Рабочая программа по литературному чтению 1-3 "Школа России"
рабочая программа по чтению

Штаханова Ирина Валериевна

Рабочая программа по литературному чтению 1-3 "Эффективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_chteniyu_ensh.docx140.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №1381»

 

129346, Москва, Янтарный проезд, д.2

Тел. (499) 184-46-96 / (499)184-59-60                   E-mail: 1381@edu.mos.ru                sch1381.mskobr.ru                     
ОКПО 40101892,          ОГРН   5147746334159            ИНН/КПП  7716789580/771601001 

        

 

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

Проект «Эффективная начальная школа»

Составлена учителем:

Штахановой И.В.

Москва

2020

 Программа разработана на основе:

  1.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373).
  2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.
  4. Программы общеобразовательных учреждений авторов Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Обучение будет осуществляться по учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., «Литературное чтение», изд. Просвещение», входящему в Федеральный перечень учебников, утвержденных на 2019-2020 учебный год.

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.     

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. 

Читательская компетентность определяется:

  • владение техникой чтения;
  • приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • знанием книг и умением их выбирать;
  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Основными целями начального обучения литературному чтению являются:

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

-  обогащение нравственного опыта младших школьников;

- формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности;

- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

- Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

- Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса    младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-  формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными видами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

             В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Курс рассчитан на 374 ч: 1год — 136 ч (по 4 часа 34 учебных недели), во 2—год — по 136 ч (по 4 часа 34 учебные недели), в 3 год – 102 часа (по 3 часа 34 учебные недели).

I   ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

                                       (1(2)-4 КЛАССЫ)

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • воспринимать на слух различные виды текстов,
  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
  • читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

  • различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

  • Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Коммуникативные УУД

  • Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
  • Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
  • Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
  • Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
  • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Личностные

  • Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
  • Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
  • Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
  • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
  • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений.
  • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
  • Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
  • Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
  • Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
  • Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
  • Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
  • Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
  • Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
  • Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
  • Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
  • Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
  • Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

II  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (1-4 КЛАССЫ) С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Формы организации деятельности:

-урок

-урок-экскурсия

-урок-проект

- литературная гостиная

- творческие мастерские

-интегрированный урок

Тематическое планирование курса «Литературное чтение» (1-3)

                                               1 год

Тема

КЭС

                  Планируемые результаты

Методы и формы контроля/КИМ

Личностные

Метапредметные

     Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Добукварный период.

Жили-были буквы

(7ч.)

В. Данько «Загадочные буквы». И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет».  Г. Сапгир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?, С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». 

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение  к своей семье, ценить

взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Внимательно

относиться к красоте

окружающего мира.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

-Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

-Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить-Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре

-Участвовать в коллективном

обсуждении учебной.

проблемы

-Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

-понятиям «автор», «писатель», «произведение»: будет использовать эти понятия в речи, понимать их значения.

создавать свои двустишия о буквах.

-познакомится с рифмой

Текущий,

фронтальный

Букварный период.

Сказки, загадки, небылицы.

И в шутку, и всерьез.

О братьях наших меньших

(50 ч.)

Е. Чарушин «Теремок». РНС «Рукавичка». Загадки, песенки. Русские народные потешки. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

Апрель, апрель! Звенит капель. А.Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна»; «Ласточка промчалась…» Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?»

С. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит собак». В. Осеева «Собака яростно лаяла». И. Токмакова «Купите собаку». Д. Хармс «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и Ёж».

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Осознание своей этнической принадлежности,  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

- Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие

Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.

Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения
в зависимости от цели.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью

-читать текст художест. произведения про себя, делиться впечатлением.  по поводу прочитанного,

находить заглавие, называть автора; различать сказку, стихотворение. 

-пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку.

-определять характер героев, пересказывать по картинному плану, познакомиться с звукозаписью.

Текущий,

тематический

Послебукварный период

Самое великое чудо на свете

(5ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

-внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. -выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

-определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

-знание названий, содержания изученных произведений и их авторов. - создавать небольшой устный текст на заданную тему.

