Конспект урока по литературному чтению на тему: Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Еремина Виктория Алексеевна

УМК «Школа России»

4 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»

Цели:

  • познакомить учащихся с новым разделом учебника, с понятием «зарубежная литература»;
  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством Дж. Свифта;
  • дать первичное представление о произведении Д. Свифта «Приключения Гулливера»;
  • прививать ученикам интерес к литературе, любовь к чтению;
  • отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать память, речь, воображение;
  • привить интерес к зарубежной литературе.

Тип урока:

  • урок знакомства с новым произведением.

Оборудование:

  • учебник;
  • компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и постановка цели.

- Прочитайте название раздела, который мы начнем сегодня изучать. (стр.159)

- Как вы понимаете его?

- Какие произведения мы уже читали, каких авторов помните?

(Во 2 классе дети читали сказки Шарля Перро, Г.Х. Андерсена, Эни Хогарта, в 3 классе — мифы Древне Греции.)

* Зарубежная литература - это совокупность произведений зарубежных авторов.

ΙΙΙ.  Ознакомление с жизнью и творчеством Дж. Свифта.

- Сегодня мы познакомимся с интересным писателем, его биографией и произведением.

- Посмотрим на доску и прочитаем краткую биографию Джонатана Свифта.

Слайд 1.

Слайд 2.

- Джонатана Свифта можно смело назвать ясновидящим в «Путешествии Гулливера» он упоминает о двух спутниках планеты Марс, которые были открыты в 19 веке, намного позднее, чем вышла его книга

- Придуманное Свифтом слово «лилипут» (человек очень маленького роста, карлик) вошло во многие языки мира.

ΙV.  Работа над произведением.

А) Словарная работа.

-  Перед тем, как начать знакомиться с текстом произведения, мы должны выяснить значения некоторых слов, которые встретятся нам при знакомстве с текстом.

- Давайте попробуем догадаться о значении этих слов.

Слайд 3.

Бриг – парусный  корабль.

Южный океан - условное название вод трёх океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду.

Бристоль – один из крупнейших городов Англии.

Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Колчан – чехол для стрел.

Мальчик-паж – молодой человек из дворян, который прислуживает знатной особе.

Б) Знакомство с главным героем произведения.

- Прочитайте текст. Слайд 4.

 Трехмачтовый бриг "Антилопа" отплывал в Южный океан.  На корме стоял корабельный врач Лемюэль Гулливер и смотрел в подзорную трубу  на пристань. Там остались его жена и двое детей: сын Джонни и дочь Бетти.

 Не в первый раз отправлялся Гулливер в море. Он любил путешествовать.  Еще в школе он тратил почти все деньги, которые присылал ему отец, на  морские карты и на книги о чужих странах. Он усердно изучал географию и  математику, потому что эти науки больше всего нужны моряку.

 Отец отдал Гулливера в учение к знаменитому в то время лондонскому  врачу. Гулливер учился у него несколько лет, но не переставал думать о  море.  Врачебное дело пригодилось ему: кончив учение, он поступил корабельным врачом на судно "Ласточка" и плавал на нем три с половиной года.

 Во время плавания Гулливер никогда не скучал. У себя в каюте он читал  книги, взятые из дому, а на берегу приглядывался к тому, как живут другие народы, изучал их язык и обычаи.  На обратном пути он подробно записывал дорожные приключения.

 И на этот раз, отправляясь в море, Гулливер захватил с собой толстую  записную книжку.  На первой странице этой книжки было написано:  "4 мая 1699 года мы снялись с якоря в Бристоле".

- Как зовут нашего главного героя?

- Как он относился к путешествиям?

- Когда началось его новое путешествие?

- Давайте подумаем, как проходило плавание.

- Что могло случиться с Гулливером?

Слайд 5, 6.

В) Чтение текста учащимися.

- А чтобы узнать, что произошло, когда наш герой проснулся. Открываем учебник на стр. 160.

Г) Обсуждение прочитанного. Отвечаем на вопросы.

- Была ли знакома герою страна, в которую он попал?

- Почему вы так думаете?

- Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?

- А как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков?

- Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см. Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см

- Что хотел сделать Гулливер, когда лилипуты мешали ему уснуть?

- Почему он этого не сделал? Как это характеризует героя?

(Догадливый, способным к состраданию, сильный, Добрый, Большой, Благородный)

- Сейчас мы прочитаем опись предметов, которые нашли лилипуты у Гулливера при обыске.

- Давайте попробуем догадаться, что же это такое? Слайд 7,8.

V. Домашнее задание.

- Что произошло дальше, вам предстоит узнать дома, прочитав стр. 163 – 165 и проиллюстрировав их.

VΙ. Итог.

- Итак, отрывки из какого произведения мы с вами читали?

- Кто автор этого произведения?

- Что больше всего вам понравилось, удивило, поразило на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предм...

Технологическая карта урока "Литературное чтение" на тему "Дж. Свифт "Путешествие Гулливера. " (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих спо...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Дж. Свифт Путешествие Гулливера", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с биографией Дж. Свифта и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера»....

Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера"

Конструкт урока по литературному чтению на тему Д. Свифт "Путешествие Гулливера" с использованием приемов смыслового чтения....