конспект урока по литературному чтению в 3 класс " Школа России" по теме " Малька провинилась"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зиновина Анастасия Павловна

Конспект представлен по рассказу В. Белова " Малька провинилась".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_-_malka.docx807.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Класс: 3 класс.

Учебник: литературное чтение, 2 часть.

Авторы учебников: Климанова, Горецкий.

УМК: « Школа России».

ТЕМА УРОКА: знакомство с творчеством В. Белова и  его произведением «Малька провинилась».

Цели урока:

Познавательные:

- познакомить учащихся с произведением В. Белова;

- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;

- формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;

- пробуждать познавательную активность.

Развивающие:

- формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения  (УУД смыслообразования);

- формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.

- формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;

- развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;

- извлечение информации из текста на этапе вторичного анализа текста;

- понимание идеи произведения на этапе первичного анализа произведения;

- формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.

Воспитательные:

- воспитывать гуманное отношение к животным;  умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о животных.

Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению 3 класс, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник по литературному чтению, рабочие тетради, пенал, дневник.

План урока:

  1. Организация класса. (5 мин).

- приветствие детей;

- эмоциональный настрой на урок;

- готовность детей к уроку;

- речевая разминка.

      2. Проверка домашнего задания.( 7 мин)

      3. Подготовительная работа. (7 мин).

             - выставка книг В. Белова;

            - биография В. Белова;

             - словарная работа.

      4. Первичное чтение произведения ( проверка общего понимания смысла произведения «Малька провинилась»).  (7 мин)

         - первичный анализ произведения В. Белова «Малька провинилась».

      5. Вторичное чтение текста  «Малька провинилась» учениками по смысловым частям.  ( 10 мин)

          - вторичный анализ произведения «Малька провинилась».

      6. Составление плана по прочитанному произведению. ( 2 мин).

      7. Обобщающая беседа по тексту. (3 мин)

      8. Рефлексия. (2 мин)

      9. Домашнее задание. (2 мин).

ХОД УРОКА.

  1. Организация класса.

Приветствие детей с учителем.        

У: здравствуйте, ребята.

( дети встают около парт и приветствуют учителя).

Эмоциональный настрой.

У:  Доброе утро, глазки!

      Вы проснулись?

     (Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга.)

       Доброе утро, ушки!

       Вы проснулись?

(Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).   

        Доброе утро, ручки!

        Вы проснулись?

(Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.)

        Доброе утро, ножки!

        Вы проснулись?

(Погладить ножки, и постучать по полу.)

        Доброе утро, дети!

        Мы проснулись!

(Поднять руки вверх!)

У:  Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Представьте, что это - солнышко! Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу хорошего настроения.

(дети желают друг другу хорошего дня).

  Проверка готовности детей к уроку.

У: Ребята,  а сейчас давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть учебные принадлежности, а вы кладите руку на этот предмет. Итак, на уроке нам понадобится: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

У: Все готовы начать урок?

Д: Да!

У: А начнем мы его с речевой разминки.

Речевая разминка.

Упражнение для развития речевого аппарата, чистоговорки.

 ( на презентации).

Та-та-та- у нас дома чистота;

Ты-ты-ты-сметану съели все коты;

Ат-ат-ат- берем с собою самокат.

Ор-ор-ор- подмели мы двор.

Вар-вар-вар-сегодня пили мы отвар.

Упражнения для интонации: ( на презентации).

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

(Произнеси с чувством радости.

Произнеси с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.)

( спросить 2  ученика, чтобы они произнесли с чувством радости; 2 – чувство огорчения; 2 – с чувством обиды).

  1. Проверка домашнего задания.

У: начнем наш урок с проверки домашнего задания. С каким  писателем мы познакомились с вами на  прошлом уроке?

Д: мы познакомились с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным.

У: о каком  его произведении мы вели речь на уроке?

Д: « Моя Родина».

У: что же вам было задано?

Д: прочитать это произведение еще раз дома, и выучить наизусть отрывок. (Обращение писателя к детям).

У: чему же посвящено это обращение Пришвина?

Д: писатель призывает нас, детей, к тому, что мы должны охранять  природу, свой родной край.  Мы должны научиться  видеть эти природные сокровища, открывать их и  показывать.  И не забывать о главном, что охраняя природу, мы охраняем нашу Родину.

У: молодцы, а сейчас вы поработаете в парах  и оцените своего соседа по парте. Рассказывайте  не спеша, старайтесь передать весь смысл данного обращения, и тем самым постарайтесь убедить вашего товарища, что охранять природу необходимо.