-знание правил заучивания стихотворений, малые фольклорные жанры. Умение выполнять словесное рисование картин природы, читать текст

Текущий, тематический

Устное народное творчество

(13 ч.)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки

-выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах

Регулятивные УУД:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). -определять последовательность изучения материала.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Коммуникативные УУД:

-сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий.

-знание названий, содержания изученных произведений и их авторов. -умение создавать небольшой устный текст на заданную тему

-знание правил заучивания стихотворений, малые фольклорные жанры. -умение выполнять словесное рисование картин природы, читать текст

Текущий,

индивидуальный

Люблю природу русскую. Осень.

(8 ч.)

        

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД

-формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД: 

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

- знание произведений русских поэтов. -умение анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию.

-умение описывать поэтический образ осени в стихах, анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения

Текущий, индивидуальный

О братья наших меньших

(12 ч.)

Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки

социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

Регулятивные УУД: 

-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей, формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные УУД: 

-осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели, рефлексия способов и условий действий;

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью

-анализировать поэтическое изображение осени в стихах, определять тему и главную мысль произведения.

-читать выразительно и осознанно текст стихотворения, осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких – либо явлений природы, читать стихотворения наизусть

Текущий, тематический

Из детских журналов (12ч.)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие, мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя

Регулятивные УУД:  - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей,

Познавательные УУД:  -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера

Коммуникативные УУД

-формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы

-знание названий детских журналов, понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале

- Умение проводить лексическую работу, создавать небольшой устный текст на заданную тему

Текущий, тематический

Люблю природу русскую. Зима.

(10ч.)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина,сказка «Два Мороза». С.Михалкова ,А.Барто, А.Прокофьева

-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

Регулятивные УУД

-формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

-прогнозировать содержание раздела; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; соотносить загадки и отгадки;

-знать содержание произведения. Понимать особенности были и сказки

-сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; отгадывать загадки; 

-наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения

Индивидуальный

Русские писатели (14 ч.)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие, мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя

Регулятивные УУД: 

-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя,

Познавательные УУД: 

-осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели

Коммуникативные УУД: 

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

-прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст; читать стихотвор. ения выразительно, передавая настроения;

- рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним

- объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

- читать тексты в паре, осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

- соотносить смысл пословиц и содержание текста; составлять план произведения, пересказывать текст подробно. 

Тематический

Люблю природу русскую. Весна

(5 ч.)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

-навыки сотрудничества в разных ситуациях,

умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивостью

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: 

-смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

-прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок;

- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению

- представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

Текущий, индивидуальный

Итого: 136ч.

        

2 год

Тема

КЭС

                  Планируемые результаты

Методы и формы контроля/КИМ

Личностные

Метапредметные

     Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Вводный урок

(1ч.)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

Познавательные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач

Регулятивные УУД: --Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

-знать структуру учебника, систему условных обозначений. Уметь работать с оглавлением, словарём

-уметь находить нужную книгу в домашней и школьной библиотеке; находить нужную информацию в учебнике, работать с ней

Текущий

Люблю природу русскую

(8ч.)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина,сказка «Два Мороза». С.Михалкова ,А.Барто, А.Прокофьева

-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

Регулятивные УУД

-формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск и выделение информации.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других

-прогнозировать содержание раздела; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; соотносить загадки и отгадки;

-знать содержание произведения. Понимать особенности были и сказки;

-сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно; отгадывать загадки; 

-наблюдать за жизнью слов в тексте, чувствовать ритм и мелодику стихотворения

Индивидуальный

Писатели-детям

(16 ч.)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие, мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя

Регулятивные УУД: 

-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя,

Познавательные УУД: 

-осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели

Коммуникативные УУД: 

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

-прогнозировать содержание раздела; воспринимать на слух художественный текст; читать стихотвор. ения выразительно, передавая настроения;

- рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним

- объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;

- читать тексты в паре, осуществлять взаимоконтроль, оценивать своё чтение.

