Константин Паустовский «Растрепанный воробей» Анализ героев произведения 3-ий урок (УМК "ПНШ") 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Курушина Елизавета Андреевна

Тема: Константин Паустовский «Растрепанный воробей» Анализ героев произведения 3-ий урок

Цели и задачи урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» ; обучение приемам работы над характеристикой героев.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: характеристики героев произведения К. Паустовского «Растрепанный воробей»

 Уметь: выделять главную мысль произведения;

Уметь: устанавливать последовательность событий в тексте

Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  развитие чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

 

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: Литературное чтение: 3 кл.:  учебник «ПНШ» 2 ч., презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 30.04

Школа: №43

Класс: 3-В

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Константин Паустовский «Растрепанный воробей» Анализ героев произведения 3-ий урок

Цели и задачи урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей» ; обучение приемам работы над характеристикой героев.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: характеристики героев произведения К. Паустовского «Растрепанный воробей»

 Уметь: выделять главную мысль произведения;

Уметь: устанавливать последовательность событий в тексте

Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  развитие чувства сопереживания, сострадания; понимание моральных норм при оценке поступков героев.

Тип урока: рефлексия.

Оборудование: Литературное чтение: 3 кл.:  учебник «ПНШ» 2 ч., презентация.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Этап самоопределения к деятельности.

Психологический настрой.

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Андреевна , и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.  

- Ребята, улыбнитесь мне и друг другу, присаживайтесь.  (слайд 1)

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Л:формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Р:нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация знаний и мотивация.

Артикул.зарядка: выраз. Чтение.

Словес.: подводящий диалог.

4-5 мин

-А теперь, хором повторяйте за мной каждую строчку, проговаривая каждое слово. (слайд 2)

Я – весёлый воробьишка.

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив. 

И пуглив. Чив-чив, чив-чив.

Мне едою служат мошки.

Мне едою служат крошки. 

Я хитер и шаловлив.

Суетлив. Чив-чив, чив-чив.

-Прочитайте медленно в пол голоса.

-С ускорением.

- С вопросительной интонацией

-С восклицательной интонацией

-А кто прочитает скороговорку с восклицательной интонацией всем?

- А сейчас послушайте загадку,  и отгадайте её. Не забывайте,что отвечаем мы по поднятой руке(слайд3)

Окраской -  сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это….( ворона) (слайд4)

Дети повторяют за учителем

Жужжащее чтение

-ворона

Р: целеполагание.

П: умение отгадывать загадку по отличительным признакам задуманного слова.

  1. Постановка учебной задачи.

Словес.: подводящий диалог.

Словес.: определение темы и целей урока

4-5 мин

-Ребята,почему мы начали говорить о воробье и вороне?  

Определите тему урока.

Да, действительно, мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей»(слайд 5)

 Эпиграфом  урока я взяла пословицу « На добрый привет – благодарный ответ».(слайд6).

-Как вы думаете, к кому из героев сказки мы можем отнести пословицу « На добрый привет – благодарный ответ»? К Маше, маме, вороне, Петровне, воробью Пашке?

Это и есть учебная задача. К концу урока мы с вами должны найти ответ на поставленный вопрос. Авторы услышанного вами стихотворения и загадки дали свою характеристику, а мы с вами составим свою характеристику героев.

-продолжим работать с произведением Константина Паустовского «Растрепанный воробей»

-……..

Р: формулировка задач урока с помощью учителя.

Динамическая пауза

1 мин

видео

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

  1. Первичное закрепление.

Словес.: выразительное чтение на оценку

Практич: решение теста с взаимопроверкой

15 мин

- Давайте вспомним, какое у вас было домашнее задание?

-Давайте прочитаем третью часть на оценку.

6-7 человек читают  на оценку

-Сейчас проведем не большой тест, и проверим,

на сколько внимательно вы читали это произведение

(тест + взаимопроверка) (слайд 7)

-прочитать третью часть произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей»

Решают тест

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

  1. Групповая работа с самопроверкой.

Составление обобщенного ответа о герое.

15 мин

 -А сейчас мы будем работать в группах:

Давайте вспомним правила работы в группе:

Правила работы в группе

 1. Работаем дружно

 2. Важно мнение каждого

3. Распределяем обязанности

 4. Объясняем свою точку зрения

 5. Уважаем мнение всех членов группы

6. Работаем тихо, чтобы не мешать другим (Слайд 8)

Кто прочитает правила?

Каждая группа будет описывать героя по плану(Слайд 9):

1. внешний вид героя (Если есть)

2.  характер и поступки героя

3. отношение автора к герою

Сейчас мы разделимся на 4 группы:

1 группа будет описывать Машу

2 группа маму

3 группа ворону

4 группа воробья

5 группа будет описывать Машу

6 группа воробья Пашку

Не забудьте распределить обязанности и назначить выступающего

Пользуясь текстом учебника, вы составляете характеристику, затем представите свои результаты.