( Работа в парах. Дети рассказывают друг другу отрывок наизусть).

У: какая пара закончила, поднимите руки, я подойду, и вы продиктуете  мне свои оценки.

У: на этом мы заканчиваем с творчеством М. Пришвина и переходим к знакомству с новым писателем.

  1. Подготовительная работа.

Задачи урока:

- расширить знания  о  В. Белове;

- познакомится с произведением этого писателя.

Подготовка к эмоционально-образному восприятию и пониманию текста.

У: Дети, как называется раздел, над которым мы работаем?

Д:  «Люби живое»

У: Что означает слово любовь? Какая она бывает?

Д: Любовь между мужчиной и женщиной, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям, любовь к своим родственникам и друзьям, любовь к домашним питомцам.

У: значит, какой вывод мы можем сделать?

Д: Вывод: Любовь бывает разная.

У: а как вы думаете, способны ли животные любить так, как люди?

Д: да, потому что животные – это такие же живые существа, как и люди, которые тоже способны любить и заботиться.

У: вы правы, животные способны чувствовать, также как и люди.  Почти все писатели обращались к этой теме. Прежде всего, они старались через "братьев наших  меньших" показать человека. В большинстве литературных произведений животным сочувствуют, скорбят о том, что люди к ним плохо относятся. Отображение животных в русской литературе – это непосредственное сближение человеческого мира с природой. Образы животных – это граница взаимоотношений природы и человека.

Животные – самая уязвимая, нежная часть всего мира. Своей чувствительностью животные превосходят все другие формы жизни, кроме человека. Но они не могут защитить себя от человеческой грубости. Поэтому в животных обнажается  все самое ранимое, сокровенное нутро жизни.

У: и сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких писателей, который также отдельное место в своем творчестве, уделяет именно теме о животных, о взаимоотношениях животных с человеком. Посмотрите на экран. Знаком ли вам этот писатель?

( портрет писателя на доске).

Д:  это Василий Белов.

У: правильно. А с какими произведениями В. Белова вы знакомы?

Д:  « Однажны весной», « Курьер» и др.

Выставка книг писателя ( в презентации).

У: ребята, посмотрите на доску и ознакомтесь, какие произведения еще написал В. Белов.

У: а теперь давайте познакомимся с этим писателем. Прослушайте краткую биографию о его жизни.

Биография писателя.

В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.

  После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста.

  Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет.

 

У: Что нового узнали о В.И.Белове из моего рассказа и рубрики «В гостях у автора»? 

Д: Белов родился в семье крестьянина, работал в колхозе, получил специальность плотника. Писал о русской деревне, о природе. Умер в 2012 году.

Словарная работа (на этапе подготовительной беседы) по произведению В. Белова.

У: чтобы у вас не возникало затруднений с пониманием данного текста, давайте разберем с вами некоторые слова, которые могут вызвать у вас сомнения в процессе чтения. Посмотрите на доску, и прочитайте значение данных слов.

( слайд в презентации).

  1. Первичное чтение произведения ( проверка общего понимания смысла произведения «Малька провинилась»).  

У: сейчас мы приступаем к прочтению данного произведения. Первый раз я вам прочитаю его, а вы внимательно слушайте, можете закрыть глазки, чтобы лучше представить себе картину происходящего.

( учитель читает, дети слушают с закрытыми глазами).

У: Понравилось ли вам данное произведение?

Д: да.

У: как вы думаете, о чем оно?

Д: о преданности, о любви Мальки к своим щенкам.

У:  заметили вы, изменилось ли отношение автора к Мальке в конце рассказа?

Д: да, автор восхитился её материнским чувством.

У: какие чувства у вас вызвал этот рассказ?

Д: возникает чувство грусти, когда щенят отняли у Мальки, чувство нежности, любви.

У: хорошо, молодцы.

Физкульминутка:

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.

  1. Вторичное чтение текста  «Малька провинилась» учениками по смысловым частям.

У: итак, а теперь откройте учебник на странице 68. И приступим к повторному прочтению произведения по смысловым частям и его разбору. Читать будете вы самостоятельно.

У: как вы думаете, где будет первая часть?

Д: первая часть будет начинаться со слов « Как – то зимой» и до слов

 « Ладно, пускай живут»

У: правильно. Пожалуйста, Алексей, прочитай первую часть.

( ученик читает, остальные дети внимательно слушают и следят за своим товарищем).

У: итак, о чем же говорится в этой части?