- соотносить смысл пословиц и содержание текста; составлять план произведения, пересказывать текст подробно. 

тематический

Я и мои друзья. (10ч.)

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

Регулятивные УУД: 

-отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, формировать и удерживать учебную задачу, Познавательные УУД: 

-осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели, рефлексия способов и условий действий;

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

-прогнозировать содержание раздела; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста;

- исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художест венное произведение;

- соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; читать по ролям

Текущий, индивидуальный

И в шутку, и всерьез

(12 ч.)

Весёлые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, И.Токмаковой.Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие, мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя

Регулятивные УУД:

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 

-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебниках

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

-планировать виды работы с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя;

-

- читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств;

-

Тематический

Литература зарубежных стран

(9ч.)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен.»Принцесса на горошине».Эни Хогарт. «Мафин и паук».

-навыки сотрудничества в разных ситуациях,

умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивостью

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

прогнозировать содержание раздела; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение;

-определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения

-определять героев произведений;  сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие; пересказывать сказку по составленному плану; инсценировать сказки

тематический

Самое великое чудо на свете

(2ч.)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Регулятивные УУД:

-понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия

партнёра.

- понимать значение  выражений «рукописные книги», «летопись»; делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно  и осознанно читать, определять тему и главную мысль произведения, читать в лицах диалог. -научатся читать текст вслух целыми словами

-слушать мнения одноклассников, высказывать своё мнение. Оценивать свои знания и достижения.

Текущий

Устное народное творчество

(5 ч.)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.», «Иван – царевич и серый волк.», «Сивка – бурка.»

-Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение  к своей семье, ценить

взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Регулятивные УУД:

-понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Коммуникативные УУД :

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

- значение выражений «волшебная сказка», «драматизация», виды сказок, знать особенности строения сказок, художников – иллюстраторов и их произведения

-определять мотивы поведения героев,

-читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном,

-

-определять тему и главную мысль произведения,

-оценивать события, героев произведения,

-по плану характеризовать героев произведения

-пересказывать текст, использую иллюстрации учебника, делить текст на смысловые части,

-составлять его простой план

-прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке

  -определять эмоциональный характер текста.

Текущий

Тематический

Поэтическая тетрадь № 1

(4ч.)

СтихиФ.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, И.Сурикова

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

- произведений русских поэтов. -знать наизусть понравившиеся стихотворения.

Умение анализировать средства художественной выразительности

- прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией, рифмой и ритмом стихотворения.

Текущий

Тематический

Великие русские писатели

(13ч.)

Стихи и сказки Пушкина, А.Пушкина, стихотворения Лермонтова, басни Крылова, рассказы Л.Толстого

-Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение  к своей семье, ценить

взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Регулятивные УУД:

-понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Коммуникативные УУД :

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

- произведения А.С. Пушкина, басни Крылова, рассказы Толстого. -признаки сказки.

-умение анализировать поэтическое изображение зимы в стихах, определять тему и главную мысль произведения. -умение читать выразительно и осознанно текст стихотворения,.

-осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы, определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть. -создавать небольшой устный текст на заданную тему, составлять план произведения, пересказывать по плану

Текущий

Тематический

Поэтическая тетрадь № 2

 (4 ч.)

Н.Некрасов «Славная осень!»  Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».К.Бальмонт «Золотое слово». И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: 

-смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

- умение анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, читать стихотворение наизусть.

- определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики. Прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст, ставить вопросы к прочитанному.

Текущий

Тематический

Литературные сказки

(10 ч. )

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки». Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…» В.Гаршин «Лягушка – путешественница». В.Одоевский «Мороз Иванович».

- принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Регулятивные УУД:

-понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Коммуникативные УУД :

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

-особенности авторских сказок, называть авторов литературных сказок. Знать особенности присказки.

Уметь характеризовать героев, выделять в тексте слова автора, действующих лиц; делить текст на части, составлять план пересказа

- уметь отличать авторскую сказку от народной. Работать с иллюстрацией

Учащиеся научатся прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,

научатся выделять особенности литературной сказки.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, работать с иллюстрацией.

