Урок обучения грамоте. Тема урока: Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ильина Лариса Анатольевна

Данный урок знакомит со звуком [Ж] и буквами Жж, по программе "Школа России". Этот материал можно использовать на уроках обучения грамоте 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_zhzh.docx123.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте  в 1-Б классе

Тема  урока:  Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

ФИО автора                         Ильина Лариса Анатольевна

место работы, должность   МБОУ «Ново - Ямская СОШ»

предмет Обучение грамоте (чтение)

класс 1- Б

тема урока Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

базовый учебник Азбука В.Г. Горецкий УМК «Школа России»

Тема  урока:  Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     

образовательные:

  • познакомить  с буквой  Ж и ж и звуками   [ж] [ ш];
  • учить  давать характеристику звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

 развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                       

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

     Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

     Формирование ключевых компетенций:

  •         учебно – познавательной
  •         коммуникативной

     Единица содержания: характеристика звуков [ ж] [ш], обозначаемого на письме букой Ж, ж

     Граница знания – незнания:

  • дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)
  • не знают какие звуки обозначает буква Ж,ж

Оборудование: презентация, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки для индивидуальной работы.

Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

неуспеха в учении.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

2 мин

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

  1. Самоопределение к учебной деятельности

ФронтальнаяСловесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Сегодня у нас урок необычный – к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их, подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу и мне. Садитесь.

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Мы хотим им показать,

Как умеем отвечать.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.

Я хочу пожелать вам удачи на сегодняшнем уроке. Пусть девизом нашего урока станут слова «С малой удачи начинается большой успех».

Осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Слайд 2

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

 II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности-6 мин

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие  известные нам  буквы «проживают»  в этом удивительном городе.

- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?

- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом? Чем они отличаются?

- А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч, ь?

«Буквоград»

Гласные и согласны

Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.

На первом этаже живут гласные, которые придают мягкость согласным, на 2ом гласные, которые придают твердость предшествующим согласным.

- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.

На 1ом живут согласные буквы, обозначающие глухие звуки. А на 2ом - буквы обозначающие звонкие звуки.

Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук. Ь знак звука не обозначает

III. Постановка учебной задачи

5 мин

Речевая разминка

Фронтальная Словесный. Беседа

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей»  города «Буквоград»

 Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один.

  1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.
  2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.
  3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….

 Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …

- Назовите первые звуки слов - отгадок.

- Произнесите, как жужжит жук.

-Раскрасте кружок под картинкой, где в слове есть звук ж

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с  пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить … звук  и …букву.
  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

- Где новые знания в жизни можно применить?

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность.  

– Познакомимся со звуком ж и буквой, его обозначающей

Жираф    (слайд 3)

Жук     (слайд 4)

– Ж-ж-ж…

Работа на карточках

Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

КАРТИНКА-ЖУК

Формулируют цели:

 -познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж.

- учиться читать   слоги, слова,

тексты с новой буквой.

Слайд 5

Формулируют учебную задачу

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Фронтальный. Устные ответы

Коллективный. Правильное произношение звуков

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.-

7 мин

1. Детские игры. Работа с картинкой. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 25)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа по картинке, работа со схемой

-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

– Рассмотрите картинку и определите, в какую игру играют дети.

– Выделите первый звук из слова жмурки, выполните слого-звуковой анализ этого слова с использованием схемы к этому слову.

– Охарактеризуйте звук [ж]

Рассматривают предметную картинку. Выделяют звук ж. Работают со схемой-моделью слова.

– Согласный звук [ж] звонкий и всегда твердый

-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.

-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

Надеть «волшебные наушники»

- Послушать, как он звучит в словах.

Учащиеся представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый. (слайд 6)

-У звука [ж]  нет мягкой пары.

Звук  [ж]  всегда твёрдый

Звуковичок (слайд 7)

Выделяют звук ж 
из слов, наблюдают
за произношением нового звука в словах, выполняют слого-звуковой анализ слова; устанавливают на основе наблюдений, что звук
ж звонкий и всегда твёрдый

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова

2. Физкультминутка-1  мин

Игра «Гости»

 

Коллективная. Словесный, практический.

Дидактическая игра

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.

Железо, волк, ужи, стрижи, цапля, чемодан, ежи, снежинка, жук, лыжи, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]?

Слушают слова.

– [ж].

Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук [ж], и топают ногами, если его не слышат в словах

Распознают в словах новый звук [ж].

Коллективный. Устные ответы, игра

3. Знакомство с буквой Ж

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

На что похожа буква (жэ) Ж?