Слушают учителя

П: формирование  умения работать с текстом, находить нужные фразы.

К:Развитие умений работать в группах. Формирование умения слушать и слышать.

  1. Включение в систему знаний, повторение.

Словесный: выступление от группы

6-8 мин

-Кто был ответственен за выступление, выходят для защиты своих работ (слайд8)

Слушают выступающего

П: построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

Р: развитие умения оценивать работу других учащихся, аргументировать своё мнение.

  1. Рефлексия деятельности.

Словесн.: ответы на вопросы.

1 мин

Вернёмся к нашему эпиграфу: к какому герою относится пословица? Почему?(слайд8)

-А с вами в жизни случались такие истории?

Оцените свою работу на уроке по 10-бальной шкале.

Проводят самоанализ деятельности

Ответы детей.

Р: осуществление итогового контроля

Домашнее задание

1 мин

Домашнее задание в рабочей тетради на странице 55 составить пересказ по фрагменту рассказа.

Записывают домашнее задание.

Р: планируют свою деятельность в соответствии с задачей.

Характеристика героев рассказа К. Паустовского «Растрепанный воробей»

1.Маша :маленькая девочка, которая живет с родителями в большой квартире. Она очень добрая  и заботливая, это проявляется в том, что она забрала себе домой воробья после того как  на него напала ворона ,пригладила ему щеткой перышки ,накормила и выпустила. Маша любопытная ,потому  что ей было интересно посмотреть как  ворона протискивается в форточку. Она залезла на стул открыла форточку и спряталась за шкафом. В результате повышенного интереса ко всему и случилась неприятность - птица утащила букет, который был дорог матери. Девочка сочувственная, милосердная. Она сострадает матери, поддерживает ее. Девочка привыкла чутко относиться не только к природе, но и к искусству. Все это характеризует Машу, как человека доброго, впечатлительного, эмоционального и сочувственного. Я считаю ,что автор хорошо относится к девочке, с любовью и нежностью .

2.Мама Маши : актриса театра ,балерина ,исходя из этого можно представить, что она худенькая и хрупкая  женщина, благородная женщина, очень сентиментальная ,плакала когда поняла ,что пропала брошь ,в конце спектакля, когда поняла ,что не может сдержать свое обещание .Автор так же любя относится и к маме Маши,  с состраданием и нежностью .

3.Ворона: умная, наглая и запасливая, хитрая , и скупая. Она хорошо знала воробьиные повадки и в нужный момент умела скрыться от него. Ворона своровала брошь, за что вскоре и получила по заслугам. Автор относится к вороне с осуждением.

4.Воробей Пашка: вечно голодный и растрепанный . Смелый ,ловкий , и отважный, не побоялся тревожить ворону. Сообразительный и любопытный, имеет чувство благодарности  Пашка  благодарит Машу за её помощь разными подарочками. Он бросается помогать девочке возвращать брошку, для чего созывает своих друзей. Именно храбрый Пашка относит маме стеклянный букетик.,. Пашка драчлив, но вынужденно, он скорее защищается. Автор относится к воробью с любовью, состраданием, с юмором,  а еще я думаю, что через его образ автор хочет показать, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы победить врага.

Тест

Выполнял __________________________

Проверял ___________________________

1.Как звали нянюшку Маши?

А. Ивановна

Б. Степановна

В. Петровна

2.Мама Маши в театре:

А. Пела

Б. Играла

В. Танцевала

3.Мама готовилась танцевать:

А. Снегурочку

Б. Золушку

В. Красную шапочку

4.Букет цветов был сделан из:

А. Хрусталя

Б. Тонкого стекла

В. Толстого стекла

5. Папа должен был вернуться:

А. Весной

Б. Летом
В. Осенью

6 . Ворона жила:

А. В ящике

Б. В сарае

 В. В ларьке

7. Растрепанного воробья звали:

А. Пашка

Б. Васька

В. Тишка

8. Воробья подобрал(а):

А. Милиционер

Б. Прохожий

В. Маша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению К.Паустовского «Растрепанный воробей». Часть 1.

Первый урок из трех, посвященных изучению произведения К.Паустовского «Растрепанный воробей» по программе УМК «Школа России», учебник Климановой Л.Ф. 2013 г. ФГОС...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Константин Паустовский. Растрепанный воробей"

Тема урока: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей».                                   ...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Характеристика поступков героя” (2-ой урок)" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей»....

Технологическая карта-обобщающий урок по произведениям М.Горького «Случай с Евсейкой» А.И. Куприна «Слон» К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»(3 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями М.Горького «Случай с Евсейкой», В.И.Куприна «Слон», К.Г. Паустовского «Растрепанный...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...