Текущий

Тематический

Были-небылицы

(7 ч.)

М.Горький «Случай с Евсейкой».  К.Паустовский «Растрепанный воробей».

А.Куприн «Слон».

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: 

-смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

- различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст

- находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать рассказ в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Текущий

Тематический

Поэтическая тетрадь № 3

(4 ч.)

С.Черный «Воробей», «Слон». А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».  С.Есенин «Черемуха»

-Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение  к своей семье, ценить

взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Регулятивные УУД:

-понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Коммуникативные УУД :

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

- знание произведений русских поэтов. Знать наизусть понравившиеся стихотворения.

Умение анализировать средства художественной выразительности, выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения, читать стихотворение наизусть.

- умение анализировать поэтическое изображение в стихах, определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики. Прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст, ставить вопросы к прочитанному.

Текущий

Тематический

Люби живое (10ч.)

М.Пришвин «Моя Родина».  И.Соколов-Микитов «Листопадничек». В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».  В.Бианки «Мышонок Пик».   Б.Житков «Про обезьянку».  В.Астафьев «Капалуха».  В.Драгунский «Он живой и светится…»

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: 

-смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

-знать произведения  писателей-натуралистов М.М. Пришвина, В.Бианки, В.Астафьева, Б.С. Житкова, И.С.Соколова-Митикова, В.И.Белова. Умение осознанно и выразительно читать текст художественного произведения.Умение определять, от какого лица идёт повествование, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план.

- прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.  Определять эмоциональный характер текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

- умение определять построение и характер текста, использовать силу голоса для постановки логического ударения, участвовать в диалоге.

Текущий

Тематический

Поэтическая тетрадь № 4

(4ч.)

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».  А.Барто «Разлука», «В театре».  С.Михалков «Если», «Рисунок».  Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение  к своей семье, ценить

взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Регулятивные УУД:

-понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Коммуникативные УУД :

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

- знание творчества С.Я. Маршак, А.Л. Барто, С.В. Михалков, Е.А. Благинина. Умение определять в тексте средства выразительности, читать выразительно стихотворение наизусть, сравнивать стихотворения разных поэтов одной тематики.

- соотносить название произведения и его содержание. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение.

-учиться самостоятельно сочинять стихи, участвовать в творческих проектах.

Текущий

Тематический

Собирай по ягодке-наберешь кузовок

(9 ч.)

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Рассказы

А.Платонова М.Зощенко , Драгунского

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: 

-смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

- уметь: прогнозировать содержание раздела. Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

-уметь: читать «про себя», осознавая содержание текста.

- описывать основные события рассказа. Пересказ на основе иллюстрации.

Научимся понимать смысл юмористического произведения, самостоятельно придумывать юмористические рассказы о жизни детей.

Текущий

Тематический

По страницам детских журналов

(4ч.)

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».  Г.Остер «Вредные советы». Г.Остер «Как получаются легенды».  Р.Сеф «Веселые стихи»

-проявлять уважение  к своей семье, ценить

взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Учиться основам смыслового чтения поэтического текста, выделять существенную информацию.

Регулятивные УУД:

-понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Коммуникативные УУД :

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра

-Знание, как устроен журнал

Умение устанавливать темп чтения, работать с иллюстрациями, ориентироваться в журнале. -умение найти нужную статью в журнале или рубрику, находить отличия книги от журнала. Поддерживать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. -умение проводить лексическую работу

-умение определять тему и главную мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно.

-умение поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ.

Текущий

Тематический

Зарубежная литература

(4 ч.)

Мифы Древней Греции. Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Регулятивные УУД: 

-применять установленные правила в планировании способа решения,

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: 

-смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели, понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД: 

-формулировать собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении

-знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». -умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

-Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части

Текущий

Итоговый

Итого:

 136 ч.

