устной монологической речи через составление описательного рассказа по плану; устной диалогической речи через вопросно-ответную форму.

Оборудование: Картинки с изображением птиц, план описания птицы, предметные картинки: скворечник, скворец, напечатанный текст о скворце; загадка.

Планируемый результат

УУД Предметные:

- Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

- Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные.

- Составлять предложения заданных видов.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Скворец, шест, дворец, певец

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнение типа урока;

- уточнение тематических рамок.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует

Уточняет тематические рамки.    

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Для того, чтобы у нас все получалось так же хорошо, подготовим наш язычок к работе. Сделаем упражнения: губы- сомкнуты, в ротовую полость набрать воздух -имитируем полоскание; губами выполняем фырканье; надувание губ по очереди сначала верхнюю, затем нижнюю; лопаточка; качели; лошадка; грибок

А теперь повторим знакомую нам чистоговорку - «Дятел дуб долбил, да не додолбил»

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся         (3 мин)

Цели:  организация формулирования темы урока учащимися;

- организация постановки цели урока учащимися;

- мотивация учащихся на дальнейшую деятельность.

Организует формулирование темы урока учащимися

- О дятле.

- Птица.

- О птицах

Организует постановку цели урока учащимися

-О ком в нашей чистоговорке шла речь?

- Правильно. Дятел -это…

- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

Строить предложения при ответе на вопросы.

 Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)  (25 мин)

Цели:

-Названия  птиц- синица, снегирь, ворона, дятел

 2 группа – действия предметов

-Зимующие

- Синица

- Потому что они остаются зимовать.

-Семенами, ягодами.

 - Сделать кормушки и подкармливать птиц.

- Что это за птица?

Работа в тетради

Прослушивание текста

Повторение.

- Упражнение по классификации слов

Лексические  упражнения

                         

Обобщающая беседа «Кто такие зимующие птицы?»

Изучение нового материала.

            Постановка проблемы.

Рассказ учителя «Перелетная   птица – скворец»

    (Показ картинки скворец и скворечник)

 Словарная работа    

Чтение текста

 На доске: синица, прилетела, снегирь,                              отлетел, ворона, каркает, воробей, прыгает, дятел

-

  -Разделите слова на две группы

 

- Как одним словом можно назвать птиц, которых вы выделили в группу?

   - Какая птица изображена на рисунке?

    - Обоснуй свой ответ. Начни так:

На рисунке изображена ? , потому что:

   1. У синицы ...

   2.У синицы ...

   3.У синицы...

- Почему этих птиц называют зимующими?

- Чем питаются зимующие птицы?

-

   - Чем вы можете помочь зимующим птицам?

- Молодцы! Хорошо запомнили зимующих п птиц.

- Посмотрите на картинки и найдите среди        птиц незнакомую нам птицу.

- Задайте мне вопрос об этой птице.

- Это птица – скворец. И т. д.

    Загадка: На шесте - дворец,

               Во дворце – певец,

                   А зовут его…… (скворец)

   Запишем новые слова в тетрадь

 шест – длинная палка; дворец – скворечник          п  певец – скворец.

Скворец необыкновенно красив – черное оперение с отливом красноватого, фиолетового, зеленоватого цветов. Осенью на контурах пера можно увидеть белые пятнышки, похожие на жемчужное ожерелье. Весной эти пятнышки исчезают. Клюв скворца длинный и острый. Его цвет зависит от времени года: весной он желтого цвета, а осенью становится более темным. Длина тела – 18-21 см. Вес – 75 г.

Скворец – обитатель леса. Это перелетная птица. Держится стаями. Время прилета в места гнездовья – вторая половина марта. Сначала прилетают самцы. Самки присоединяются к ним через неделю. Прилет скворцов – признак наступления весны. Гнездами скворцов становятся  дупла деревьев. В их строительстве принимает участие самка. Самец иногда помогает ей – приносит строительный материал: солому, ветки, перья. В кладке обычно 5-7 голубых яиц. В течение двух недель их высиживает самка, хотя самец иногда и заменяет ее. Кормят птенцов оба родителя. Вылет птенцов из гнезда происходит через 14 дней. Спустя еще одну неделю, птенцы становятся самостоятельными птицами. Сентябрь-октябрь – время отлета в места зимовки. Это юг Европы и даже Северная Африка. В последнее время замечено, что скворцы стали зимовать в Центральной России. В этом случае они отыскивают участки, не покрытые снегом. Их можно увидеть у мусорных контейнеров, помоек. Скворец всеяден. Его рацион состоит из растительной и животной пищи. В меню входят дождевые черви, личинки насекомых, бабочки, ягоды, семена растений.
Весной и летом скворцы приносят пользу, т.к. поедают вредных насекомых. А осенью, во время кочевок, становятся вредителями садов и виноградников, т.к. расклевывают плоды.

Скворец – прекрасный певец. Он не только исполняет свои песни (свисты, шумы, дребезжание), но и подражает голосам других птиц: дрозду, жаворонку, иволге, ласточке…Способен скворец и квакать, как лягушка, и издавать лай собаки.  Часто скворцов держат в клетках. Любителей этих птиц покорили добродушный характер скворцов и их разумность. Неволю птицы переносят легко, если их устраивает клетка. Клетка должна быть большой. Обязателен металлический поддон, т.к. он удобен для чистки. За скворцом, прожорливой птичкой, приходится часто убирать. В домашних условиях в меню скворца можно включить каши, фрукты, мясо, хлеб. Главное – нельзя недокармливать скворца. Большая клетка нужна скворцу и для водных процедур. Любитель купания, скворец сильно разбрызгивает воду. Дверцы клетки желательно замотать проволокой, иначе скворец собьет клювом запор.
Если вы надумаете держать
скворца дома,  он станет равноправным членом вашей семьи, будет радовать своим поведением – с доверием относиться к вам и с недоверием – к посторонним. Всюду скворца знают как одного из самых первых вестников весны, и уже одно это привлекает к нему симпатии людей. Скворцы птицы прилетают в конце марта — начале апреля (в Татарстане), и нередко на родине их встречает затянувшаяся зима. Но непогода не очень смущает этих жизнерадостных птиц. Их можно видеть весело распевающими под непрерывно падающими хлопьями мокрого снега.

