Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
  • уметь анализировать художественное произведение;
  • уметь находить особенности фантастической литературы.

Личностные:         

  • развивать воображение детей;
  • формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                

                                                                                                                              ФИ студента: Меркасимова Алина

Класс: 4                                                                                                                        

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: К. Булычев «Путешествие Алисы»

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
  • уметь анализировать художественное произведение;
  • уметь находить особенности фантастической литературы.

Личностные:        

  • развивать воображение детей;
  • формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 мин.

-Здравствуйте, ребята!  Присаживайтесь!

– Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя фантаста, вспомним ранее изученное и поработаем с произведением. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке!

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

3 мин.

- Скажите, с каким разделом мы начали работу на прошлом занятии? С каким писателем познакомились? Что запомнили о писателе? Какое произведение изучили? О чем оно?  

- Молодцы, а чтобы узнать, о ком мы сегодня с вами будем говорить  решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:

  1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота.
  2. Имя мальчика-робота.
  3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот.
  4. Имя мальчика.
  5. В каком месяце начались эти удивительные приключения?
  6. Гостиница, в которой остановился профессор.
  7. Фамилия автора произведения.

- Итак, у нас получилось слово Можейко.

– Можейко – это настоящая фамилия Кира Булычёва.

- Посмотрите на слайд. Знакомы ли вы с этим писателем и его произведениями?

Отвечают на вопросы учителя.

- Раздел «Фантастика».

- Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Решают кроссворд и читают ключевое слово.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

5 мин.

  • Определите тему цели урока, используя опорные слова на слайде.
  • Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
  • Как вы думаете, о чем это произведение?

Сегодня мы прочтем отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Формулируют тему и цели урока.

Тема: К. Булычев «Путешествие Алисы»

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: слово учителя;

Наглядный: презентация, учебник.

8 мин.

  • Но для начала послушайте информацию о писатели Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву в написании произведений. Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего

Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр. Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки- непоседы Алисы.  

- Мы прочитаем сегодня одну из таких историй.

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет писателя на слайде. Задают вопросы о его творчестве.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник, учебная презентация.

5 мин.

Словарная работа

- Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение.

– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по распечатанному толковому словарю.

  • Космокатер – катер, на котором можно путешествовать в космосе.
  • Иллюминатор – герметично закрывающееся (обычно круглое)
  • окно на корабле, в самолете.
  • Кают-компания – общее помещение для пассажиров или команды судна,служащее столовой, местом отдыха, занятий.
  • Отсек – изолированное от других отделений корабля, самолета какое-либо помещение специального назначения.
  • Бархан – песчаный наносный холм в степях, пустынях.  
  • Ложбина – неглубокий овраг с пологими склонами.
  • Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей.
  • Зачарованно – покоренный чарующим действием кого-либо, чего-либо.
  • Огнемет – прибор, применяемый как оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости.

- Будем читать отрывок все вместе. …, начинает, остальные следят, я остановлю и спрошу другого.

  • Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе?
  • Какой представили себе Алису?
  • Чем вас привлекает эта девочка?
  • От чьего имени ведется рассказ? Назовите остальных героев рассказа.
  • Что понравилось и запомнилось в рассказе? Какой момент показался забавным, волнующим, самым напряженным?
  • О каком приключении Алисы вы прочитали? – В чем необычность, фантастичность всего произошедшего?
  • От чьего имени ведется рассказ? Докажите.
  • – Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
  • Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом?
  • Объясните
  • Где нашли растения? Как они выглядели?
  • –Что услышали герои?
  • Кто такой Зелёный?  
  • Откуда доносилось пение? Что это предвещало?
  • Что же испугало механика Зелёного?
  • Как изменились кустики?
  • Как повели себя люди? Как повели себя растения?
  • Как удалось усмирить растения?
  • Как Алиса догадалась, что им нужно?
  • В чем фантастичность этой истории? Что близко к действительности?

Работают с распечатками страниц из толкового словаря.

Читают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

– Алиса Селезнёва – девочка из будущего, любит животных, ее папа – космозоолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей Галактике.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Наглядный: карточка с заданием

Практический: работа с тестом

7 мин

- А сейчас выполним тест по прочитанному произведению, чтобы понять, как внимательно вы читали. Каждый получил карточку, обводите только 1 правильный ответ. Приступайте.

1. Сколько раз облетел пустыню космокатер?

а) восемнадцать

б) пять

в) восемь

2. Как назывался корабль?

а) Восток

б) Орбита

в) Пегас

3. Сколько кустов выкопали?

а) два

б) пять

в) четыре

4. Что знала Алиса о кустиках?

а) что они погибают без воды

б) что они поют, когда надвигается песчаная буря

в) что они цветут

5. Как звали механика?

а) Жёлтый

б) Красный

в) Зелёный

6. Что схватил отец Алисы, чтобы защититься от кустиков?

а) палку

б) швабру

в) веник

7. При помощи чего Алиса победила Кустики?

а) палки

б) лейки

в) меча

8. С кем сравнивает кусты отец Алисы?

а) со львами

б) с инопланетянами

в) с тиграми

9. Что искали Кусты, когда бродили по песку?

а) воду

б) дерево, чтобы укрыться в тени

в) Алису

10.С чем сравнивала кустики Алиса?

а) с морковкой

б) с петрушкой

в) с цветами

11. Что любил самый маленький и непоседливый кустик?

а) лимонад

б) кофе

в) компот

-Закончили, передайте мне работы и мы продолжаем.

Выполняют тест по прочитанному произведению.

Ответы:

1 (а),

2(в),

3(б),

4(б),

5(в),

6(б),

7(а),

8(а),

9(а),

10(в),

11(а)

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин.

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Подготовить краткий пересказ произведения; нарисовать необычное фантастическое животное, которое могла бы встретить Алиса, и описать его, то есть дайте ему имя и расскажите о нем.

- Урок окончен! Вы большие молодцы!

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме «Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с зарубежными писателями и зарубежной литературой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».Планируемые результаты:Предметные:знать би...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "К. Булычев «Путешествие Алисы»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы»; развитие умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предм...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией автора и отрывком из произведения зарубежной литературы «Путешествие Гулливера», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:...