3 год

Тема

КЭС

                  Планируемые результаты

Методы и формы контроля/КИМ

Личностные

Метапредметные

     Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Водный урок.Летописи, былины, сказания,жития (8ч.)

Из летописи « И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».Из летописи « И вспомнил Олег коня своего» А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге» .Поэтический текст былины « Ильины три поездочки» й. Сергий Радонежский

-чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

 -строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 -ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале

- знать жанр "летопись", «былина»

-уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения     читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

- определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.

Текущий,

Тематический

Чудесный мир классики (18ч.)

П. Ершов « Конек – Горбунок». А. С. Пушкин « Няне»,« Туча»,

 « Унылая пора! Очей очарованье!.. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,М. Ю. Лермонтов « Дары Терека», « Ашик – Кериб». Толстой « Детство». « Как мужик камень убрал». Басня, А. П. Чехов « Мальчики»

- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

Регулятивные УУД: 

-работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: 

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Коммуникативные УУД:

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

- название и основное содержание изученного произведения.                  -уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

- определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту

- анализировать поведение героев

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Тематический

Поэтическая тетрадь № 1

(10ч.)

Стихотворения Ф. И. Тютчева, А.А. Фета,  А. Баратынского, А. Н. Плещеева, И. С. Никитина, .Н. А. Некрасова, И.Бунина

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Уметь видеть языковые средства, использованные автором

- соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий

Индивидуальный

Литературные сказки  (12ч.)

В.Ф. Одоевский « Городок в табакерке». В.М. Гаршин « Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов « Серебряное копытце» .С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

 -строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 -ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале

- отличительные особенности литературной сказки

-уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста

- работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.

Текущий, тематический

Делу –время, потехе -час(7 ч.)

Е. Л. Шварц « Сказка о потерянном времени». В. Ю. Драгунский

« Главные реки», « Что любит Мишка». В. В. Голявкин « Никакой горчицы я не ел».

- Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ориентироваться в жанрах по определенным признакам

- Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события

Текущий,

тематический

Страна детства

(6 ч. )

Б. Житков « Как я ловил человечков». К. Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко « Ёлка».

- понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

 -строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 -ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале

- пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы.

- Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

-уметь приводить примеры произведений фольклора

Текущий

Тематический

Поэтическая тетрадь № 2

(4 ч.)

В. Я. Брюсов « Опять сон», « Детская». С. А. Есенин « Бабушкины сказки», М. И. Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства»

- умение воспринимать красоту природы.  Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

- читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

- различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию.

Индивидуальный

Природа и мы (10 ч.)

Д. Н. Мамин – Сибиряк « Приемыш». А. И. Куприн « Барбос и Жулька». М.М. Пришвин « Выскочка». Е. И. Чарушин « Кабан». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

 -строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 -ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале

- определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Текущий ,

Тематический

Поэтическая тетрадь

№ 3

(6ч.)

Б.Л. Пастернак « Золотая осень».С.А. Клычков « Весна в лесу». Д. Б. Кедрин « Бабье лето».

Н.М. Рубцов « Лебедушка». С.А. Есенин « Лебедушка».

- чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.

Регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопрос

- изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Тематический

Индивидуальный

Родина  (6ч.)

И.С. Никитин « Русь». С.Д. Дрожжин « Родине». А.В. Жигулин « О, Родина! В неярком блеске…»

- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

 -строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 -ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале

- определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений.

- выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Текущий

Тематический

Страна Фантазия (5 ч.)

Е. С. Велтистов « Приключение Электроника», К. Булычев « Путешествие Алисы».. 

- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

Регулятивные УУД:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

- определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

- составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Тематический  

Зарубежная литература  (10ч.)

Дж. Свифт « Путешествие Гулливера». Г. Х. Андерсен « Русалочка».

М. Твен « Приключения Тома Сойера», С. Лагерлёф « Святая ночь» « В Назарете», « Иисус и Иуда»

- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные УУД:

 -строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

 -ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале

- определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

- пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, давать характеристику героям

Тематический

Итоговый

Итого:

 102ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....