Собственную песню скворца трудно назвать песней в полном смысле этого слова: это скорее какое-то щебетание, бормотание с привизгиванием и трещащими звуками, в общем, мало мелодичное. Но поется она с искренним увлечением, за которое певцу прощается его весьма посредственное искусство.

Скворец птица обладает изумительным талантом подражания. Как-то раз учеными была записана песня одного из таких мастеров голосовой имитации. Этот скворец в совершенстве передавал голоса коршуна, крачек, сороки, иволги, воробья, галки, журавля, кряквы, пел пеночкой, горихвосткой, квакал по-лягушачьи, да еще издавал какие-то звуки, неизвестные среди наших животных и птиц.

Порой скворцы выучиваются даже говорить, причем очень отчетливо произносят не только отдельные слова, но и целые фразы, уступая в этом отношении только попугаям.

  1. Скворец перелетная птица

Весной первыми прилетают самцы, занимая дупла деревьев, пустоты за обшивкой дома или окна, скворечники, выселяя из них воробьев. Для подстилки птицы тащат все, что могут раздобыть во дворе, в лесу или на лугу. Самочка откладывает 5-6 голубых яиц длиной 30 мм. Это немного, но зато родители успевают вывести птенцов дважды за лето.

Близкое соседство человека и его прямое покровительство спасает скворцов от многих врагов, благодаря чему они размножаются очень быстро. Вылетевшие из гнезда птенцы первое время держатся вместе с родителями, затем собираются в стаи и начинают кочевать по лугам и выгонам.

  1. Питание

Скворцы всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Ранней весной охотятся за дождевыми червями, выбирающимися к поверхности земли на проталинах, либо собирают личинок насекомых, зимовавших в укромных местах. Когда тёплая погода будит природу, ловят разнообразных насекомых: кузнечиков, пауков, бабочек, гусениц и червей. Из растительной пищи употребляют семена и плоды растений: ягоды, яблоки, груши, сливы, вишню и пр. Способны принести серьёзный вред зерновым посевам и виноградникам. Если плод защищён скорлупой либо жёсткой кожицей, они расщепляют его с помощью рычага: вставляют клюв в маленькую дырочку, и постепенно разжимая его, вскрывают содержимое.

Прослушивание в записи пения скворца.

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

Различать слова по значению, объяснять значения слов, выбирать наиболее точные.

Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств.(Коммуникативные УУД)

 Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД)

IV. Контролирующее задание (10 мин)

Цель: Правильность ответа по прослушанному тексту

 

 

-птенцы

-птенец

-птенчик, птенчики

-скворчонок

-скворчата

-из яиц

Длина скворца около 18-21 см. оперение черное оперение с отливом красноватого, фиолетового, зеленоватого цветов И т.д.

Работа над лексикой

 Подбор слов-предметов

 (слова-предметы вывешиваются на доску по мере ответов детей)

Составление текста - повествования по плану:

На доске:            

 План.

1.Особенности строения скворца

Размер птицы  

Окраска головки, крыльев, грудки, спинки

Оперение, крылья

Клюв и глаза

Лапы и хвост

2. Когда прилетают

3. Чем питаются.

 

-

Контролирует качество выполнения задания

- Кто есть у скворцов?

- Если он один?

- Как сказать ласково?

- Как зовут птенчика скворца?

- Если их много?

-Как появляются птенцы?

- Составьте рассказ по плану о скворце.

Составление описательного рассказа по плану учителя

 Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин)

Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся.

Выполняют самооценку работы, вносят исправления.

- -Со скворцом.

- Скворец –                                                                           перелетная птица. И т.д.

- Уничтожают вредных насекомых.

Записывают домашнее задание.

Организует рефлексию.

Выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

 

 - С какой птицей мы познакомились на уроке? 

- Что вы о ней узнали на уроке?

 - Какую пользу приносит скворцы людям?

  -Молодцы! Спасибо за урок! Оценки …

   Нарисовать в тетради скворца и подписать его составляющие

Уметь составлять правильный ответ на заданный вопрос

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."

Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык....

Технологическая карта урока развития речи "Учимя писать сочинение" 3 класс

Конспект урока развитие речи.Класс: 3Тема: Учимся писать сочинение. Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основы...

Технологическая карта урока "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»».                       ...

Технологическая карта урока развития речи "Моя поляна" 4 класс

Урок изложение текста-повествования "Моя поляна" с использованием презентации....

Технологическая карта урока "Развитие речи" (4 класс I отделение)

Технологическая карта урока развитие речи по теме: "Подготовка к изложению" (1 урок). На уроке осуществлено первичное знакомство с текстом, проведена словарная работа (уточнены лексические з...

Технологическая карта урока развития речи 2 класс. Изложение текста по вопросам "Первая охота"

Технологическая карта урока развития речи во 2 класса. Описание построения урока при обучению детей написанию изложения по составленным вопросам во 2 классе. За основу взят текст Виталя Бианки "П...