Д: о Мальке, как ее ругала хозяйка.

У: за что же ругала Мальку хозяйка? В чем она провинилась?

Д: хозяйка ругала ее за то, что она принесла двух щенят.

У: найдите в тексте фрагмент и зачитайте, где описываются эти щенки.

( дети читают фрагмент)

У: какие чувства вызвала у вас эта часть?

Д: жалость к Мальке.

У: как мы можем озаглавить первую  часть?

Д: знакомство с Малькой или Малька провинилась.

У: какое больше название подойдет из этих двух?

Д: Малька провинилась

У: правильно. Запишите первый пункт плана к себе в тетрадь.

( дети записывают пункт плана).

У: теперь подумайте, где будет вторая часть находится?

Д: вторая часть будет начинаться со слов « Потом я слышал» и до слов «....была довольна».

У: о чем говориться в этой части?

Д: говорится о том, как хозяйка тзбавилась от щенят.

У: так куда же Лидия их дела?

Д: одного щенка трактористу отдала, а второго отнесла за реку в соседнюю деревню.

У: как вы думаете, какие чувства испытала Малька в этот момент?

Д: потерю, от нее забрали ее щенят, деток.

У: как можем озаглавить эту небольшую часть?

Д: судьба щенят.

У: хорошо, запишите второй пункт плана к себе в тетрадь.

( дети записывают).

У: найдите третью часть этого произведения.

Д: третья часть будет начинаться со слов « Деревня, где я жил..» и до конца.

У: о чем говорится в этой части?

Д: говориться о том как однажды автор встретился с Малькой, которая бежала в соседнюю деревню.

У: найдите этот фрагмент в тексте и прочитайте его.

( дети зачитывают фрагмент, в котором говорится о деревне, где происходит действие, о том, как зимой люди ходят в соседнюю деревню, и о том, как однажды автор встретился с Малькой).

У: Куда и зачем бегала Малька через день?

Д: Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка.

У: Какие препятствия встречались на её пути?

Д: Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два  километра в деревню и столько же обратно.

У: Какой увидел автор Мальву при встрече с ней?

Д: Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.

У: Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его.  

Д: «Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной  деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в  одно и то же время».

У: Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться  о нем.

У: Какое открытие сделал автор?

Д: Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама.

У: Докажите это открытие словами из текста.  

Д:  «Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша.»

У: Как нужно читать эти строки?

Д: с восхищением.

У: Какие чувства испытал автор?

Д: Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку.

У: Чему можно научиться у Мальки?

Д: У собаки Мальки можно научиться  преданности, верности, смелости, упорству и др.

У: Что можете сказать о главной героине после знакомства с рассказом «Малька провинилась»?

Д: Малька была доброй,  любящей, мужественной собакой.

У: как можем озаглавить эту часть?

Д: малька – верная мамаша.

У: соглашусь с вами, молодцы! запишите этот пункт плана к себе в тетрадь.

  1. Составление плана по прочитанному произведению.

У: ребята, после анализа каждой части, мы её озаглавливали.  Давайте вспомним название каждой части, начиная с самого начала:

  1. Малька провинилась.
  2. Судьба щенят.
  3. Малька – верная мамаша.

У: кто не записал,  перепишите этот план к себе в тетрадь.

( дети переписывают план).

  1. Обобщающая беседа.

У: итак ребята, о чем же этот рассказ, какую важную тему поднимает автор?

Д: любовь Мальки к сови щенкам, несмотря ни на что.

У: правильно, через весь этот рассказ красной нитью проходит мысль о любви матери к своему ребёнку.

У: Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете «равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий  пыльный кустик у дороги», или собака, стремящаяся покормить свое дитятко, несмотря на  трудности и преграды.

( слайд в презентации).

  1. Рефлексия урока.

У: С творчеством какого писателя  мы знакомились?

Д: В. Белов.

У: с каким рассказом Белова познакомились?

Д: Малька провинилась.

У: понравился вам данный рассказ?

Д: да, понравился.

У:  я очень рада, что вас этот рассказ не оставил равнодушным. Наш урок подходит к концу, открываем дневники и записываем домашнее задание.

  1. Домашнее задание.

У: открыли дневники и записываем домашнее задание: рассказ

 « Малька провинилась» - пересказ по плану. Нарисовать рисунок.

У: урок окончен! До свидания!

Д: до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Почему"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Почему" + учебная презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Писатели детям"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Писатели детям" +учебная презентация...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "На горке"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Затейники"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Затейники"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "Живая шляпа"...