Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Кубаева Юлия Ивановна

Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Учитель: Барабаш Ю.И.

Дата: 13.02.2020

Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Задачи:

1) Познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;

2) Развитие познавательного интереса к животному миру , наблюдательности; развитие техники чтения, навыков осознанного , выразительного чтения;

3) Способствовать воспитанию бережного ,заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Цель: Расширить знакомство с творчеством А.И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».

 Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий «золотник», «снасти», « чётки», « верста», «сажень», « вздор»;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, дети! Сегодня у нас много гостей. Они пришли посмотреть какие мы, как мы работаем на уроке. Давайте поздороваемся с ними и начнём работу.

На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

II. Разминка.           

На доске написаны слова                                                                            

Тающий снег, набухшие почки, звонкая капель, первые листочки, солнышко лучистое. (Закрыть доску).

- Какие слова запомнили?

- С каким временем года ассоциируются у вас эти слова

Вспомните первые приметы весны. (Светит солнце, тает снег, становится немного теплее).

-Какие ещё приметы весны вы знаете? (Прилёт птиц).

– Да, прилёт птиц – яркая примета весны. Какие птицы прилетают к нам весной? (грачи, жаворонки, скворцы, зяблики, дрозды)

– Прочитайте хором и отгадайте загадку, о какой птице мы будем сегодня читать на уроке.

Опустел домишко вдруг,

Улетел жилец на юг.

А весною, наконец,

Возвратился к нам …  

- Прочитайте информацию об этой птице. (Дополнительный материал)

Учитель выставляет иллюстрацию со скворцом.

III  Работа над скороговоркой  

На доске записана скороговорка                                                                        

Летит скворец – зиме конец!

- Как понимаете эту скороговорку?

(Читаем 3 раза хором с увеличением темпа чтения)

IV. Актуализация знаний обучающихся.                                                              

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

V. Постановка цели и задачи урока.

- Какую цель перед собой поставим?

VI. Работа с текстом до чтения                                                                          

 (Дополнительный материал)                              

 Александр Иванович Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.

А.Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П.Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.

Писать для детей ему предложил К.И.Чуковский, который в то время был редактором детского журнала.  В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые.

- Как вы думаете, почему А.И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать)

- По названию произведения можно догадаться, о чем оно?

   

VII. Прослушивание аудиозаписи, чтение текста учителем и подготовленными учащимися.

- Внимательно послушайте произведение А.Куприна «Скворцы» и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

VIII. Беседа по восприятию текста.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Как автор относится к своим героям?

- Как люди готовились к встрече скворцов?

- Как себя вели птицы?

- Как скворцы берегли свои гнезда и от кого?

-  Начнем с трудных слов. Работа со словарями.

Золотник, снасти, чётки, верста, сажень, вздор – в учебнике с.45-46    

 

IX. Упражнение на релаксацию. Слушание грамзаписи «Голоса птиц».

-Ребята, хотите услышать пение скворушки?

-Примите удобное положение, закройте глаза и представьте, что вы в весеннем лесу.

Включается запись пения скворца.

-Какие чувства вы испытали?

– Вот как распевает свои звонкие песни скворец. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

X. Работа с текстом после чтения

- Работа в тетрадях с.32 №2

Обобщение

Тест                                                                                                              

1. Это произведение

а) рассказ

б) стихотворение

в) сказка

-За правильный ответ 1 балл

2. Автор этого произведения

а) К. Паустовский

б) Б. Житков

в) А. Куприн

-За правильный ответ 1 балл

3.Главные герои произведения

а) Воробьи

б) Скворцы

в) Галки

-За правильный ответ 1 балл

4. Когда скворец-мамаша кладёт яйца?

 а) в середине мая

б) в середине апреля

в) в середине июня

-За правильный ответ 1 балл

5. В какую сторону располагаются скворечники отверстием?

а) на запад

б) на восток

в) на север

-За правильный ответ 2 балла

6.Кому подражал мой знакомый скворец?

а) журавлю

б) чайке

в) аисту

-За правильный ответ 2 балла

7. Почему скворцы гнали за  версту трёх галок?  Почему маленькая собачка не могла сама добраться до дома?

а) защищали молодое поколение

б) защищали скворечник

в) отбирали корм

-За правильный ответ 2 балла

Проверка.

Самооценка.

Рефлексия

-Чему вы научились на уроке?

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:

        сегодня я узнал…

        было интересно…

        было трудно…

        я выполнял задания…

        я понял, что…

        теперь я могу…

        я почувствовал, что…

        я приобрел…

        я научился…

        у меня получилось …

        я смог…

        я попробую…

        меня удивило…

        урок дал мне для жизни…

        мне захотелось…

XI. Итог урока. Комментированное выставление оценок.

- Наш урок подходит к концу. Итак, кто же он, новый для нас автор?

- Какими важными мыслями хотел поделиться автор?

- Кого из его героев вы успели полюбить?

Учитель: Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным.

Любите, наблюдайте и оберегайте животных – это наши младшие друзья!  

- Спасибо за активное участие в работе  языковедам, журналистам, критикам, читателям и гостям. Надеюсь, новая встреча с автором и его произведением вам запомнится, и вы будете читать его другие произведения. На память хочу подарить вам детский кроссворд «Птицы» и изображения скворца, их можно раскрасить, а для этого полистать книги о скворцах и рассмотреть их окрас.

XII. Домашнее задание.                                                                                  

прочитай рассказ, составь план

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...