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.

– Выложите букву Ж из счетных палочек

Находят букву Ж
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

(слайд 8,9)

Из счетных палочек выкладывают букву Ж    (слайд 10)

Находят букву Ж на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

4. Чтение слогов
и слов (учебник, с.25)

V.Первичное закрепление.-7 мин

Чтение слов (учебник, с.25)

Фронтальная. Словесный. Чтение слов

– Прочитайте слоги.

-На какие слоги надо обратить внимание? Почему?

Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными ы, я. Они отказались стоять после “ж”. Как назовём эти сочетания букв?

Правило

– Прочитайте слова.

– Сравните звуки [ж] и [ш]

-Какое слово лишнее?

Читают слоги и слова. 

                                  (слайд 11-21)

– Звук [ж] – звонкий,
а звук [ш] – глухой

Жучка

(слайд 22) жи-ши  пиши с и

с.26 Азбука

Читают слова с изученными буквами. Осуществляют сравнение звуков, делают вывод

Фронтальный. Чтение, составление предложения

5. Кто? Что? Что сделали? Работа с текстом (учебник, с. 25)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, пересказ

–Рассмотрите картинку. Предположите о чем пойдет речь в тексте? Прочитайте текст.

– Выполните задания к нему

Читают текст рассказа, отвечают на вопросы. Пересказывают

Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы: кто? что? что сделали?

Фронтальный. Устные ответы, пересказ

 6. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 24)

Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа

– Рассмотрите картинку.

– Составьте по ней рассказ.

– Ответьте на вопросы

Рассматривают картинку, составляют рассказ, отвечают на вопросы

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ

Коллективный. Устные ответы, рассказ

7. Работа с пословицами (учебник, с. 24)

Фронтальная, парная. Словесный, проблемный. Беседа

– Прочитайте пословицы.

– Как вы понимаете смысл пословиц?

– Обсудите с другом проблему

Читают, выполняют задания в учебнике

Объясняют смысл пословиц. Высказывают свое мнение. Обсуждают проблему в паре, делают вывод

Фронтальный, парный. Устные ответы

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Зарядка для глаз

Слайд (23)

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке.

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.-5 мин

1. Развитие связной речи. Чтение рассказа «Первые снежинки», работа с картинкой (учебник, с. 26)

Фронтальная. Словесный. Чтение, рассказ

– Прочитайте рассказ.

– Найдите слова со слогами жи и ши.

– Что вы можете сказать о правописании этих слогов?

– Рассмотрите картинку, составьте рассказ про малышей

Читают рассказ.

– Лужи, закружились, пушистые, снежинки.

– Слышим звук [ы],
а пишем букву
и.

Составляют рассказ

Понимают смысл прочитанного текста, составляют рассказ по сюжетной картинке. Формулируют правило правописания жи и ши

Фронтальный. Чтение, рассказ, правило

 2. Чтение слов. Правописание ши, жи
(учебник, с. 26)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте слова.

– Прокомментируйте написание слов. Как проверить правописание жи и ши?

Читают, объясняют правописание жи и ши.

Комментируют правописание слов с использованием правила

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Развитие связной речи. Составление рассказа с опорными словами (учебник, с. 26)

Парная. Словесный, практический. Рассказ

– Прочитайте слова, составьте рассказ.

– Сколько предложений получилось?

Составляют рассказ со словами, считают предложения

Составляют рассказ с опорными словами, соблюдая логику. Распознают предложения
в рассказе

Парный. Рассказ

VI. Рефлексивно-оценочный-

2 мин

Фронтальная, индивидуальная.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей

Словесный. Беседа

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Вернемся к целям урока:

  • Изучить … звук  и …букву.
  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
  • Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

Смайлики

– Спасибо за урок

Девиз урока «С малой удачи начинается большой успех».

на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

деятельности

C:\Users\Копмьютер\Desktop\Ж+\Слайд1(13).JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буквы "С" ,"с" и звуки [с], [с\']"

Материал, подобранный к уроку, значительно превышает возможности традиционного урока в 1 классе ( по продолжительности). В данной работе я предлагаю задания, которые можно применить на уроках об...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, ж

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Строчная и заглавная буквы Ж, жГде дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. Буквы  Ж, ж. Письмо строчной буквы ж (2 ч)....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе на тему: "Буква Я, я, обозначающие звуки [йа], [а]. Письмо букв Я, я".

В материале представлена разработка интегрированного урока по обучению грамоте и письму для учащихся 1го класса....

урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"

Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...